Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "Риторика".
1 билет.
Риторика как наука и учебный
процесс. Общая и частная
В классическом понимании риторика, или оратор
Предметом
современной риторики является
мыслеречевая деятельность
Риторика бывает общей и частно
2 билет. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
«Массовая информация» – терминологически устоявшееся понятие, «центральное понятие в системе понятий науки о журналистике. Именно массово-информационная деятельность составляет специфику всех процессов функционирования системы «издатель», «журналист», «текст», «канал» по отношению к «аудитории» и «социальным институтам».
Массовая информация - общесоциальна, она обращается к массе, к массовому сознанию, соответствует нуждам массы в информационном обеспечении.
Информацией можно называть всю совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории
Массовая: наиболее социально-значимая для массового адресата; рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства
«Массовая культура»:
массовая как результат
В отношении журналистики «массовая информация» - обращение к массе, доступная, актуальная, привлекательная для массы, но не облегченно-примитивная.
Билет 3. Общение. Общение и коммуникация. Функции общения.
Журналистика имеет дело с коммуникацией.
Коммуникация – процесс передачи речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации от получателя отправителю.
Общение – речевое взаимодействие людей.
Функции общения:
Психологи выделяют следующие функции общения:
Билет 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
Виды общения:
2) по положению в
пространстве и времени:
3)по наличию или
отсутствию опосредующего аппар
Недостатки коммуникации .
Билет 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. Речевая ситуация определяется условиями или обстоятельствами общения. Для риторики понятие речевой ситуации очень важно. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь — дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)».
В речевой ситуации есть участники, среди которых можно выделить главных и второстепенных. Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом). Для ситуаций ораторской речи это оправданно; для беседы, спора — условно: в диалоге роли постоянно меняются.
Компоненты: адресант, адресат, место, время, мотив, цель.
Билет 6. Типология коммуникативного намерения.
Убеждение – противовес – внушение
Коммуникативная стратегия – это самая общая, типовая коммуникативная задача.
Коммуникативная тактика – это конкретные приемы достижения цели.
2 универсальные стратегии
Человек всегда ставит задачу либо сотрудничать, либо соперничать.
Проксемика – изучает расстояние наиболее удобное для разных видов общения.
Личное пространство. (интимная, личная, социальная, публичная зоны)
Билет 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
1. «литературные способности».
У талантливого журналиста есть «крылья» – анализ факта в контексте действительности, мысль – живая, динамично развивающаяся, направлена на решение проблем.
Особое качество, профессионально необходимое журналисту, можно обозначить как «чувство времени», диктующее выбор социальной проблемы, факта или события с гражданских позиций современника. Чувство времени, позволяющее журналисту раньше других увидеть, оценить увиденное, соотнести его с прошлым и будущим.
Умение думать, анализировать и обобщать, сопрягать факты, оценивать их в контексте рассматриваемого явления. Важна живая, яркая мысль, оперативное решение, система доказательств должна отличаться наглядностью и доступностью для адресата.
Билет 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
Адресат (слушатель) – это третий элемент риторической формулы речи (говорящий – предмет речи – слушающий).
Индивидуальный адресат-собеседник предстает в другом качестве: данные социологов подтверждают, что 80% своего рабочего времени журналист проводит с «источниками информации» (очевидцы события, будущие герои и пр.) и с коллегами. Это общение межличностное и, как правило, устное. Любая газета заинтересована в расширении и реальной аудитории, и ее наиболее активной части – читателей, обеспечивающих обратную связь своими письмами, откликами (по форме общение с таким адресатом – межличностное). Массовый адресат – аудитория достаточно неоднородная. Пропагандистский характер воздействия средств массовой информации предопределяет общие ориентиры, которыми руководствуется журналист: доходчивость в интерпретации фактов, наглядность примеров и способов аргументации, четкая формулировка выводов.
Билет 9. Русский речевой этикет: понятие, признаки, особенности. Роль речевого этикета в профессиональной деятельности журналиста.
Речевая культура отдельного
человека соотносится с нормами речевого
поведения, принятыми в обществе, и с общей
культурой общества. Правила поведения
определяются понятием «этикет»: «
Знание правил речевого этикета – необходимое условие профессионального общения.
«Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипов, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности»
В речевой практике журналиста особенно важным представляется выбор варианта этикетной формулы установления контакта: этим определяется нужная тональность ответной реакции собеседника: знакомство, приветствие-прощание, поздравление, благодарность, извинение, просьба, совет.
Билет 10. Формулы речевого этикета. Определение понятий, ситуации употребления.
Речевым этикетом называют систему требований, которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора
Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель.
Билет 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты. «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью»
Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам
нужно знать, во-первых, из каких источников
они получены; во-вторых, какие цели преследовали
респонденты, сообщившие о тех или иных
фактах; в-третьих, четко отличать факты
науки от обыденных фактов.
Назначение фактов в журналистском произведении
многофункционально: они могут стать основой
информационного сообщения; могут выступать
в качестве аргументов и научно обоснованных
доказательств.
Развертывание факта в жанровую структуру
произведения всегда обусловлено задачами,
стоящими перед журналистами. В одном
случае необходимо сообщить о факте, в
другом — дать подробности о событии,
в третьем — разобраться в причинах возникновения
той или иной проблемы, в четвертом — создать
документальный образ современника и
др. В зависимости от целей сообщения журналисты
используют различные способы подачи,
раскрытия, изображения и истолкования
фактов.
Билет 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
текст – законченное речевое произведение, состоящее не менее чем из двух самостоятельных предложений, образованное по законам данного языка, обладающее автономным смыслом. Основные признаки текста – замкнутость, целостность, связанность.
«Категории текста – это абстрактные семантико-функциональные лингвистические значения, соотнесенные с отношениями явлений объективной действительности, выраженные теми или иными языковыми средствами»
Семантическая категория - пресуппозиция и модальность.
«Пресуппозиция – это высказывание, которое нет необходимости утверждать, так как оно ранее было утверждено и потому сообщается как само собой разумеющееся». Модальность – категория, выражающая отношение высказывания к действительности (объективная модальность) и отношение говорящего к высказыванию (субъективная модальность).
Категории текста
Линейность – это наличие определенного порядка расположения описываемых событий, что передается соответственно цепочкой предложений.
Категория выделения – это противопоставление одного элемента текста другим его элементам.
Локально-временна́я
М.М. Бахтин: «Завершенная целостность высказывания определяется 1) предметно смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом и речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно жанровыми формами завершения.
Билет 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
Речевая деятельность(информационный, знаковый семиотический процесс) - подчеркивает деятельностное понимание процесса, направлена на достижение результата. Ее результат выражается в преобразованиях информации. Отличительная черта этого вида деятельности – совместность, наличие партнера (индивидуального или массового), который и преобразует, перерабатывает полученную информацию.
1.Ориентировочный (происходит осознание потребности: для чего? с какой целью? кто мой собеседник?)
2.Речевой – исполнительный.
3.Побудительно – мотивационный (возникает побуждение (мотив) к деятельности)
4.Этап контроля (оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?)
Речевая деятельность протекает в двух основных формах – устной и письменной.
Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.