Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "Риторика".
Билет 30. Элокуция как этап риторического канона. Функция тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
Элокуция (словесное выражение)
— третий раздел традиционной риторики,
который связан с собственно написанием
письменного или устного
Элокуция:отбор слов для выражения мысли,
описание и классификация риторических
фигур.
Троп-поворот, оборот речи, фигура-оборот
речи, оформляющий ход мыслей говорящего.
3 часть этапа элокуции-характеристика
стиля(речевые средства должны отбираться
в соответствие с жанром и стилем)
Тропы: метонимия-перенос названия по
смежности(:учиться до седых волос вместо
учиться до старости)
Синекдоха-часть вместо целого, род вместо
вида(цвет вместо розы, река вместо воды)
Сравнение
Фигуры выделения: фигуры, основанные
на сопоставлении слов во фразе, часто
представляют собой повторы
Анафора-повторение в начале предложения
одного и того же слова или группы слов.
Например:Но самое главное на мой взгляд
атмосфера, ее не передаст никакое телевидение.
Ее надо было чувствавать, в ней надо было
купаться
Эпимона-повтор грамматических форм слова
В очерке Пескова "Платить за пленку
им надо в два раза больше, чем в магазине.
Но платят-дорога ложка к обеду"
Лексический повтор-повторение в тексте
всего заголовка, отдельного слова или
слов, но при этом обращается внимание
на смысл, заключенный в названии.
Семантический повтор-употребление в
тексте слов, заключенных по смыслу.
Фигуры синтаксиса:инверсия, антитеза-противопоставление
, амплификация-фигура, состоящая в накоплении
синонимов
Фигуры речемыслительные-определяются
ходом мысли и больше характерны для устной
речи:
Перифраза-выражения, являющееся описательной,
распространенной передачей выражения
или слова:царь зверей вместо лев
ЙУподобление-развернутое сравнение одного
факта действительности с другим
Фигуры, выражающие эмоции
Риторический вопрос
Риторическое ответствование-автор сам
задает себе вопросы и сам же на них отвечает.
Билет 31. Основные виды речей: эпидейктическая, информирующая, аргументирующая. Их роль в профессиональной деятельности журналиста.
Эпидейктическая речь – торжественная, произносимая в особо торжественных ситуациях.
Информирующая (информативная) речь и ее особенности - функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности.
Аргументирующая речь - функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Логическое и риторическое в аргументации. Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное.
Билет 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
Выделяют 3 группы жанров на основании целевой установки:
Информационные: репортаж, заметка, хроника, отчет, виды интервью, корреспонденция (цель - создание определенной информационной модели отображения явления).
Аналитические: статья, интервью, комментарий, рецензия, обозрение, расследование, прогноз, версия (цель: выявление причинно-следственных отношений между явлениями, а так же оценка и прогноз).
Художественно-публицистические
Билет 33. Общая характеристика информационных жанров.
С профессиональных позиций информационные (
«Выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным». Тезис о необходимости «профессиональной отточенности» журналистского материала, на наш взгляд, означает правомерность рассмотрения жанровых признаков «литературного продукта» журналистики с позиций риторических, даже если речь идет об информационной заметке.
Билет 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
Функции авторского «я»
многообразны. Вспомним информационные
жанры, где автор выступает прежде
всего свидетелем. В очерке можно
выделить наряду с функцией автора-свидетеля
еще и функции автора-исследова
Выражение авторского «я» в очерке тесно связано с наличием в нем функционально-смысловых типов речи.
Билет 35. Заметка: разновидность жанра.
Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.
Существует такая
Информационная заметка.
Экстралингвистическими стилеобразующими признаками данного жанра являются: наличие факта, новизна информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность.
Факт – это единичное событие (явление), для которого характерны определенные время, место, конкретный предмет речи. Поэтому любая заметка отвечает на 3 вопроса: что? где? когда? При этом в тексте фиксируется единичность события.
Заметка чаще всего представляет
собой текст-повествование –
Билет 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
В ряду информационных жанров репортаж занимает центральное место. Это сообщение факта, описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.
Факт как основа любого информационного жанра не может существовать сам по себе, «вне отношения к читателю». Часто журналисту приходится привлекать внимание к тому или иному событию, пробуждая интерес или сочувствие у адресата. Репортаж.
Общие черты: актуальность, документальность, объективность, оперативность, имеют ответы на вопросы Что? Где? Когда? + Как?
В заметке необязательно указание автора, в репортаже обязательно.
В репортаже обязательно присутствие автора в заметке – нет.
Цель:
Заметка – информировать, привлечь внимание
Репортаж – информировать, воздействовать, дать оценку
Жанровые варианты:
Заметка - хроникальная, с комментарием
Репортаж – информационный, аналитический
Билет 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организация материала.
Разновидности репортажа.
репортаж-«раздумье» автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.
аналитический. Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.
Исторический - сообщается о событии давно прошедшем.
К внутренним «общим местам»,
способствующим раскрытию темы именно
в жанре репортажа, относятся: топос – обстоятельство, топос – целое – часть,
топос – «последующее всегда идет за предыдущим»,
топос – свойства.
Этап инвенции, этап диспозиции, этап элокуции
(облечение мыслей в слова).
38. Интервью:
жанровые разновидности,
Жанровые признаки интервью
Интервью (англ. interview –
беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная
для распространения в печати (по радио,
ТВ).
Журналист обращаясь к адресату(интервьюруемому)
выстраивает драматургию беседы в расчете
на восприятие массового адресата, инфы
идет в прямом эфире с уважаемым человеком( известным)виды
интервью: информативные, экспертные,
проблемные, интервью-знакомства, интервью-мнение,
интервью-монолог.
Билет 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
Анализ-метод научного
исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств,
составные частей. Цель аналитического
жанра - показать помимо явления его сущность
Аналитические жанры: статья, очерк, обозрение,
рецензия.
В аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи с
обобщениям причинно-следственным значением,
опирающимся на умозаключение.
Индукция-движение мысли от накопленных
фактов, от частного к общему путем анализа.
Цель исследования-накопления фактов,
их анализ-обобщение-выводы
Дедукция - от общего к частному тезис-аргументы
– выводы.
Билет 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
Аналитические жанры представлены в периодических изданиях прежде всего жанром статьи. Зародившись как информационные издания, газеты и журналы с течением времени стали обращаться к анализу рассматриваемых проблем. Это и обусловило появление такого жанра, как статья.
Статья отличается наибольшей
широтой обобщения, глубиной анализа фактов. Разновидности:
проблемная, научно-популярная, обще-исследовательская,
полемическая, статья-обзор и др.
Большое количество фактов, статистического
материала, тщательного осмысления фактов,
отбора тех из них, которые будут использованы
в тексте статьи и не нарушат ясности и
четкости выражения идеи.
Билет 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино.
Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.
Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.
Коммуникативная установка – убеждение, воздействие на адресата (читателя и автора произведения).
Рецензию можно рассматривать и с позиций риторических – как речевой жанр. Важнейший признак любого речевого жанра (РЖ) – коммуникативная цель.
Билет 42. Общая
характеристика художественно-публицистических
жанров. Коммуникативные и
В особый раздел художественно-публицистических текстов принято относить произведения, написанные в жанре очерка, эссе, слова, памфлета, фельетона, пародии. Все эти жанры отличаются тем, что в них тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств.
То есть по своим основным функциям художественно-публицистический подстиль сочетает в себе черты публицистического и художественного стилей.
43 билет.
Проблемная статья и
Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация.
Проблемная статья-проблемная ситуация, за ходом ее развития следит в своей публикации очеркист. Автор выясняется причины возникновения такой проблемы, пытается определить ее дальнейшее воздействие, выявить пути решения. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди. Проблема очень часто проявляется через конфликт, возможны ассоциации, параллели, отступления от темы..
Билет 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
Путевой очерк-самая
древняя разновидность очеркового
жанра. Нужно изложить маршрут, путь, пройденный
автором. Отличительная черта жанра-некоторая
за данность, предопределенность фабулы.
Дорожные наблюдения, встречи, события,
свидетелем которых стал автор , впечатления
от новых мест. Еще одна особенность: постеленное
развертывание изображения
В нем великолепно комбинируются портретными
событийный очерки
Важную роль играют детали, подробности.
Я героя выражается в основном при помощи
чужой речи, диалогов, прямая, косвенная
речь.