Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

риторикаа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Билет 14. Говорение  как продуктивный вид речевой  деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.

Результатом, или «продуктом», говорения становится высказывание, порождаемое в процессе речевой деятельности.

Устная речь отличается богатством и разнообразием  форм высказывания. Ситуация общения предполагает наличие как минимум двух коммуникантов и преимущественное использование диалогических форм речи.

Монологичность – в большей степени качество письменной речи, характерное для дистантного общения.

Главное условие  достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя.

Выделяют следующие  основные функции говорения: 
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта 
средство общения (коммуникации) 
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

 

15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика  в профессиональной деятельности  журналиста.

Импровизация - создание художественного произведения непосредственно  в процессе его исполнения.

3 задачи речи (что,  о чем и как говорить) решаются на ходу.

Особенности импровизации:

- Реактивность (реактивное поведение на изменение ситуации, скорость принятия решения)

- Раскрепощенность (Импровизация - это мотивированная, направленная деятельность, которая стимулирует использование всего объема сознания, включая и все несознаваемые процессы., т.е доверие себе и своему подсознанию)

- Внимательность (выявление проблемной ситуации, как следствие непрерывности восприятия информации из складывающийся ситуации)

- Адекватность (готовность к много вариантности при решении любой задачи, на основе актуальной на сегодняшний день, реалистичной модели мира)

Лингвистические признаки:

Фонетические: стабильный темп речи; уменьшение количества семантически и синтаксически не обусловленных пауз; высокая частотность дословных повторов и дублирования реплик; соответствие логических пауз пунктуационным паузам; диапазон мелодики на выделенных акцентах не так велик; отсутствие пауз

Лексико-грамматические: легкость деления на отдельные синтагмы и предложения; стилистическая точность; сокращение числа вводных и незнаменательных слов.

 

 

 

 

 

 

Билет 16. Письмо как продуктивный вид речевой  деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.

Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный (по сравнению с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Специфические условия протекания формируют качества письменной речи: 
• отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним; 
• невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства; 
• отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи; 
• отсутствие возможности использования «немого» языка и др. 
Письмо(способ общения) в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью(процесс общения) называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.

 

17 билет.  Слушание как рецептивный вид  речевой деятельности. Сущность  слушания как вида речевой деятельности.

Если говорение – это процесс порождения речи, то слушание – смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и переработку.

Следует назвать синоним слова  «слушание» – аудирование. Стоит обратить внимание и на разницу в значении слов слушать и слышать. Слышать – физически воспринимать речь на слух, слушать – понимать воспринимаемую речь в результате волевого акта, включающего мыслительную деятельность.

Понимание – и процесс, и конечный результат слушания. Реальное понимание – активно, ответно и является начальной подготовительной стадией ответа. Говорящий всегда рассчитывает на такое слушание-понимание. Он надеется на проявление ожидаемой реакции: согласия или возражения, сомнения или поддержки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать – профессионально значимое умение журналиста.

Цель слушания – осмыслить тему, понять главное в тексте.

Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых блоков текста. Цель – воспроизвести услышанное подробно, в деталях. Установка – понять содержание, выделив смысловые блоки текста.

Критическое восприятие предполагает понимание услышанного с позиций оценки, критического осмысления, определение своего отношения к услышанному. Установка – готовность выразить свою точку зрения на предложенное решение конкретной темы, мотивировать свое согласие/несогласие с основной мыслью говорящего и формой выражения этой мысли.

Рефлексивное  слушание предполагает непосредственное проявление обратной связи – вербальные средства реакции на сообщение собеседника; предполагает использование словесной формы (реплики) для проявления реакции слушателя и установления обратной связи. Это средство контроля адекватности понимания услышанного.

Существуют три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, проявление эмоциональной реакции. Использование этих приемов облегчается знанием типовых речевых формул.

 

19 билет.  Барьеры слушания. Условия эффективного  слушания в профессиональной  деятельности журналиста.

Барьеры слушания возникают  по субъективным особенностям (индивидуальные особенности восприятия информации) и объективным (физическим, организационным, техническим причинам): невнимательность, переизбыток информации.

Для устранения возможности искажения информации в процессе  слушания  с говорящим устанавливается обратная связь, которая может выступать в двух формах: 1) “здесь и сейчас”; 2) по конкретному вопросу.

Исходная установка  обратной связи – корректность и  доброжелательность.

Правила эффективного слушания:

    -перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая;

    -помогите говорящему  раскрепоститься;

    -покажите готовность  слушать;

    -устраните  раздражающие моменты;

   - сопереживайте  говорящему;

    - сдерживайте  свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;

    -не допускайте  спора или критики;

  - не перебивайте;

    -задавайте  вопросы

-поощряющее отношение  к говорящему, подталкивающее его  продолжать акт коммуникации

 

 

 

 

 

Билет 20. Чтение как рецептивный вид речевой  деятельности. Сущность чтения как  вида речевой деятельности. Механизмы  чтения.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и декодирование письменного (графически зафиксированного) текста. Цель чтения – восприятие текста и постижение его смысла: понимание и есть раскрытие смысловых связей текста.

Выделяются  такие виды чтения: 

а)           просмотровое или ознакомительное, цель которого – самое общее представление о содержании текста;

б)           изучающее или аналитическое чтение, цель которого – полное и по возможности адекватное понимание содержащейся в тексте информации.

Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать чтение поисковое – «чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации».

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1) восприятие данных слов,

2) понимание содержания, связанного  с этими словами,

3) оценку прочитанного.

 

Билет 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.

Тоже самое, что в 20 билете.

 

 

22. Заголовочный  комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка. 

Заголовок помогает объединить весь текст, являясь как бы введением в композицию репортажа, в которой традиционно выделяются три части: зачин, собственно репортажное описание основная часть, концовка.

По заголовкам можно  оценить важность публикации и быстро выбрать необходимую. Основное требование к заголовкам – композиция, шрифтография, стилистика оформления в целом.

Заголовочные комплексы:

Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более).

Сложные заголовки (объединение  на плоскости заголовков нескольких видов).

Составные комплексы (заголовок  плюс иллюстрация, врезка и т. д.).

Функция – привлечь читателя. Для этого заголовок пишут  большими буквами, жирным шрифтом, если внимание читателей привлечь при  помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной.

Функция заголовка: информативная  и контактная.

Заголовочный комплекс – это комбинация заголовка, подзаголовка и названия рубрики.

 

 

 

 

23 билет.  Понятие о поликодовом тексте. Невербальные средства выразительности  на газетной полосе.

Поликодовые тексты – это тексты, организованные комбинацией естественного языка с элементами других знаковых систем или упорядоченных множеств. Для таких текстов еще не выработалось единое общепринятое терминологическое обозначение. Поэтому их еще называют «креолизованными текстами», «полисемическими текстами», «синкретическими сообщениями», «лингвовизуальными комплексами», «изовербальными комплексами». Термин «поликодовый» текст представляется наиболее предпочтительным для обозначения родового понятия негомогенных, синкретических текстов, образуемых комбинацией элементов разных знаковых систем при условии их взаимной синсемантии. Для обозначения же степени и самого факта участия в создании текста элементов разных семиотик целесообразно сохранить метафорический и динамический термин «креолизация». Поэтому вполне закономерно обращение лингвистики к проблеме изучения феномена поликодовых текстов.

 

24 билет.  Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка  газеты.

 

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным.

Правильность, чистота, точность, богатство, логичность, уместность, доступность  и выразительность выступают  и как достоинства речи, и как  коммуникативные качества. А неуместность, неправильность, засоренность, недоступность, неточность, нелогичность, бедность и невыразительность – это недостатки речи.

Качества: уместность, доступность, правильность, чистота, точность, логичность, богатство.

 

25 билет.  Содержательная и стилистическая  уместность как необходимые качества языковых средств газеты.

 

Речь может быть эффективной  только тогда, когда она уместна. Уместной называется речь, которая  соответствует всем параметрам коммуникативной  ситуации. Различаются два основных вида уместности: уместность содержательная (соответствие содержания высказывания условиям общения) и стилистическая (соответствие употребленных автором речевых средств содержанию, жанру и стилю высказывания).

Много нарушений этич норм, например в одном номере материалы  о трагедии и тексты юмористического плана

 

 

 

 

 

 

26. Риторический  канон как модель создания  текста.

Риторический  канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного).

Терминологическое обозначение  понятий сложилось в античности таким образом:

1. Inventio – invenire quid dicere – буквально «изобрести, что сказать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках – нахождение (изобретение).

2. Dispositio – inventa disponere – букв, «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Elocutio — ornare verbis – букв, «украсить словами» или «словесная аргументация». Украшение, выражение.

4.  Memoria – «запоминание».

5. Actio hypcrisis – agere – «произнесение», «инсценировка речи».

 

Билет 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.

Инвенция - первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор.  
Подбирать материал можно как поковерканными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность. Способы убеждения(Аристотель): 1)нах-ся в зависимости от характера говорящего,2)от настроения слушателя, 3)от самой речи 
Говорящих должен думать о:1)том впечатлении, которое он сам производит на слушателя, 2)об эмоциях слушателей, 3) о доказательствах самой речи

 

Билет 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.

Топосы можно определить как смысловые структурные элементы, на основании которых создаются  мини-тексты, служащие раскрытию темы высказывания.

1. Род и вид (общее  – частное).

2. Определение – раскрытие  содержания предмета речи

3. Целое – часть  (осмыслив предмет речи как  целое, надо разделить его на  части и посмотреть, не будет  ли какая-либо из частей эффективно  и ярко играть на раскрытие  темы).

4. Сравнение – это  модель, позволяющая найти сходство  между предметами сравнения.

5. Противопоставление (поиск  отличий)

6.Свойства (размножению  идеи за счет описания свойств  этой идеи)

7. Имя.

8. Обстоятельства (где,  когда, каким образом что-либо  происходило)

9. Причина – следствие.

10. Последующее всегда  идет за предыдущим (последовательное развертывание предмета речи; отражает мыслительный процесс)

 

 

Билет 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие  о хрии. 
Диспозиция (построение речи) — раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции. Эта работа начинается с составления плана, первых набросков начала и конца текста и т.д. 
Линейная структура речи 4 части:1)введение,2)рассказ или изложение,3)повествование или способ убеждения, 4)заключение 
Предисловие служит для того, чтобы слушатели заранее знали о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой произносится речь 
В осн. части необходимо четкое знание предмета, о котором будет идти речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных связей. 
Заключение:1)постараться рас положить слушателей к себе и дурно к противнику,2)применить преувеличение и умаление,3)разжечь страсти слушателей, 4) напомнить, для чего была произнесение речь 
Хрия-совокупность приемов для развития предложенный темы: вступление, причина, противоположное, подобие, пример, свидетельство, заключение

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"