Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является показать занимаемое местоимениями и именами числительными место в русской стилистике.
Объектом данной работы являются местоимения и имена числительные, а предметом – роль местоимений и имен числительных в русском языке.
Были поставлены следующие задачи:
- показать семантические и функционально-стилистические признаки местоимений;
- показать использование местоимений в художественной и публицистической речи;
-определить характеристику вариантных форм местоимений;
-устранить морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ……………………………………………..…...4
1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной речи………………………………………………………………………….…......6
1.2. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений……………………………………………........................................9
1.3. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений……………………………………………..……………………....11
2. СТИЛИСТИКА ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
2.1. Стилистическое использование имени числительного в публицистическом стиле……………………………………………………………….……..……….13
2.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи………………………………………………………….14
2.3 Особенности использования собирательных числительных………………………………………………………………….…15
2.4 Употребление счетных существительных…………………………………………………………...........17
2.5 Различные способы определения количества в русском языке……………………………………………………………………………...18
2.6. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных…………………………………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………….…………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Тема: Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 
Введение…………………………………………………………………………...3 
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ……………………………………………..…...4 
         1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной речи………………………………………………………………………….…......6

1.2. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений……………………………………………........................................9

          1.3. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений……………………………………………..……………………....11

2. СТИЛИСТИКА ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

          2.1. Стилистическое использование имени числительного в публицистическом стиле……………………………………………………………….……..……….13

           2.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи………………………………………………………….14

           2.3 Особенности использования собирательных числительных………………………………………………………………….…15

            2.4 Употребление счетных существительных…………………………………………………………...........17

            2.5 Различные способы определения количества в русском языке……………………………………………………………………………...18

                2.6. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных…………………………………………………………..….18

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………….…………………………24

 

 

 

Введение

 
Моя работа называется «Стилистическая  роль местоимений и имен числительных», но я решила рассмотреть более  детально употребление этих частей речи только в двух стилях (публицистическом и художественном), из-за того, что другие стили речи, попросту, не нуждаются в этом.

Актуальность избранной  темы обусловлена необходимостью дальнейшего  осмысления проблемы местоимений и  имен числительных.

Целью работы является показать занимаемое местоимениями и именами  числительными место в русской  стилистике.

Объектом данной работы являются местоимения и имена числительные, а предметом – роль местоимений и имен числительных в русском языке.

Были поставлены следующие  задачи:

- показать семантические и функционально-стилистические признаки местоимений;

- показать использование местоимений в художественной и публицистической речи;

-определить характеристику вариантных форм местоимений;

-устранить морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений;

- определить особенности  использования имён числительных  в различных стилях речи;

- показать различные способы определения количества в русском языке.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, также представлен список использованной литературы.

 

    

 

 

       Вступление

 Проблема местоимений - одна из наиболее сложных проблем русского языка. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Такое понимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включить местоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенности значения и формальных показателей местоименных слов. 
             Имя числительное – это часть речи, которая включает слова, обозначающие количество (один, два, три, четыре, пять) или порядковый номер предмета (первый экземпляр, второй вагон, третий дом). Имена числительные также нелегки в употреблении, так как она отличается значительным разнообразием синонимических форм, стилистических вариантов, которые заслуживают пристального внимания и в плане изучения ресурсов морфологии, и в плане предупреждения морфолого-стилистических ошибок в речи.

 

   1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ

 
         Проблема местоимений - одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько). Такое понимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включить местоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенности значения и формальных показателей местоименных слов. 
         При изучении особенностей значения местоименных слов необходимо принимать во внимание, что для местоимений характерны три основные семантические функции:

1) дейктическая функция - указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я "говорящий", ты "слушающий", вам "принадлежащий вам, т. е. слушающий", этот "находящийся вблизи от места речевого акта", тот "находящийся вдали");

2) анафорическая функция  - соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста, отсылка к сказанному ранее (такой "подобный или равный тому, о чем говорится", другой "не такой, о котором говорилось");

3) кванторная функция - указание на тип предметной отнесенности имени, то есть соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего (кто?, какой?, сколько?). С классом неизвестных говорящему или слушающему (и поэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь, какой-либо, сколько-то). С классом универсальных, всеобщих признаков (все, любой, всякий). С классом предметов и признаков, не включающих данный предмет или признак (никто, некому, нисколько).

           По характеру выполняемых функций местоименные слова делятся на восемь функционально-семантических разрядов:

1. Личные: я, мы (1-е лицо) - указывают на говорящего; ты, вы (2-е лицо) - указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е лицо) - указывают на того (на то), о ком-чём говорится. Местоимения 1-2-го лица имеют дейктическую функцию отсылки к участникам акта речи. Местоимения 3-го лица называются иногда лично-указательными, они совмещают лично-дейктическую функцию с ситуативно-указательной, например, вот он идет и даже анафорической.

2. Возвратное местоимение себя выполняет дейктическую функцию и указывает на отношение производителя действия к себе: Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует (Пушкин); Везде Онегина душа себя невольно выражает (Пушкин).

3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (три последних слова - несклоняемые: вот его дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) связаны с дейксисом и анафорой - указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому о ком-чем говорится.

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный - имеют общее значение указания на предметы, их качество и количество. В зависимости от ситуации речи они выполняют либо дейктическую, например, это дерево ближе, чем то, либо анафорическую функцию, например, дети разбежались, и это озадачило воспитателя.

5. Вопросительно-относительные: 1) вопросительные, содержащие вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой, каков(устар. каковой), чей, который, сколько (кванторная функция); 2) относительные - перечисленные выше местоимения в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной: Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (Чехов); О вы, которых ожидает отечество от недр своих! (Ломоносов) - анафорическая функция.

6. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий - указывают на обобщенный признак предмета (кванторная функция).

7. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, а также некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторная функция).

8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощью словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто) - указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества. Местоимения этой группы также выполняют кванторную функцию.

        1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной и публицистической речи

 

Отмечая особую частотность  местоимений в художественной речи, обычно указывают на экстралингвистические  факторы этого явления: содержание, конкретность повествования, стремление писателей избежать повторений. В  то же время следует подчеркнуть, что литераторы ищут в местоимениях своеобразные источники речевой  экспрессии, обращение к ним нередко  продиктовано эстетическими мотивами, что вызывает особый стилистический интерес.

Проанализируем выразительные  возможности некоторых местоимений. По богатству экспрессивных красок на первом месте среди них стоят  личные местоимения. Употребление личных и притяжательных местоимений я, мы, мой, наш приводит к субьективации авторского повествования. Этот стилистический прием широко используют писатели и публицисты. Так, журналист, выступая в очерке от первого лица, создает впечатление достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их к читателю: Я вхожу в комнату, где живет режиссер Алексей Герман... и будто попадаю в знакомый по экрану мир. Личные местоимения в прямой речи, которая тоже является сильным источником экспрессии, создают «эффект присутствия» читателя в описываемой ситуации:

Узнаю, что многие вещи германовской квартиры переселялись в павильон и снимались в фильме. Зачем?

- Мне это было очень  важно. Висел портрет отца, портрет  матери... Соврать под их взглядом  было немыслимо.

На читателя воздействует неожиданное введение в текст  личных местоимений ты, мы, это создает иллюзию причастности, соучастия:

Германа собирались увольнять  со студии. И тут он своими руками изрезал «Лапшина», думал, что спасает. Друзья, увидев новый вариант, пришли в ужас: «Что ты наделал?» Хорошо, что ему удалось восстановить картину. Мы так ликовали! Прыгали  от счастья. Фильм ожил.

В этом отрывке «эмоциональные всплески» приходятся на предложения  с местоимениями ты, мы. Насколько проиграл бы текст, если бы журналист написал: Друзья пришли в ужас от того, что он наделал; Единомышленники режиссера так ликовали. Таким образом, в сочетании с синтаксическими приемами обращение к личным местоимениям позволяет автору усилить экспрессивную окраску речи.

Если же в речи происходит замена личных местоимений 1-го лица 3-м - создается «эффект отстранения», описываемое отдаляется, что также  может стать стилистическим приемом:

Это был сон о возвращении  в детство... Будто я вхожу в  наш двор... Здесь сидят все  наши ребята... Мне навстречу выходит  мальчик, и я знаю, что он - это  я. Выходят мать и отец, совсем молодые, смотрят на него и молчат. Я тоже молчу. Не могу же я им сказать, что  этот стоящий перед ними человек, который скоро (странно представить!) обгонит в возрасте своего рано умершего отца, тоже - я.

(Из газет)

Употребление личных и  притяжательных местоимений придает  речи оттенок искренности, поэтому  нередко самые задушевные и взволнованные  лирические строки обязаны своей  выразительностью таким местоимениям. Например, у А.А. Блока:

О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно - я твой!

Да, все равно мне будет  сниться

Твой стан, твой огневой!..

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь - звездам!

Ты встанешь бурною волною

В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою,

Кармен, твоих духов...

Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения  начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место  при таком подсчете у Блока  занимают притяжательные местоимения: мой-14, твой - 9.

Пристрастие поэтов к личным и притяжательным местоимениям отражает их склонность к самоанализу, углубленность  в мир переживаний (не случайно и  критики, анализируя поэзию, оперируют понятием «лирическое я»), лирическая окраска речи во многом зависит от частотности этих местоимений.

В разговорном стиле, лишенном лиризма, употребление местоимений  я, мой, и в особенности их навязчивое повторение, создают неблагоприятное  впечатление: отражают нескромность говорящего, его стремление подчеркнуть свой вес, влияние. Вспомним в «Ревизоре» Н.В.Гоголя сцену хвастовства Хлестакова:

Я принимаю должность... только уж у меня: ни, ни, ни! Уж у меня ухо  востро! Уж я... О! я шутить не люблю. Я  им всем задал острастку... Я такой! я не посмотрю ни на кого...

 

Обращение публицистов, писателей  к местоимению мы, объединяющему  в своем значении автора и его  единомышленников, слушателей, читателей, подчеркивает единство взглядов, общность убеждений людей, живущих в одну эпоху, принадлежащих одному поколению.

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

(А.А. Блок. Скифы)

Употребление местоимений  он, тот, этот (она, та, эта) для указания на присутствующих, вместо имен собственных  или соответствующих личных существительных, сообщает речи презрительный, пренебрежительный  тон: Да кто он такой, чтобы ему  такие почести, да еще от родной своей  матери! (Ф.М.Достоевский)

Информация о работе Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)