Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является показать занимаемое местоимениями и именами числительными место в русской стилистике.
Объектом данной работы являются местоимения и имена числительные, а предметом – роль местоимений и имен числительных в русском языке.
Были поставлены следующие задачи:
- показать семантические и функционально-стилистические признаки местоимений;
- показать использование местоимений в художественной и публицистической речи;
-определить характеристику вариантных форм местоимений;
-устранить морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ……………………………………………..…...4
1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной речи………………………………………………………………………….…......6
1.2. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений……………………………………………........................................9
1.3. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений……………………………………………..……………………....11
2. СТИЛИСТИКА ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
2.1. Стилистическое использование имени числительного в публицистическом стиле……………………………………………………………….……..……….13
2.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи………………………………………………………….14
2.3 Особенности использования собирательных числительных………………………………………………………………….…15
2.4 Употребление счетных существительных…………………………………………………………...........17
2.5 Различные способы определения количества в русском языке……………………………………………………………………………...18
2.6. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных…………………………………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………….…………………………24
Курсовая работа
Тема: Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ……………………………………………..
1.1.Стилистическое
использование местоимений в художественной
речи……………………………………………………………………
1.2. Стилистическая характеристика
вариантных форм местоимений……………………………………………..
1.3. Устранение морфолого-стилистических
ошибок при употреблении местоимений……………………………………………..
2. СТИЛИСТИКА ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
2.1. Стилистическое использование имени
числительного в публицистическом стиле……………………………………………………………….
2.2 Стилистическое использование имен числительных
в художественной речи………………………
2.3 Особенности использования собирательных
числительных………………………………………………
2.4 Употребление счетных существительных………………………………………
2.5 Различные способы определения количества
в русском языке…………………………………………………………………
2.6. Морфолого-стилистические ошибки при
употреблении имен числительных…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….……
Введение
Моя работа называется «Стилистическая
роль местоимений и имен числительных»,
но я решила рассмотреть более
детально употребление этих частей речи
только в двух стилях (публицистическом
и художественном), из-за того, что другие
стили речи, попросту, не нуждаются в этом.
Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью дальнейшего осмысления проблемы местоимений и имен числительных.
Целью работы является показать занимаемое местоимениями и именами числительными место в русской стилистике.
Объектом данной работы являются местоимения и имена числительные, а предметом – роль местоимений и имен числительных в русском языке.
Были поставлены следующие задачи:
- показать семантические и функционально-стилистические признаки местоимений;
- показать использование местоимений в художественной и публицистической речи;
-определить характеристику вариантных форм местоимений;
-устранить морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений;
- определить особенности
использования имён
- показать различные способы определения количества в русском языке.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, также представлен список использованной литературы.
Вступление
Проблема местоимений - одна
из наиболее сложных проблем русского
языка. Местоимения по традиции определяются
как часть речи, которая указывает на предметы,
признаки и количества, но не называет
их. Такое понимание не является в настоящее
время общепринятым. Для того чтобы включить
местоимения в систему частей речи, следует
подробнее рассмотреть особенности значения
и формальных показателей местоименных
слов.
Имя числительное
– это часть речи, которая включает слова,
обозначающие количество (один,
два, три, четыре, пять) или порядковый
номер предмета (первый экземпляр, вт
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ
Проблема местоимений
- одна из наиболее сложных проблем грамматики.
Местоимения по традиции определяются
как часть речи, которая указывает на предметы,
признаки и количества, но не называет
их (кто, ты, этот, некоторый, несколько).
Такое понимание не является в настоящее
время общепринятым. Для того чтобы включить
местоимения в систему частей речи, следует
подробнее рассмотреть особенности значения
и формальных показателей местоименных
слов.
При изучении
особенностей значения местоименных слов
необходимо принимать во внимание, что
для местоимений характерны три основные
семантические функции:
1) дейктическая функция - указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я "говорящий", ты "слушающий", вам "принадлежащий вам, т. е. слушающий", этот "находящийся вблизи от места речевого акта", тот "находящийся вдали");
2) анафорическая функция - соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста, отсылка к сказанному ранее (такой "подобный или равный тому, о чем говорится", другой "не такой, о котором говорилось");
3) кванторная функция - указание на тип предметной отнесенности имени, то есть соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего (кто?, какой?, сколько?). С классом неизвестных говорящему или слушающему (и поэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь, какой-либо, сколько-то). С классом универсальных, всеобщих признаков (все, любой, всякий). С классом предметов и признаков, не включающих данный предмет или признак (никто, некому, нисколько).
По характеру выполняемых функций местоименные
слова делятся на восемь функционально-
1. Личные: я, мы (1-е лицо) - указывают на говорящего; ты, вы (2-е лицо) - указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е лицо) - указывают на того (на то), о ком-чём говорится. Местоимения 1-2-го лица имеют дейктическую функцию отсылки к участникам акта речи. Местоимения 3-го лица называются иногда лично-указательными, они совмещают лично-дейктическую функцию с ситуативно-указательной, например, вот он идет и даже анафорической.
2. Возвратное местоимение себя
3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (три последних слова - несклоняемые: вот его дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) связаны с дейксисом и анафорой - указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому о ком-чем говорится.
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный - имеют общее значение указания на предметы, их качество и количество. В зависимости от ситуации речи они выполняют либо дейктическую, например, это дерево ближе, чем то, либо анафорическую функцию, например, дети разбежались, и это озадачило воспитателя.
5. Вопросительно-
6. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий - указывают на обобщенный признак предмета (кванторная функция).
7. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, а также некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторная функция).
8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощью словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто) - указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества. Местоимения этой группы также выполняют кванторную функцию.
1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной и публицистической речи
Отмечая особую частотность местоимений в художественной речи, обычно указывают на экстралингвистические факторы этого явления: содержание, конкретность повествования, стремление писателей избежать повторений. В то же время следует подчеркнуть, что литераторы ищут в местоимениях своеобразные источники речевой экспрессии, обращение к ним нередко продиктовано эстетическими мотивами, что вызывает особый стилистический интерес.
Проанализируем выразительные
возможности некоторых
Узнаю, что многие вещи германовской квартиры переселялись в павильон и снимались в фильме. Зачем?
- Мне это было очень важно. Висел портрет отца, портрет матери... Соврать под их взглядом было немыслимо.
На читателя воздействует неожиданное введение в текст личных местоимений ты, мы, это создает иллюзию причастности, соучастия:
Германа собирались увольнять со студии. И тут он своими руками изрезал «Лапшина», думал, что спасает. Друзья, увидев новый вариант, пришли в ужас: «Что ты наделал?» Хорошо, что ему удалось восстановить картину. Мы так ликовали! Прыгали от счастья. Фильм ожил.
В этом отрывке «эмоциональные всплески» приходятся на предложения с местоимениями ты, мы. Насколько проиграл бы текст, если бы журналист написал: Друзья пришли в ужас от того, что он наделал; Единомышленники режиссера так ликовали. Таким образом, в сочетании с синтаксическими приемами обращение к личным местоимениям позволяет автору усилить экспрессивную окраску речи.
Если же в речи происходит
замена личных местоимений 1-го лица 3-м
- создается «эффект отстранения»
Это был сон о возвращении в детство... Будто я вхожу в наш двор... Здесь сидят все наши ребята... Мне навстречу выходит мальчик, и я знаю, что он - это я. Выходят мать и отец, совсем молодые, смотрят на него и молчат. Я тоже молчу. Не могу же я им сказать, что этот стоящий перед ними человек, который скоро (странно представить!) обгонит в возрасте своего рано умершего отца, тоже - я.
(Из газет)
Употребление личных и притяжательных местоимений придает речи оттенок искренности, поэтому нередко самые задушевные и взволнованные лирические строки обязаны своей выразительностью таким местоимениям. Например, у А.А. Блока:
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов...
Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой-14, твой - 9.
Пристрастие поэтов к личным и притяжательным местоимениям отражает их склонность к самоанализу, углубленность в мир переживаний (не случайно и критики, анализируя поэзию, оперируют понятием «лирическое я»), лирическая окраска речи во многом зависит от частотности этих местоимений.
В разговорном стиле, лишенном лиризма, употребление местоимений я, мой, и в особенности их навязчивое повторение, создают неблагоприятное впечатление: отражают нескромность говорящего, его стремление подчеркнуть свой вес, влияние. Вспомним в «Ревизоре» Н.В.Гоголя сцену хвастовства Хлестакова:
Я принимаю должность... только уж у меня: ни, ни, ни! Уж у меня ухо востро! Уж я... О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку... Я такой! я не посмотрю ни на кого...
Обращение публицистов, писателей к местоимению мы, объединяющему в своем значении автора и его единомышленников, слушателей, читателей, подчеркивает единство взглядов, общность убеждений людей, живущих в одну эпоху, принадлежащих одному поколению.
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
(А.А. Блок. Скифы)
Употребление местоимений он, тот, этот (она, та, эта) для указания на присутствующих, вместо имен собственных или соответствующих личных существительных, сообщает речи презрительный, пренебрежительный тон: Да кто он такой, чтобы ему такие почести, да еще от родной своей матери! (Ф.М.Достоевский)