Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является показать занимаемое местоимениями и именами числительными место в русской стилистике.
Объектом данной работы являются местоимения и имена числительные, а предметом – роль местоимений и имен числительных в русском языке.
Были поставлены следующие задачи:
- показать семантические и функционально-стилистические признаки местоимений;
- показать использование местоимений в художественной и публицистической речи;
-определить характеристику вариантных форм местоимений;
-устранить морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ……………………………………………..…...4
1.1.Стилистическое использование местоимений в художественной речи………………………………………………………………………….…......6
1.2. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений……………………………………………........................................9
1.3. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений……………………………………………..……………………....11
2. СТИЛИСТИКА ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
2.1. Стилистическое использование имени числительного в публицистическом стиле……………………………………………………………….……..……….13
2.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи………………………………………………………….14
2.3 Особенности использования собирательных числительных………………………………………………………………….…15
2.4 Употребление счетных существительных…………………………………………………………...........17
2.5 Различные способы определения количества в русском языке……………………………………………………………………………...18
2.6. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных…………………………………………………………..….18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………….…………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

                         2.2.Стилистическое использование имен числительных в художественной речи

 
                   В художественной речи четко определились два подхода к стилистическому освоению имени числительного: использование его в информативной и экспрессивной функциях. 
                   Точное наименование числа, количества обусловлено содержанием произведения, и в этом случае писатель употребляет числительные «цитатно», как бы привнося в художественную речь информацию, заимствованную из других стилей (научного, официально-делового). При этом могут воспроизводиться функционально-стилевые черты «первоисточника», так что читатель понимает: автор использует фактические данные, извлеченные из тех или иных документов: 
Полк Карпова занимал оборону на линии: высота 251 - деревня Петелино - разъезд Дубосеково. В тот день разведка донесла, что немцы готовятся к новому наступлению. В населенных пунктах Красиково, Жданово, Муровцево они сконцентрировали свыше 80 танков, два полка пехоты, шесть минометных и четыре артиллерийские батареи. (А. Кривицкий) 
При таком включении числительных в художественную речь читатель ощущает их иностилевую принадлежность, но именно это и придает повествованию особую действенность, заставляя поверить в достоверность описываемого. 
                  Обращение художников слова к числительным, использование их в строго информативной функции в таких случаях обусловлено стремлением во всем следовать правде жизни. Не случайно стилистическое освоение этой части речи стало художественным достижением в творчестве выдающихся писателей-реалистов. Одним из первых Лев Толстой стал широко употреблять имена числительные при описании фактов, воспроизводимых с документальной точностью: 
Пройдя еще шагов триста, вы снова выходите на батарею… Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов… и морского офицера… Офицер этот расскажет вам… про бомбардирование пятого числа… покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь, как в тридцати-сорока саженях. 
                  Стилистическая активность имени числительного в художественной речи возрастает, если эта «самая точная» часть речи используется при изображении событий, не связанных с воспроизведением исторических фактов. Употребление числительных при описании поведения героев, их внешности, обстановки придает повествованию оттенок особой достоверности, создает иллюзию «настоящей жизни»: В десять часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты (Л.Толстой). 
                  Стилистическое использование имени числительного в поэтической речи заслуживает особого внимания, поскольку «язык богов» в начальный период развития российской словесности представлялся многим недоступным для информации, которую передают числительные. 
                  Включение этой части речи в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработки новых форм, обновлением образных средств. Такая демократизация поэтической речи связана, прежде всего, с творчеством Н.А. Некрасова.  
Он с особой настойчивостью употреблял числительные, в чем литераторы, враждебные революционно-демократическому направлению, видели «унижение» поэзии. Его современники, например, сочли непозволительным «прозаизмом» указание времени в таком контексте: Вчерашний день, часу в шестом, зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, крестьянку молодую. Однако, несмотря на нападки критики, Некрасов не желал делать уступок условностям поэтической речи и последовательно демонстрировал возможность стилистического использования числительных наряду с другими частями речи в стихотворном тексте.

                                             

            2.3.Особенности использования собирательных числительных

                     В современном русском языке используются разные способы обозначения количества, что порождает синонимию количественно-именных сочетаний. Среди них, прежде всего, выделяются сочетания с собирательными и количественными числительными: два сына - двое сыновей. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость с существительными, обозначающими считаемые предметы, и тяготеют к устно-разговорной речи; количественные числительные употребляются без стилистических ограничений. Поэтому стилистического комментария требует употребление собирательных числительных. Они сочетаются с существительными, называющими лиц мужского пола, со словом лицо в значении « человек », с существительными общего рода, обозначающими лиц мужского пола: двое студентов, трое сирот. Нарушение литературной нормы является сочетание собирательных числительных с существительными женского рода: « трое ткачих », а также общего рода, обозначающими лиц женского пола (в этом случае возможны лишь сочетания типа две стороны, три калеки). 
                    Встречающиеся в речевой практике отклонения от этого правила расцениваются практической стилистикой как речевые ошибки: Создано три звена по три доярки в каждом, из которых двое (следует две) работают и одна отдыхает; Все девушки получили третий спортивный разряд по волейболу, а двоим (следует двум) присвоен третий разряд по настольному теннису. 
                   Однако с существительными мужского рода на -а сочетаются только собирательные числительные: двое слуг, синонимическая замена их количественными числительными порождает ошибки: Перед нами были два крепких, сильных мужчины (следует двое мужчин), вернувшихся с работы. 
                   Возможны сочетания собирательных числительных с названиями детенышей животных: семеро козлят и неправомерны - с названиями взрослых животных, птиц, рыб. Например, требуют правки такие предложения: Двое буйволов, кажется, успокоились (следует два буйвола); Крупные язи живут в одиночку или группами по двое-трое (следует по два-три). При конкуренции синонимических сочетаний обычно учитывается нейтральный характер количественных числительных и разговорная окраска собирательных (не случайно в русской народной сказке мы встречаем семеро козлят, а в переводе английской - три поросенка, а не трое поросят). 
                   В разговорной речи можно допустить сочетание трое девчат (разговорно-просторечная окраска существительного оправдывает употребление при нем ненормативного числительного), но в книжных стилях представляются недопустимыми сочетания «трое министров», «двое королей», «пятеро академиков», так как собирательные числительные не сочетаются с книжными существительными, тяготеющими к официально-деловой речи. 
                  Собирательные числительные употребляются без стилистических ограничений, подвергаясь субстантивации: « Трое в лодке, не считая собаки»; Только двое стоят у подъезда..., а также в сочетании с субстантивированными прилагательными, причастиями: семеро смелых, двое учащихся, с личными местоимениями: Нас было двое: брат и я (Л.). 
                  При написании числительных цифрами иногда возникают ошибочные сочетания типа 23 суток. Их нельзя прочитать, так как двузначных собирательных числительных в русском языке нет (нельзя сказать «двадцать трое», а слово сутки не сочетается с количественным числительным: «двадцать три суток»). Такое употребление цифр недопустимо. При стилистической правке подобных сочетаний можно прибегнуть к лексической замене существительного: 23 дня или ввести предлог в течение, который подскажет употребление количественно-именного сочетания родительном падеже; при этом будет оправдано использование количественного числительного форме трех, согласуемой с существительным: в течение двадцати трех суток.

                       2.4. Употребление счетных существительных

                    Рассматривая стилистические синонимы в составе числительных, следует затронуть вопрос и о различных способах обозначения числа (количества) предметов в русском языке. Ведь источником синонимии нередко являются счетные существительные, также создающие возможности стилистического выбора: тройка лошадей - три лошади; десяток яиц - десять яиц.

                    Употребление счетных существительных чаще всего стилистически ограничено: большинство из них имеет разговорную окраску, а некоторые архаизовались, например, дюжина. К тому же эти существительные значительно отличаются от числительных весьма ограниченными возможностями лексической сочетаемости - не сочетаются со словами, имеющую книжную окраску: нельзя сказать «десяток министров», «сотня экспериментов», «дюжина объектов». Большинство счетных существительных закрепилось за узким кругом наименований: тройка лошадей (и только, но не коров, не кошек), десяток яблок (груш, слив), но это существительное не соединяется с наименованием лиц: «десяток студентов» (певиц, скрипачей); дюжина платков (вилок, ножей), но не «дюжина дней, лет» и т.п. 
                   Возможность для стилистического выбора представляют такие синонимы: пятерка - пять баллов (соответственно: двойка, тройка, четверка - два, три, четыре балла); сто рублей - сотня, три рубля - трешка и под. В сравнении со стилистически нейтральными количественно-именными сочетаниями счетные существительные в таких случаях, как правило, стилистически маркированы. Одни имеют разговорную окраску: пятерка, двойка, другие - просторечную: трешка, трешница, трояк, иные - профессиональную: сотня - войсковое подразделение в казачьих войсках в дореволюционной России. Разнообразные суффиксы придают им не только семантические оттенки, но и экспрессию : сотенка, тысчонка, двушка, пятнашка, пятак, пятачок. 
                  Особого стилистического комментария требует употребление счетных существительных, имеющих двойственную природу, т.е. соединяющих в себе значение числительного и счетного слова.  
                  Слово пара может употребляться в значении «два»: - Почем эти пряники? - Копейка пара (А.Чехов) - и в значении «несколько», причем указывая, как правило, на небольшое количество: Квартир пока нет. Через пару дней будет, кажется, одна комната. В таких случаях счетное существительное имеет разговорную окраску и книжных стилях неуместно. В иных значениях (например, называя два однородных или одинарных предмета: пара чулок, указывая на два лица или существа, объединенные чем-либо общим: супружеская пара, танцующие пары) это существительное используется без стилистических ограничений.

           2.5.Различные способы определения количества в русском языке

                    Стилистической оценки требуют также различные способы определения количества в русском языке. Архаический оттенок или народнопоэтическое звучание выделяют оборот с предлогом о при указании количества предметов: палка о двух концах (ср.: чудище о трех головах). Количество сверх какой-либо меры может быть обозначено указанием на число в сочетании с предложно-падежной формой с лишним: Плыли мы четверо суток с лишним (Чак.). Однако такое обозначение может оказаться неуместным при указании на людей или на предметы, представляющие особую ценность: На заводе сто с лишним инженеров. 
                     В речевой практике встречаются обороты типа два и более, обращение к которым порождает трудности, потому что мы пытаемся используемое в них существительное ставить в грамматическую зависимость от слова более, а не от числительного. Правильно два и более задания (а не «два и более заданий»; ср.: два задания и более. Однако и само использование этого счетного оборота оказывается неуместным: За год вносится четыре и более ценных предложения. Лучше выразить мысль иначе: …не менее четырех или более четырех. Особенно нелогичным представляется использование этого счетного оборота, если называются некруглые двузначные, трехзначные и т.д. числа. Так, можно сказать двадцать и более, но не двадцать один и более.

           2.6.Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных

                     Безусловно, при обращении к данному языковому пласту мы не можем не учитывать активных процессов, происходящих в современном русском языке. Тенденция к утрате склонения числительных - наиболее сильная из них. Она проявляется во всех языковых сферах, как в общелитературном языке, так и в его подсистемах - в языке экономистов, математиков. 
                     Примеры такого употребления числительных математиками приводятся в монографическом исследовании «Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка». 
                     Здесь отмечается, что математик, скорее, скажет не равно семи, а равно семь; не равняется двум пэ, а равно два пэ. 
                     В употреблении русских числительных носителями языка хотелось бы отметить еще одну, казалось бы, частную тенденцию. Она касается составных числительных, обозначающих целое число с начальным компонентом тысяча - 1023, 1617, 8375 и т.п. Нередко в речи официальных лиц, руководителей предприятий, администраторов можно услышать, как при назывании какого-либо объекта культуры, учреждения, школы, детского сада, имеющих порядковый номер (например, школа № 1023, сберкасса № 8387), говорящий произносит: Наш завод шефствует над школой десять двадцать три; Счет вы можете оплатить в сберкассе, ближайшей от нас - восемьдесят три восемьдесят семь. Такое произнесение числительных - не только отступление от языковой нормы, которая предписывает говорить: школа номер тысяча двадцать три; сберкасса номер восемь тысяч триста восемьдесят семь. Думается, что за этими языковыми погрешностями скрывается нечто более серьезное. Ю.С. Степанов, исследующий аспекты русской культуры, считает, что с течением времени - «и это доминирующая тенденция - количественные числительные вытесняют порядковые даже в их собственной функции, так что выражение порядковой последовательности приближается к изображению непосредственно операции счета: ср. совр. русск. В доме пять вместо более старого В доме номер пять, которое в свою очередь, вытеснило еще более старинное В доме номер пятый.. Сам же счет, как известно, является проявлением высокой степени абстракции. Разрушение говорящим образа числительного, несущего в себе эту идею счета (школа 1023 - *школа десять двадцать три) переводит это искаженное, изуродованное слово, скорее, в план конкретно-предметной образности, вещественного знака, т.е. на более низкий уровень абстракции 
                  В наше время происходит перераспределение функций количественных и порядковых числительных, и вместо склоняемых форм порядковых числительных все чаще употребляются количественные в начальной форме: Живу в квартире 31: тридцать один - тридцать первой; Ехал поездом 75: семьдесят пять - семьдесят пятым; Из дома № 1: номер один - номер первый Явное предпочтение отдается первым вариантам, в то время как еще в начале XX в. в подобных случаях, как правило, употреблялось порядковое числительное: пакет из дома номер первый; палатка номер шестая; нитки номер пятидесятый. 
                  Публицисты любят использовать броские «шифрованные» названия, образованные с постпозитивными количественными числительными в начальной форме: В Москве, в парке «Сокольники», открылась международная специализированная выставка «Связь-96» (из газеты). 
                  Закреплению конструкций этого типа способствует их лаконизм и выразительность: выставка «Оборудование и технологические процессы производства связи 1996». - Связь-96. 
                  Продуктивность подобных сочетаний вызвана распространением наименований, в которых количественные числительные используются в роли кодовых (научных и технических) определителей: алгол-60, уран-235, ка-два-мезон, станция Зонд-3. В наш век научно-технического прогресса все возрастает потребность в маркировке моделей: самолетов - ИЛ-18, ТУ-154, АН-10; автомашин - МАЗ-200, ЗИЛ-164А, космических кораблей, спутников - Восток-1, Луна-3. И несмотря на существование вариантов типа ТУ-сто четыре или ТУ-сто четвертый, мы отдаем предпочтение более коротким и простым - с неизменяемыми формами количественных числительных. 
                 Слова оба, обе (которые традиционно рассматриваются в составе числительных) при склонении формы женского рода образуют варианты: литературный - обеих, обеим, обеими и т.д. и разговорно-просторечный - обоих, обоими и т.д., в которых отличие женского рода утрачено. 
                 На экспансию форм мужского рода в этом случае указывали лингвисты еще в прошлом веке, предсказывая унификацию в склонении этого числительного, однако в книжных стилях до сих пор единственно правильными считаются формы, различающие мужской и женский род. 
                 Варианты падежных окончаний числительных возникают как результат непоследовательного отражения ими категории одушевленности. Из количественных числительных только два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов; ср.: прочитал два тома, три страницы, четыре стихотворения. Правда, если в таких количественно-именных сочетаниях существительные называют не лиц, а живых существ, то категория одушевленности в числительном может и не проявляться: На них он выменял борзые три собаки (Гр.); Платил прогоны за две лошади (П.). Такие варианты падежных форм числительных имеют разговорную окраску. 
                Падежные формы числительного в словосочетании с одушевленным существительным, которые требуют стилистической правки:

 

1. На вертолетах в госпиталь  доставили двадцать двух раненых.

1....доставили двадцать  два раненых.

 

2. Комбат не мог рассказывать  об этом спокойно: скольких товарищей  он потерял в бою!

2....сколько товарищей  он потерял в бою!

 

3. За весь день мы  поймали лишь два рака и  три линя.

3....поймали двух раков  и трех линей.

 
     

                  Категория одушевленности проявляется только при употреблении числительных два, три, четыре при указании на живые существа.

                  Приведем еще примеры стилистической правки речевых ошибок, вызванных неверным образованием собирательных числительных (от двузначных и трехзначных чисел), а также нарушением норм согласования в количественно-именном сочетании:

 

1. Трудились без отдыха 23 суток.

1. Трудились без отдыха  в течение 23 суток (23 дня).

 

2. Для уроков труда  нужно купить 34 ножниц.

2. Для уроков труда  нужно купить 34 штуки ножниц.

 

3. В пакете 24 рукавиц.

3. В пакете 24 пары (две  дюжины) рукавиц.

 

4. Длинной вереницей вытянулись  медленно ехавшие 22 саней.

4. Медленно двигалась  длинная вереница из 22 саней.

 

5. 274 суток провели папанинцы на дрейфующей льдине.

5. 9 месяцев провели папанинцы на дрейфующей льдине.

 

6. Гараж построили в  полутораста метров от дома.

6....в полутораста метрах  от дома.

 

7. Пришлось ждать до  полутораста часа.

7....до полутора часов.

 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение 

          Подводя итог можно сказать, что местоимения помогают избежать ненужных повторов в повествовании, служат для связи предложений в тексте, могут выступать в роли любых членов предложения. 
           Местоимения не имеют своего  лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.  
          Местоимение выделяется из всех частей речи богатством стилистических вариантов в словообразовании. 
           Использование в речи местоимений требует особого внимания автора и редактора, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания. 
             Что касается имен числительных, то за ними закрепилась репутация самой «сухой», лишенной каких бы то ни было эмоциональных красок части речи. И все же было бы глубоким заблуждением исключать имя числительное из состава стилистических. В публицистическом стиле имя числительное может стать сильным источником речевой экспрессии при определенных условиях, в особом контексте. В художественной речи оно, не утрачивая своей информативной функции, оказывается важнейшим средством усиления экспрессивности речи. 
             Употребляя числительные «цитатно», и, как бы привнося в художественную речь информацию, заимствованную из других стилей (научного, официально-делового), писатель придает повествованию особую действенность, заставляя поверить в достоверность описываемого. Еще большую экспрессивную нагрузку получают числительные в художественном тексте, если автор вовлекает их в систему изобразительно-выразительных средств речи, придавая особое значение их актуализации. 
              Включение этой части речи в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработки новых форм, обновлением образных средств. Употребление некоторых числительных в переносном значении, как тропов, также может быть сильным источником речевой экспрессии. В произведениях, близких к фольклору, традиционно используются числительные, имеющие особое, символическое значение - три, семь, сорок, сто и др. Обращение к ним поэтов объясняется стремлением к стилизации, воспроизведению народных средств образности речи. 
              Нежелательно злоупотребление числительными в текстах, рассчитанных на слуховое восприятие. Трудно слушать оратора, которых приводит много цифровых данных. Поэтому опытные лекторы выносят статистические данные в специальные таблицы, рассчитанные на зрительное восприятие, не загромождая числительными свою речь. 
                Употребление в речи имен числительных вызывает немалые трудности. 
                В систему числительных вовлекаются счетные существительные, однако употребление их в речи не всегда стилистически мотивировано, так как нередко они вносят нежелательную просторечную окраску в текст. 
            Таким образом, при небольшом количестве слов, составляющих рассмотренную нами часть речи, она отличается значительным разнообразием синонимических форм, стилистических вариантов, которые заслуживают пристального внимания и в плане изучения ресурсов морфологии, и в плане предупреждения морфолого-стилистических ошибок в речи.

Информация о работе Стилистическая роль местоимений и имен числительных (в художественной и публицистической речи)