- объект 
  и предмет лингвистической стилистики 
  Каждая 
  наука имеет свой объект и предмет. Объект 
  - материал изучения, предмет - конкретный 
  аспект, в котором изучается этот материал, 
  это определеннаят. зр. на объект. У С. объект изучения 
  тот же самый, что и у других - язык и речь, 
  т.е. языковая система в целом и речевая 
  организация. Но С. изучает язык и речь 
  под особым углом зрения, у нее свой предмет 
  исследования. Даже при сходстве определенного 
  содержания языковые произведения отличаются 
  своей формой, одни тексты могут быть нейтральными, 
  другие - эмоционально окрашены. Именно 
  эти различия и являются различиями стилистическими. 
  Они связаны с принадлежностью этих текстов 
  к различным стилям. 
  Стилистические 
  различия обусловлены след.факторами: 
  целью, которая ставится говорящим (сообщение, 
  аргументация, побуждение, запрет, возражение, 
  похвала и др.); обстановкой, условиями, 
  в которых происходит общение, включая 
  и отношения м/у говорящими (офиц. и неофиц.); 
  индивидуальными особенностями говорящих 
  (образованность, соц. статус, профессия, 
  особенности темперамента и характера, 
  пол, возраст, настроение); формой речи 
  (письменная или устная); видом речи (монолог, 
  диалог или полилог); жанром речи (монография, 
  текст закона, выступление на митинге, 
  проповедь и др.). 
  Таким 
  образом, тот аспект, в котором С. изучает 
  язык и речь - это оценка языковых средств 
  с т. зр. пригодности, уместности в определенных 
  условиях общения. То есть С. призвана 
  решить, что из богатого арсенала уместно, 
  целесообразно и, наоборот, в той или иной 
  ситуации, в том или ином жанре речи. Стилистические 
  различия имеются на разных уровнях языка: 
  фонетическом, лексическом, синтаксическом, 
  словообразовательном, морфологическом. 
  То есть при создании различных стилистических 
  форм речи участвуют абсолютно все языковые 
  средства, то есть к языковым единицам 
  всех уровней приложимо понятие стилистической 
  окраски. 
  - Основные 
  задачи лингвистической стилистики.
 
1.Изучение 
языковых средств всех уровней 
с т. зр. экспрессивности, то есть 
выразительных возможностей. 
2.Изучение языковых 
средств всех уровней с т. зр. их принадлежности 
к определенным подсистемам языка (функциональным 
стилям). 
3.Изучение языковых 
средств с т. зр. их соответствия определенным 
условиям, целям и особенностям общения. 
4.Изучение и описание 
функциональных стилей русского языка 
(научный, официально-деловой, публицистический, 
разговорно-обиходный, художественный). 
Стилистика - 
наука о языке и речи, изучающая языковые 
средства всех уровней с т. зр. их экспрессивных 
возможностей и наиболее целесообразного 
и общественно принятого их использования 
в зависимости от целей, условий и особенностей 
общения, а также стилевую дифференциацию 
современного литературного языка и стилистическое 
оформление различных жанров речи. 
Лингвистическая 
стилистика: 
- функциональная 
стилистика, 
- стилистика 
ресурсов, 
- практическая 
стилистика. 
В круг задач 
стилистики входит анализ языковых средств 
со стороны их значения и экспрессивных 
возможностей, а также со стороны их принадлежности 
к тому или иному функциональному стилю 
языка.
 
  - стилистика 
  и смежные лингвистические дисциплины 
  культура речи практическая стилистика 
  ортология риторика поэтика
 
 
Взаимоотношение 
стилистики и смежных дисциплин
Во второй половине 
ХХ в. намечается смена парадигмы гуманитарных 
наук (Т. Кун) – процесс, 
пик которого в разных отраслях относится 
к 60-м и 70–80-м гг. В русской и чехословацкой 
(Пражский лингвистический кружок) традиции 
начало его связано с идеями И.А. Бодуэна 
де Куртенэ, Л.С. Выготского, Л.В. Щербы, 
а также С.И. Карцевского, Н.С. Трубецкого 
и других ученых, обратившихся к проблемам 
речевой деятельности, активной грамматики 
и функциям языка в процессах общения. 
В американистике – с провозглашением 
слова и его значения как действия и изучением 
языка в контексте социальной ситуации 
(Л. Витгенштейн), с исследованием 
когнитивных процессов комплексными методами 
и отходом от бихевиоризма (Дж. Миллер и др.), 
а также с развитием прагматики и теории 
речевых актов (Ч.У. Моррис, Дж. Остин, 
Дж. Серл, Х. Грайс и др.). В связи с этим 
расширяется сфера изучения языка: наблюдается 
постепенный выход исследовательских 
аспектов за пределы строя языка и его 
единиц, обращение к вопросам его использования 
человеком в разных областях и ситуациях 
общения, психологическим, когнитивным, 
социокультурным основам речевой деятельности. 
Многообразие исследовательских задач 
при изучении языка-речи как сложного 
феномена стимулировало появление целого 
ряда различных науч. дисциплин и направлений, 
изучающих разные стороны общего объекта. 
Дифференциация науч. знаний сопровождается 
интегративными процессами, обусловленными 
общностью объекта исследования. Все это 
приводит к тому, что, напр., когнитивная 
наука, "занимающаяся человеческим 
разумом и мышлением и теми ментальными 
(психическими, мыслительными) процессами 
и состояниями, которые с ними связаны" 
(Кубрякова, с. 58), предмет 
которой – когниция, т.е. познание, мышление, 
размышление, которые можно исследовать, 
изучая "процесс обработки информации" 
(там же), по существу представляет не одну, 
а комплекс наук обширной области исследований. 
Поэтому в данном случае используется 
термин во мн. числе (когнитивные науки) 
и метафорическое наименование – "зонтиковая" 
наука. Поскольку в ней изучаются разные 
аспекты когниции – знание, познание, 
информация, человеческий мозг, сознание, 
разум, постольку они могут быть исследованы 
лишь в результате междисциплинарного 
подхода, весьма характерного для современных 
гуманитарных отраслей знания, в том числе 
лингвистики, включая стилистику.
Формирование 
стилистики в качестве самостоятельной 
дисциплины, начавшееся под влиянием трудов 
В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б. Гавранка, 
В. Мукаржовского, К. Гаузенбласа и др., 
завершается в 60-х гг. оформлением особого 
направления – функц. стилистики, ставшей 
центральной в комплексе наук (направлений) 
о стиле, а позже – в 70–80-х гг. – стилистики 
текста как ее ответвления. Процесс этот, 
стимулированный обращением к изучению 
употребления языка, функционирования 
его в разных сферах и ситуациях человеческой 
деятельности и речевого общения, связан 
с расширением объекта исследования: не 
только строя (системы) языка, но и речи 
(ср.: "Язык есть только тогда, когда 
он употребляется" – Г.О. Винокур). 
Это, естественно, выразилось в образовании 
нескольких направлений стилистической 
науки, изучающих разные стороны единого 
сложного объекта. Еще Ф. де Соссюр говорил 
о том, что изучение речи потребует чрезвычайной 
многоаспектности ее исследования, обусловливаемой 
самой природой этого феномена. Функциональная, 
речеведческая направленность стилистики 
2-й пол. ХХ в. потребовала обращения к изучению 
экстралингвистических стилеобразующих 
факторов (гносеологических, психологических, 
социокультурных и др. – см.Функц. стилистика, Экстралингвистические факторы) 
в качестве базовых детерминантов стилевого 
расслоения языка и специфики функц. стилей (см.). 
Тем самым функц. стилистика оказалась 
тесно связана с другими гуманитарными 
отраслями знания, без учета данных каждой 
из которых невозможно объяснить многие 
стилистические явления. И это потому, 
что сама "специфика стилевой области 
языка предполагает необходимость выхода 
за рамки лингвистики и заимствования 
понятий и терминов смежных наук" (Лузина, 1989, с. 72). Таким 
образом, сложность объекта стилистики, 
переориентация ее исследований от изучения 
строя языка (стилистически маркированных 
единиц) к речи (употреблению языка в разных 
сферах) способствовали изменению парадигмы 
лингвистических исследований – от строевой 
к функционально-коммуникативной.
Этот процесс 
в функц. стилистике обозначился раньше 
многих других направлений русистики; 
тем самым функц. стилистика оказалась 
приоритетной в ходе изменения парадигмы 
языкознания, кроме того, тесно связанной 
с рядом новых и других смежных гуманитарных 
наук 2-й пол. ХХ в. (прагматикой, коммуникативной 
лингвистикой, психолингвистикой как 
теорией речевой деятельности, лингвистикой 
текста, герменевтикой, интерпретацией 
текста, когнитивными науками и др.), что 
и определило необходимость указанного 
междисциплинарного подхода в стилистических 
исследованиях. Об этой роли стилистики 
в развитии русистики говорили многие 
ученые (И.Р. Гальперин, М.Н. 
Кожина, Л.Г. Лузина, В.Н. Телия, Д.Н. Шмелев и 
др.), напр.: "именно стилистика начала 
расшатывать основы структурной лингвистики, 
заставляя исследователей включать в 
сферу своих наблюдений живые формы языка, 
не укладывающиеся в строгие рамки формализованных 
процедур.… Начался пересмотр канонов 
лингвистического анализа" (Гальперин, 1980, 
с. 9); "Многое из того, что… изучалось 
в стилистике, в последние десятилетия 
было успешно исследовано также в таких 
смежных с "собственно лингвистикой" 
отраслях знания, как психолингвистика, 
социолингвистика, прагматика" (Шмелев, 1989, с. 
6); "Стилистика была единственным разделом 
языкознания, "узаконившим" обращение 
к внеязыковой действительности, процессам 
коммуникации и ее участникам" (Лузина, 1989, с. 
9); "именно в работах по функциональной 
стилистике были созданы теоретические 
предпосылки для коммуникативного подхода 
к проблемам стиля" (Трошина, 1989, с. 
135).
Взаимосвязь 
стилистики с другими лингвистическими 
дисциплинами (грамматикой, лексикологией, 
риторикой, культурой речи) обусловлена, 
кроме сказанного, также фактом изначального 
вхождения стилистики в комплекс наук 
о языке-речи (ср. "тривий" античной 
гуманитарной науки); ср. также: "Прагматика 
охватила многие проблемы, имеющие длительную 
историю в рамках риторики и стилистики… 
типологии речи и речевой деятельности, 
теории коммуникации и функциональных 
стилей… с которыми П. имеет обширные 
области пересечения исследовательских 
интересов" (Арутюнова, 1990, 
с. 390).
Таким образом, 
если ученые в последние десятилетия все 
чаще говорят о важности для лингвистики 
интердисциплинарных исследований (В.Г. Колшанский, Ю.Н. Караулов, 
В.В. Петров, Т.А. ван Дейк, Ст. Гайда и 
др.), то для стилистики это положение самоочевидно 
и реализуется начиная с 60-х гг. При этом 
весьма значимыми оказываются экстралингвистические 
стилеобразующие факторы, фокусируемые 
в речевой деятельности человека и его 
социокультурной среде. Междисциплинарный 
подход в области функц. стилистики (включая 
стилистику текста) закономерен и предполагает 
соответствующий принцип анализа объекта. 
Если справедливо утверждение, что "разум 
– настолько сложный объект познания, 
что изучение его не может 
быть ограничено рамками одной дисциплины…"(Кубрякова, 1996, с. 58–59), 
то это относится и к изучению стилистики 
речи как весьма сложному объекту, познание 
которого возможно только в комплексе 
наук.
Стилистика, реализуя 
связь с другими лингвистическими дисциплинами 
(и соответственно уровнями языковой системы), 
в то же время существенно, принципиально 
отличается от этих дисциплин тем, что 
"изучает язык по всему разрезу языка" 
(Г.О. Винокур), поскольку 
стиль не представляет собою особого уровня 
языковой системы, а свойствен единицам 
каждого уровня и – главное – речевой 
организации высказывания (текста). При 
этом, по Г.О. Винокуру, особый аспект исследования 
и составляет предмет изучения стилистики. 
Таким образом, будучи тесно связана с 
другими лингвистическими науками и пересекаясь 
с ними (ср. стилистику и лингвистику текста 
– ЛТ, культуру речи), а также используя 
данные других гуманитарных наук в качестве 
экстралингвистических основ стиля и 
объяснения стилеобразования, стилистика 
в то же время имеет свой, особый предмет 
исследования (см. Стиль; Стилистика; Функц. cтиль; Направления 
стилистики). Для многих современных новейших 
гуманитарных наук характерна нечеткость 
их определения, "размытость границ", 
взаимопересечение аспектов исследования 
(ср., напр., утверждения: "лингвопрагматика 
не имеет четких контуров" – Арутюнова, 1990, 
с. 389; "дискуссионным является вопрос 
о границах лингвистики текста – Николаева, 1990, 
с. 268). Это свойственно и стилистике. Данное 
явление обнаруживается при сопоставлении 
предмета, задач и направлений ее исследования 
с другими смежными дисциплинами.
Наиболее тесно 
стилистика соприкасается и пересекается 
с культурой речи (см.) 
и риторикой (см.). 
Так, при сопоставлении стилистики и культуры 
речи у них обнаруживаются как различные, 
так и общие, близкие аспекты исследования. 
К первым относятся проблемы нормы как 
правильности речи (на всех уровнях языковой 
системы), а также кодификации литературного 
языка. Однако помимо этого аспекта, К. 
р. включает и другой: "…высокая культура 
речи заключается не только в следовании 
норме", но и "в умении найти… точное 
средство… и наиболее уместное (т.е. самое 
подходящее для данного случая) и, следовательно, 
стилистически оправданное" (Ожегов, с. 287–288). 
В последнем случае налицо объединение 
аспектов рассматриваемых дисциплин. 
Если вопросы правильности, чистоты, уместности 
использования языковых средств – это 
типичные вопросы К. р., то аспекты выразительности 
речи, соответствия специфике того или 
иного стиля – это уже прерогатива стилистики. 
Напр., логичность, точность и др. признаки 
речи К. р. рассматривает как коммуникативные 
качества, обеспечивающие эффективность 
общения, а стилистика – как стилевые 
черты, по-разному выступающие в различных 
функц. стилях. Обычно говорят о двух ступенях 
(этапах) овладения речевой культурой, 
или, по терминологии О.Б. Сиротининой, 
о разных типах речевой культуры (см.), 
среди которых высший, элитарный, тип предполагает 
владение стилистическими и стилевыми 
нормами речи. Здесь опять налицо "общее 
звено" у рассматриваемых дисциплин 
(с той лишь разницей, что стилистика изучает 
и описывает существующие в языке-речи 
закономерности употребления языка и 
речевую организацию разных типов текста 
и их стилевую специфику, обусловленные 
экстралингвистическими факторами, а 
К. р. предполагает прежде всего само владение 
этими нормами, помимо того что К. р. – 
раздел языкознания о языковых нормах 
и нормализации).
Формирование 
К. р. как особой лингвистической дисциплины 
шло параллельно со становлением стилистики 
и активизацией коммуникативно-функционального 
подхода в лингвистике (утверждению которого 
способствовали труды В.В. Виноградова, 
Г.О. Винокура, В.Г. Костомарова, Л.И. Скворцова, 
Е.Н. Ширяева и др.). В современной лингвистике 
представлено широкое понимание К. р., 
смыкающееся со стилистикой. При этом 
следует помнить, что еще В.В. Виноградов 
в свое время определил взаимоотношение 
этих дисциплин: стилистика, по его мнению, 
"является своего рода вершиной исследования 
языка, теоретической основой развития 
национальной речевой культуры".
Риторика не имеет 
однозначного определения в современной 
филологии, однако наиболее общепринятым 
является ее понимание как теории и практического 
мастерства воздействующей, убеждающей, 
целесообразной речи и тем самым эффективной, 
достигающей целей общения. Риторика и 
стилистика уходят своими корнями в глубь 
веков и тысячелетий. Истоки их видятся 
еще в древнеиндийских учениях о языке, 
стиле, поэтике и достигают расцвета во 
множестве трудов античности – Древней 
Греции и Рима. Для этого времени характерен 
синкретизм риторики, от которой позднее 
отпочковываются другие гуманитарные 
науки – логика, философия, поэтика, словесность, 
стилистика. Однако с середины ХХ в., в 
связи с ренессансом риторики и оформлением 
неориторики, последней свойственна заметная 
синтетичность.
Иногда говорят 
о поглощении стилистики риторикой (об 
их слиянии); но в действительности при 
общности этих дисциплин, объединенных 
таким подходом к языку, когда последний 
анализируется как деятельность и при 
этом выясняются закономерности использования 
языковых средств для реализации коммуникативных 
задач речевого общения, обнаруживаются 
и их различия. Имея определенное "поле 
совмещения" со стилистикой, риторика 
по своему предмету и задачам выходит 
за пределы этого поля. Так, со времен античности 
ее интересуют не только вопросы языкового 
оформления речи (elocutio, обычно по традиции 
связываемые со стилистикой), но и сам 
выбор актуальной темы ораторского выступления, 
логика построения речи, доказательность 
положений (важнейшей из пяти частей риторики 
считалась, по Аристотелю, часть "изобретение 
мыслей"). Кроме того, в компетенцию 
риторики входили и входят вопросы этики, 
морали и нравственности и, наконец, поведения 
оратора (ср. рекомендации и умения найти 
удачный момент для выступления, учет 
выигрышного для оратора порядка выступлений, 
организации дебатирования), не говоря 
уж о внимании к личности и внешнему виду 
ритора, его умению пользоваться жестами, 
мимикой, интонацией и т.п. К тому же современная 
неориторика рассматривается иногда как 
искусство управления – в рамках единого 
концепта завоевания власти; кроме того, 
как интегрирующая методологическая дисциплина 
о речи и общении вообще. Все эти аспекты 
выходят за рамки компетенции стилистики, 
которая, в свою очередь (если иметь в виду 
функц. стилистику), изучает собственно 
закономерности функционирования языка 
в разных сферах общения, фиксируемые 
в типах текстов, их речевую системность 
и стилевую специфику. В данном случае 
у стилистики имеет место типологический 
подход к объекту и более обобщенный, высокий 
уровень абстракции при анализе изучаемых 
явлений, тогда как риторику интересуют 
конкретные тексты в конкретных ситуациях 
общения. Отсюда неодинаковым у этих дисциплин 
оказывается и круг актуальных для них 
основных экстралингвистических факторов.