Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:59, творческая работа

Описание работы

«Единородный Сыне» - одно из тех произведений, которые нередко встречаются в репертуарах церковных хоровых коллективов и академических. Произведение написано на текст одноименного гимна, который звучит в ходе Литургии оглашенных. Гимн исполняется независимо от того, изобразительные или праздничные антифоны поются на литургии. Он напоминает верующим о главном Божьем благодеянии – ниспослании своего Сына на землю. (Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.)

Содержание работы

Общие сведения о произведении и композиторе………………………………………2
Анализ литературного текста……………………………………………………………3
Музыкально-теоретический анализ……………………………………………………..5
Исполнительский анализ………………………………………………………………...13
Вокально хоровой анализ………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ.docx

— 238.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.М.ТАНКА

 

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

 

 

 

Анализ хорового произведения

 

«Единородный  Сыне»

 

                                             музыка М. П. Речкунова

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнила: 

                                                                                     студентка 10 группы 

                                                                           заочного отделения

                                                                           музыкально-педагогического 

                                                                           факультета

                                                                           Королева Евгения Алексеевна

                                                                                                  Проверила:

 

                                                                            преподаватель 

                                                                              Дубатовская Ольга Анатольевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Минск 2013

Содержание

 

Общие сведения о произведении и композиторе………………………………………2

 

Анализ литературного текста……………………………………………………………3

 

Музыкально-теоретический анализ……………………………………………………..5

 

Исполнительский анализ………………………………………………………………...13

 

Вокально хоровой анализ………………………………………………………………...20

 

Заключение………………………………………………………………………………….

 

Литература………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения о произведении и  композиторе

 

РЕЧКУНОВ Михаил Петрович (1870—1921) — русский композитор, хоровой дирижер, педагог. С собственным смешанным хором (40 человек, организован в 1889) дал в Петербурге цикл из 5 исторических концертов, взяв за основу репертуара русскую хоровую музыку за 150 лет.

Наследие композитора составляют романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано и  хоровые произведения. Автор обращался  к зарисовкам природы (романсы «Весна», «Звезды», «Сумерки»), к любовной тематике (романсы «Как любить так без рассудку», «Любовь»). Однако хоровые произведения Речкунова относятся преимущественно к духовной музыке (Кантата, посвященная памяти святейшего патриарха Гермогена, «Свете тихий», «Прокимен Пасхи», «Херувимская песнь»).

«Единородный Сыне» - одно из тех произведений, которые нередко встречаются в репертуарах церковных хоровых коллективов и академических. Произведение написано на текст одноименного гимна, который звучит в ходе Литургии оглашенных. Гимн исполняется независимо от того, изобразительные или праздничные антифоны поются на литургии. Он напоминает верующим о главном Божьем благодеянии – ниспослании своего Сына на землю. (Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.)

 

Хор «Единородный сыне» входил в  репертуары заслуженных хоровых  коллективов: Объединенного хора Троице-Сергиевой  Лавры, Хора Московского Новодевичьего монастыря

 

 

                       Анализ литературного текста

«Единородный сыне» - неизменяемый гимн, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого (Православная церковь и восточнокатолические церкви, использующие византийский обряд). Существует устойчивое мнение, что гимн написал около 536 года византийский император Юстиниан I. Церковнославянский текст гимна выглядит следующим образом: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Гимн утверждает о двух природах во Христе: подчёркивается как Божественная (Христос называется единородным Сыном, бессмертным, прославляемым вместе с Отцом и Святым Духом), так и человеческая природа (Христос воплотился и непреложно (истинно и неизменно) вочеловечился, то есть стал Человеком.)

К тексту гимна обращались и другие композиторы - П.И.Чайковский, Н.Черепнин, М. Ипполитов-Иванов, П. Чесноков, Н. Дилецкий, А. Гречанинов и т. д.

Но, кроме подлинного текста гимна, со временем стало принято читать одну из молитв утренней службы:

«Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь». В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления. Молитва звучит торжественно и возвышенно.

Основная часть построена на смене динамических оттенков: слова «Единородный Сыне и Слове Божий…» звучат на mp, но смысловой акцент

падает на фразу «…от Святые Богородицы» и требует mf . Общая кульминация связана с текстом «…смертию смерть поправый, един сый Святыя Тройцы». Кульминация развертывается до слов «…спаси нас», которые повторяются трижды, постепенно затихая.

 

Музыкально-теоретический  анализ

Форма

Форма гимна «Единородный Сыне»  возникла на основе текста – музыка гибко следует за словом. Простая трехчастная форма с вступлением обусловлена тремя эмоциональными и смысловыми волнами. Вступление воспринимается обособленно.

Вступление написано в форме периода из двух предложений. Размер этого раздела 8 тактов. Период модулирует в тональность VI ступени (g-moll). Половинная каденция звучит напряженно. (Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.)

Первая  часть утверждает новую тональность, т.к. в партии альтов на протяжении восьми тактов звучит тонический органный пункт на звуке «g». Это говорит о том, что хоровая ткань содержит элементы антифонного пения.

Раздел написан в форме простого периода из двух предложений (8 тактов+11тактов). Второе предложение  расширено за счет модуляции в тональность субдоминанты – c-moll.

Средний раздел написан в форме периода с дополнением в объеме 11 тактов. Его особенность в том, что элементы антифонного пения возникают теперь в партии сопрано, где на цепном дыхании тянется звук «c», в то время, как I и II альты исполняют основной тематический материал. Дополнение объединяет весь хор в октавный унисон, звучит фраза «распныйся же, Христе Боже». Возможно, это связано со смысловым акцентом, который поставил автор. Т.о. II часть имеет структуру: 3+3+5 тактов.

Третья  часть имеет форму расширенного периода. Первое предложение из 6 тактов звучит в тональности B-dur. Расширение второго предложения происходит за счет повторения фразы «спаси нас».

 

Мелодия

Мелодическая линия сочетает поступенное  восходящее и нисходящее движение, особое внимание привлекает интонация чистой кварты.

 Возможно, жанровая принадлежность  источника к гимну стала импульсом  для композитора. Но чувствуется  и лирика – голосоведение параллельными  терциями ( во фразах «Единородный Сыне и Слове Божий», «и Приснодевы Марии и непреложно вочеловечивыйся», «спрославляемый Отцу и Святому Духу»).

Для мелодики М.П. Речкунова характерен прием «расслаивания» унисона.

Этот прием встречается так  же в произведениях «Да исправится молитва моя», «Осень».

 

Ритм

Ритм произведения четко отражает все нюансы текста и фразировки.  Частое паузирование создает «дышащую»  музыкальную ткань. Фразы нередко  начинаются из затакта – этот прием автор выбрал для того, чтобы акцентировать сильную долю и многие слова текста, значение которых наиболее важно:

 

Еще один способ сделать смысловой  акцент – это укрупнение длительностей (используется в 21 – 22 тактах на словах «ради воплотитеся», и в 37 – 38 тактах на слово «Боже».) Музыка звучит пафосно и тяжеловесно, патетически.

 

 

 

 

 

Динамика

 

Это произведение построено на динамических контрастах, но крайние динамические точки – это f и p.

Торжественное вступление звучит на f , но как только начинается первая часть, мелодия затихает до mp. Первая динамическая волна развивается в    17 – 27 тактах  (текст «и изволивый спасения нашего ради воплотитеся от Святыя Богородицы».)  

 Фраза «распныйся же, Христе  Боже» звучит смиренно, на p. Октавный унисон создает ощущение «тихой кульминации». Но уже следющее предложение звучит ярко и возвышенно, на f ( «смертию смерть поправый, един сый Святыя Тройцы»).Последняя волна построена на diminuendo. Повторение фразы «спаси нас» приводит к тихому, благородному завершению.

 

Ладо - гармонический анализ

 

Несмотря на то, что произведение начинается и завершается в мажоре, он присутствует здесь только местами.                 

  Основная часть произведения  написана в гармоническом миноре, встречается также натуральный  минор (34 – 36 такты), «неаполитанская»  гармония (21-25 такты).

 Первый период (вступление) модулирует в g-moll. В первой части               «неаполитанская» II пониженная ступень приравнивается к VI ступени c-moll. G-moll возвращается, как натуральная доминанта, но заканчивается произведение в тональности B-dur.

Мажор звучит в моменты прославления – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «смертию смерть поправый». Звучание аккордов натурального минора (d53 ,VII53) несет аскетичный характер.  Мажорный финал символизирует веру и надежду.

 

Фактура

 

В произведении «Единородный Сыне»  сочетаются несколько типов изложения: в 1-8 тактах гармонический, в 9-16 полифонический.

Они чередуются, а в 34 – 38 тактах присутствует монодический склад, который роднит эту музыку с древними песнопениями.

На протяжении всего произведения встречаются элементы гомофонно-гаромнического склада в 27 – 33 тактах, звук «до» в партии сопрано играет роль тоники или тонического  педального тона.  На его фоне звучат фрагменты аккордов тонической и  субдоминантовой функций. 

Однако преобладает  гармонический  тип письма. Возможно, такой выбор  автора связан с жанровой принадлежностью  произведения к духовной музыке.

 

 

                              Вокально-хоровой анализ

 

Гимн написан для женского четырехголосного хора a-capella, но в хоровой практике существуют примеры, когда «Единородный Сыне» исполняли смешанным хоровым составом.

 Диапазон хоровых партий:

 

CI–g1 - g2   

CII – g1 – es2

AI – bм – b1

AII – bм – b1

 

Общий диапазон хора – bм - g2.

 Тисситурные условия удобны для пения, но следует учесть, что эта музыка  духовная, и динамические оттенки исполняются несколько тише, чем они звучали бы в светской музыке.  В связи с этим, в партии СI могут возникнуть трудности в 24-26 тактах («Воплотитеся от Святыя Богородицы») – пение высоких звуков (f2, g2) провоцирует ff.

Нередко партии альтов звучат в унисон. В хоровой практике использование  этого приема характеризует умение хормейстера работать над чистотой интонирования.

«При работе над формированием хорошего ансамбля (фр.«ensemble» -  вместе) используются упражнения на исполнения унисона на цепном дыхании, позволяющее певцам подстроить свои голоса к общему звучанию хора.» ( Богданова Т. «Основы хороведения»)

Унисонное пение позволяет снизить  степень  вокальной загруженности  отдельных партий и всего хора. Однако наполненность партий сопрано преобладает, т.к. в 9 – 16 тактах партию альтов исполняют всего три солиста в унисон.

 Тисситурное соотношение между партиями не превышает октавы.  Иногда не только отдельные партии, но и весь хор сходится в унисон.

Исполнение хора tutti на протяжении всего произведения связано с тихим звучанием хора, поэтому желательно пение на прикрытом звуке, «по-альтовому»

 

Работа над хоровым  строем в произведении заключается в том, чтобы не возникало трудностей при пении на одном звуке. Повторение одного и того же звука в мелодии характерно и для партии сопрано, и для партии альтов.

 

Подобные места требуют  чистого  унисонного пения и  умения «держать» тон. Этот навык развивается при распеваниях типа:

 и т.д.

 В вертикальном строе иногда  встречается большая секунда. Подобная «опасность» нередко встречается в духовной музыке, т.к. одному из голосов всегда свойственно «зависать» в то время, как другие двигаются.

 

 

 

Работа над дикцией. Артикуляция.

Вокальная дикция, то есть четкое и  ясное произношение слов во время  пения,

имеет свои особенности по сравнению  с речью. Отчетливое произношение

слов не должно мешать плавности  звукового потока, поэтому согласные  в

пении произносятся по возможности  быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал

гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции  – нижней челюсти, губ, языка,

Информация о работе Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»