Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:59, творческая работа

Описание работы

«Единородный Сыне» - одно из тех произведений, которые нередко встречаются в репертуарах церковных хоровых коллективов и академических. Произведение написано на текст одноименного гимна, который звучит в ходе Литургии оглашенных. Гимн исполняется независимо от того, изобразительные или праздничные антифоны поются на литургии. Он напоминает верующим о главном Божьем благодеянии – ниспослании своего Сына на землю. (Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.)

Содержание работы

Общие сведения о произведении и композиторе………………………………………2
Анализ литературного текста……………………………………………………………3
Музыкально-теоретический анализ……………………………………………………..5
Исполнительский анализ………………………………………………………………...13
Вокально хоровой анализ………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ.docx

— 238.94 Кб (Скачать файл)

мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности

артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа:

«Рапортовал, да недорапортовал, а  стал дорапортовывать – совсем

зарапортовался», «От топота копыт  пыль по полю летит», «Купил кипу пик»

и т. п.

Артикуляция (латинское articulatio) — работа органов речи: губ, языка,

мягкого нёба, голосовых связок. Результатом работы над артикуляцией являются:

а) напевность гласных;

б) умение их округлять;

в) стремление к чистоте звучания неударных гласных;

г) быстрое и четкое выговаривание  согласных и т. д

 

Руководитель хора должен постоянно  следить за артикуляцией при работе

хора над произведением, а также при проведении специальных

упражнений.

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова:

«дай», «май», «бай».

Для активизации языка и губ  поются упражнения на слоги: «бри», «бра»,

«брэ», а также «ля», «ле» и др.

 

Для того, чтобы  донести конкретное произведение до слушателя в полной мере, необходимо отчетливо и разборчиво произносить текст. В этом проблема не только хоровой музыки, но и вокальной музыки в целом.

Четкость  исполнения литературного (здесь духовного) текста зависит от того, насколько поющие знакомы с первоисточником.

 Исполнителям  хора следует самостоятельно  прочесть литературное произведение, расставить в нем речевые акценты, чтобы предупредить их в музыке.  Текст литургии требует тщательного разбора из-за слов старославянского происхождения: «и ныне, и присно» (и сейчас, и всегда), «Единородный Сыне» (единственный в своем роде), «непреложно вочеловечивыйся» ( принявший человеческий облик), «смертию смерть

поправый» (исправил смерть других своей смертью).

В партии альтов местами текст исполняется укрупненными длительностями. 

Образуется  полифония. Так как в обеих партиях звучит один и тот же текст, выделить следует ту, в которой он представлен наиболее полно и связно (в данном произведении выделяются сопрано в 9 – 16 тактах, альты в 27 – 33 тактах, сопрано в 45 – 49 тактах).

Важно помнить, что в церковной музыке нет  открытой гласной «а», вместо нее  следует произносить «о».  Мягкие согласные  также отсутствуют  из-за того, что вместо «я», «ё», «ю»  «е» произносятся «а», «о», «у», «э».  Слово «нашего» (20 такт) произносится так, как написано.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по

звучанию, они  обеспечивают наилучшее резонирования, именно поэтому они наиболее подходящие для выработки головного звучания.

Нередко проблемой  для исполнителей становятся слова  с двумя согласными звуками, стоящими подряд:  присно, единородный, непреложно, распныйся, Христе, спрославляемый.  В таких случаях внимание уделяется звукам «р», «н», т.к. они представляют наибольшую сложность при пении.  

Свободное произношение согласных звуков развивается с  помощью скороговорок: на звуки «р», «л» - «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы  две недели карамель на мели ели» ;  на звуки «в», «н», «о» - «Веники, веники, да веники-повеники, да с печи оборвалися, да по полу кочалися»; на «д», «в», «р» - «На дворе трава, на траве дрова».

Еще один способ работы над согласными – это варьирование попевок (мелодическое движение может  быть как поступенным, так и скачковым  – главное согласный звук).  Наиболее удачными и универсальными являются слоги «нэй, най,ной», «дир, дер» «нам, ном, ним, нум», «ре, рё, рю, рэ, ро, ру».

 Не следует  забывать и об утрировании  согласных звуков «р», «с», «ш», «ж» в словах единородный, бессмертен, спасения, нашего, ради, святыя, Богородицы, распныйся, Христе, Боже, спаси нас.

Если чередование  согласных происходит между двумя  словами, то слова обычно соединяют  между собой при пении: «бессмерте н\сый», «воплотитеся о т\Святыя», «смертию сме рть\поправый». 

Дыхание чутко следует за каждой фразой и словом.  В этом гимне дыхание берется преимущественно по фразам, но в некоторых местах принципиально цепное дыхание, чтобы не разорвать длинную фразу, спеть протянутый звук:

Одним из преимуществ  коллективного пения является возможность

исполнения  любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений

на непрерывном  дыхании. Обычно это протяжные песни, которые от начала

до конца  исполняются непрерывно, медленно и  плавно. В большинстве

случаев для  них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой

эффект основан  на использовании так называемого  «цепного» дыхания,

когда певцы  вокальной группы берут дыхание  не одновременно, а

последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные  правила при выработке навыка цепного дыхания можно

сформулировать  так:

– не делать вдох одновременно с сидящим рядом  соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри

длинных нот;

– дыхание  брать незаметно и быстро;

– вливаться  в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука,

интонационно  точно;

– чутко  прислушиваться к пению своих  соседей и общему звучанию группы.

 

Дыхание по фразам способствует комфортному исполнению хора, и, вместе с тем, оно создает  ощущение настоящей молитвы.  Паузы  в произведении расставлены так, как бы они возникали в ходе молитвы, в свободном рассказе.

Однако есть такты, где пауза дает возможность  взять короткое  диафрагматическое  дыхание для исполнения последующей  фразы на f (38 – 39 такты). В таких местах даже короткая фраза требует равномерного выдыхания. 

Звуковедение – это навык, который способствует более выразительной подаче и более полноценному восприятию музыкального материала.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не

форсированная) подача звука, выработка высокого, головного  звучания

наряду с  использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном  этапе обучения

вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить  упражнение:

пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты,

мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в

головной  резонатор, под которым в вокальной  педагогике имеется в виду

верхняя часть  лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю

часть твердого нёба на корни передних верхних зубов  обеспечивает его

наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает  силу, яркость и

полетность.

В тексте гимна  многие фразы заканчиваются ритмической  остановкой и повторением одного и того же звука.

Подобные  окончания следует выделять – использовать прием marcato.

Фрагменты с  параллельными терциями отличаются рельефной мелодической линией, волнообразным движением в мелодии. Чтобы подчеркнуть песенность, подобные места следует исполнять на legato. Этот способ звуковедения здесь главенствующий, т.к. «Единородный Сыне» М.Речкунова – это пример церковного песнопения с богатой мелодикой

 

 

                         Исполнительский анализ 

 

Чтобы произведение было понято слушателями, оно должно быть понято исполнителем. Но в хоровой  музыке исполнитель – не только хоровой коллектив, но и дирижер. В работе хормейстера и хора возникает  настоящий творческий тандем. От понимания  и трактовки этих двух составляющих зависит то, как прозвучит музыкальное  сочинение.

Духовная  музыка – это особый пласт, в котором  сочетается культура и религия. Музыка существует в каждой церкви, будь то возвышающийся к небу храм с величественным органом или небольшая церковь, где поют без сопровождения…

С появлением христианства духовная музыка обрела свои основные качества: сдержанность, строгость, скромную мелодику. Но, поддаваясь влиянию собственного таланта многие композиторы, такие как И.С. Бах, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, М.П. Речкунов, создавали мессы, гимны и литургии прекрасные настолько, что их место было не только в церкви, но и на сцене концертных залов.

«Единородный  Сыне», как маленькая жемчужина духовной музыки, отличается богатой гармонической и мелодической наполненностью. Перед исполнителями и дирижером стоит важная задача – найти «золотую середину», показать все самое красивое, что есть, но не делать акцент лишь на красоте.

  • Говоря о красоте сочинения в целом, важно раскрыть образный мир

каждой части

  Воодушевленное  вступление неспешно и величаво  славит Святую Троицу.  Но неожиданно  хор стихает – резким контрастом  три солиста начинают пение  на mp . В I части (9 – 27 такты) хор постепенно набирает уверенность, плотность звука крепнет, уже с 17-го такта хор вступает полным составом. В среднем разделе звук снова рассеивается, плавное движение параллельными терциями приводит к тихой кульминации на границе II и III частей (34 – 38 такты). III часть звучит торжественно, но последнее предложение (45-49 т) возвращает слушателя к образу I части – лирическому и беспокойному. Мелодический материал этого предложения также повторяет I часть, образуется тематическая арка между I и III разделами. Возвращается образ безропотного и беззащитного человека, просящего помощи у Господа.

  • Соблюдение  всех темповых указаний автора способствует

музыкальной выразительности, отражает правильность понимания и трактовки. Зачастую, в ходе работы возникают новые идеи, однако они не должны идти вразрез с содержанием.

Темп произведения – Andantino ( ит. неторопливо) -  , = 60. Первый период заканчивается утвердительной каденцией, но она замирает на D новой тональности. Этот момент связан с ritenuto ( в нотном тексте “rit.”) – замедлением темпа. Слова «во веки веков. Аминь» хор подчеркивает, замедляя. Слово «Аминь», как венец, итог всей молитвы – Речкунов выделяет его знаком  Œ (“fermata” - ит. остановка).

Пение хора обрывается на неразрешенной доминанте, словно вопрос, требующий ответа.  I часть, как разрешение, вступает в прежнем темпе - «a tempo». Далее, на протяжении сочинения, автор не указывал темповых обозначений, кроме ферматы в финале, но следуя логике композитора, окончания фраз с ритмическими остановками (такты 15-16, 37-38,54-56) можно подчеркнуть замедлением темпа.

  • Динамические оттенки могут варьироваться дирижером более

свободно, чем  темповые отклонения. Но опираясь на вышесказанное, следует помнить, что чистое forte в данном контексте будет использоваться редко. Весь номер желательно выдержать в пределах mezzo forte. Исключением являются 34 – 44 такты, где важно добиться яркого контраста:

 

 

 В 17 – 27 тактах логично выполнить crescendo, несмотря на то, что в нотном тексте это не указано. Рост динамики обусловлен  резким тональным сдвигом из тональности g-moll в As-dur , а затем в c-moll. В мелодической линии динамика также возрастает за счет восходящего движения от звука g1 до g2.

 Особое внимание следует  обратить на 49 – 56 такты, где  трижды повторяется фраза «спаси  нас» - каждое ее повторение поется  все тише.  Произведение заканчивается  на piano. Последний аккорд исполняется на фермате, протягивая его, хор постепенно уходит на  pianissimo.

 

  • Особенность музыкальной и литературной фразировки в том, музыка

тонко следует за текстом и фразами. В этом простота и сложность данного  произведения. Исполнители не должны соединять фразы между собой, все паузы должны быть выдержаны. Это, в свою очередь, даст возможность  взять дыхание там, где удобно и спеть места, требующие цепного дыхания без проблем.

 

  • Основными принципами работы над произведением являются:

- работа над «прикрытым звуком» при пении гласных «а», «э».

- максимальная приближенность к духовной манере исполнения, аутентичность.

- соблюдение ансамбля в местах с элементами полифонии

- выстраивание динамики в пределах mf, работа над crescendo.

- четкое произношение двух согласных звуков подряд внутри слова и между словами.

- соблюдение пауз, правильная фразировка.

Не следует забывать и о том, что успешное исполнение любого произведения начинается с того момента, когда  исполнители и дирижер глубоко  проникают в сюжет, смысл текста и сочинения, когда они заинтересованы в своем деле.

 

  • Однако успех зависит больше от дирижера, чем от исполнителей

именно он показывает все паузы, динамику, способы звуковедения, а его мимика чутко отражает характер музыки и образ. Личность хормейстера – это артистичная натура, человек с широким кругозором, не безразличный к исполнителям своего хора (оркестра).

 

  • Изначально важно дать правильный ауфтакт. Жест дирижера должен

быть мягким, но широким, т.к. произведение начинается торжественным вступлением. Для того, чтобы показать правильный темп, дирижер может пропеть начальные такты сочинения мысленно. Изначально предложение дробится на 4 фразы. Снятия выполняются на 2-ую долю, ауфтакт – к третьей. Со слов «во веки веков, Аминь» начинается ritenuto, замедляя темп следует задержаться на слове «Аминь», т.к. стоит фермата. Окончание этого предложения исполняется величественно, значительно – взмах дирижера также выглядит тяжелее.

 Начиная с 9 – го такта характер музыки меняется. Амплитуда дирижерского жеста становится значительно меньше, аккуратнее – звучит mp. Обращаясь к партии альтов, дирижер мысленно готовит вступление для партии сопрано, в которой прозвучит основной тематический материал. В 16 такте дирижер приглушает хор плавно, без резкости. Ауфтакт к первой доле 17 такта дается для всего хора весьма незначительно. C 17 такта на piano начинается первая динамическая волна, которая длится до 27 такта. За это время амплитуда жеста постепенно увеличивается, предложение звучит на цепном дыхании,

Информация о работе Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»