Анализ музыкальных форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Средства выразительности в музыке:
мелодия,
гармония+ладотоноальность,
фактура,
метр, ритм,
динамика,
тембр,
артикуляция (интонирование).
1.Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания.
2.Состоит из перечисленных выше средств. Цель - не комбинирование, а создание эмоционального художественного образа.
Стиль - совокупность выразительных средств, выбираемых композитором в соответствии с некими субъективными потребностями.

Содержание работы

Предисловие
1. Период
2. Простые формы
3. Сложные формы
4. Сонатная форма
5. Рондо
6. Сонатная форма в классическом концерте
7. Вариации
8. Полифонические формы. Фуга

Файлы: 1 файл

Анализ музыкальных форм.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

     §Sometimes I feel like a motherless childАнализ музыкальных форм.

 
Оглавление

Предисловие 
1. Период 
2. Простые формы 
3. Сложные формы 
4. Сонатная форма 
5. Рондо 
6. Сонатная форма в классическом концерте 
7. Вариации 
8. Полифонические формы. Фуга


Назад

На главную

 
 
Предисловие.

Средства выразительности в  музыке:

мелодия, 
гармония+ладотоноальность, 
фактура, 
метр, ритм, 
динамика, 
тембр, 
артикуляция (интонирование).

1.Форма имеет два смысла: как  структура, и как вместилище  содержания.

2.Состоит из перечисленных выше  средств. Цель - не комбинирование, а создание эмоционального художественного  образа.

Стиль - совокупность выразительных  средств, выбираемых композитором в  соответствии с некими субъективными  потребностями.

Структура сочинений.

Процесс написания отражает смысл  произведения.

Сочинение соединяет несколько  музыкальных кусков: мотив - мельчайшая единица, которую нельзя раздробить, субмотив - слог, лишённая смысла частица.

Музыкальный текст имеет расчленённость: есть мимолётное расчленение и формообразующие  цезуры.

Анализ форм - наука не точная, а  статистическая: цезуры определяются по совокупности признаков.

Вверх 

 

Период.

Период - наименьшая, законченная и  относительно развитая форма. Любой  период будет содержать 50% стандартных  черт: единого строения, простой, из 3-х предложений, сложный.

 

Стандартный

Нестандартный


1. Количество предложений

2

(единого строения, не  членящийся, период-предложение), 3, 4, (сложный,  двойной)

2. Каденции: а)серединная, б)заключительная

половинная, полная несовершенная, полная совершенная

какая-либо каденция не в  главной тональности (очень редко  полная совершенная), полная несовершенная

3. Повторность

повторного строения

не повторного строения (редко)

4. Квадратность

квадратный

неквадратный

5. Тональное строение

однотональный, модулирующий в D

модулирующий в другую тональность


Период - это форма, которая пришла из танцевальной музыки, отражает физиологические  особенности человеческого восприятия. 
На начальной стадии музыка развивается по квадрату, а далее по-другому. 2 предложение - это ответ на первую, незаконченную музыкальную структуру. Повторность может быть разной степени - почти от полного повторения, до скрытой и неявной повторности. Перед повторением обычно неустойчивая каденция. 
Постановка графических тактов - это достаточно случайный момент: квадратность понятие метрическое, а не тактовое.

Вверх 

 

Простые формы.

Все формы разделяются на типы. Таких типов 7-8.

1 - период. 
2 - простые формы и т. д.

Типы изложения: экспозиционный (в  нём пишется период), развивающий (так пишутся середины, разработки, связки, предыкты), заключительный (коды, дополнения, заключительные партии), вступительный.

Зкспозиционный тип  изложения: гармоническая, мелодическая устойчивость, динамика, инструментовка.

Развивающий тип изложения: гармоническая, мелодическая неустойчивость + секвенции.

Заключительный тип  изложения: самое устойчивое изложение.  

 

Простой называется форма, состоящая  из периода и развивающей части  пропорциональной периоду. В дальнейшем эти части могут повторяться  в различных вариантах. 

Схема:

а - период, имеет экспозиционную форму развития

b - развивающая часть (как правило). Изредка вторая часть может иметь тоже экспозиционную форму, тогда - это контрастная двух частная форма. Но, как правило, часть b строится на материале части а в неустойчивом варианте и заканчивается полным совершенным К в главной тональности (обычно), тогда образуется простая двух частная безрепризная форма.

Схема

Название

Признаки


а b (по ~8 тактов)

простая 2-х частная безрепризная форма

- первая часть - период 
- вторая часть развивающая музыка, пропорциональная первой, не имеет признаков 
- в конце полная совершенная каденция в главной тональности

а             b     - период 
а полов К а b а- предложения

простая 2-х частная репризная форма

- -//- 
- вторая часть пропорциональна первой, но делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2 предложения периода

а b а1

простая 3-х частная форма

- первая часть  - период 
- вторая часть развивающая музыка, пропорциональная первой, в конце нет полной совершенной каденции 
- третья часть: точное или неточное повторение периода


Эти основные различия могут видоизменяться за счёт повторения частей, при этом повторение считается точным, если совпадает структура (количество тактов), и гармоническая сетка внутри этой структуры может варьироваться: а) фактура, б) мелодическая фигурация, в) инструментовка, г) динамика. Повторение считается неточным, если меняются: а) структура, б) гармоническая сетка  и т. д.

а а b b (a:||:b:||)

простая 2-х частная форма  с повторенными частями

a a b (||:a:|| b)

простая 2-х частная форма  с повторенной первой частью

a b b (a ||:b:||)

простая 2-х частная форма  с повторенной второй частью

a b a b1

простая двойная 2-х частная  форма

a a b a b a (||:a:||:b a:||)

простая 3-х частная форма  с повторенными частями

a полн. сов. К a b a (a:|| b a)

простая 3-х частная форма  с повторенной первой частью

a b a b a (a ||:b a:||)

простая 3-х-5-ти частная форма

a b a ba

простая 2-х-3-х частная  форма


Примечание: маленькими буквами обозначаются простые формы, а большими - сложные.

Вверх 

 

Сложные формы.

Сложная 3-х частная и 2-х частная  форма. К этой разновидности можно  отнести и куплетную форму. 
Сложная - музыкальная форма, в которой первая часть (иногда не первая) - сложнее периода (простая форма).

Сложная 3-х  частная форма (A B A).

Первая часть сложнее периода. Разновидность: с трио или с эпизодом.

A - первая часть. Как правило, написана в простой форме (см. Простые формы). Очень редко бывают особые формы: вариации, сонатные экспозиции, сонатная форма целиком (Чайковский 5 симфония, 2 часть), сложная 3-х частная форма. 
В сложной форме присутствует завершённость частей, отсюда непрерывность развития.

B - средняя часть. Бывает эпизод и трио. Трио - это средняя часть, имеющая завершённую структуру (чёткие каденции, ярко выраженная квадратность, очень часто повторяются части внутри). Трио всегда написано в простой форме (реже период). Трио имеет происхождение от прикладной музыки (танцы, марши) и перешло в 3 части сонатно-симфонического цикла. Сначала - это был менуэт, потом скерцо. Отличительной чертами трио также является упрощёние фактуры (переход в одноимённый лад). Трио - это форма и одновременно жанр.  
Эпизод - средняя часть, которая не имеет чёткой структуры. Но, окончательно не имеющей структуры, нельзя назвать ни одну форму. Встречается в медленных частях сонатно-симфонического цикла, и в качестве отдельной пьесы (редко). 3-х частная форма с эпизодом встречается редко. После средней части нет каденции, а есть связка. 
Реприза (см. Простые формы).

Вступление  и кода.

Вступление - довольно редко встречается в сложной 3-х частной форме. Обычно бывает, если - это отдельная пьеса (Чайковский - "Франческа да Римини"). 
Кода - очень часто. Строится на материале средней части, может и на материале крайних частей.

Промежуточная форма (а B a).

Это форма, находящаяся между простой  и сложной, то есть крайние части  у неё как в простой (период), а средняя часть как сложная (простая форма). 
Возможно, либо первая часть - недоразвитая простая форма, либо - это простая форма, но середина сильно развитая (Мусоргский - "Картинки с выставки": "Балет невылупившихся птенцов").

Сложная 2-х  частная форма.

В ней одна из частей сложнее периода: a B, A b, A B.

Два основных варианта построения: первая часть, как бы разросшееся вступление, превратившееся в самостоятельную  часть (Глинка - "Каватина и рондо  Антониды"), вторая часть, как бы разросшаяся  кода (Чайковский - "Ариозо Лизы": "Откуда эти слёзы"). Чаще всего, эта форма применяется в драматической  музыке: опера, балет (связано со сценической  ситуацией). Крайне не логично, когда  нет репризы как таковой в  инструментовой музыке (Шопен - Ноктюрн g-moll, Рахманинов - Этюд-картина c-moll).

Куплетная форма (куплетно-вариационная).

Начальное построение - куплет. Повторяется  многократно, буквально и с вариантом.

А А(1) А (2)... - минимально количество - 2. 
Куплетная форма связана с вокалом. Куплетно-вариационная форма - музыка, меняющаяся вместе с текстом. Если появляется новая музыка, то - это простая, сложная формы.

Примечание: маленькими буквами обозначаются простые формы, а большими - сложные.

Вверх 

 

Сонатная форма.

Сложные формы - составные, а сонатная форма, рондо и вариации - более  цельные. Это - подвижные, прорастающие, динамические формы. Каждое следующее  построение связано с предыдущим.

Сонатная форма - такая сложная 3-х частная форма, в которой  вторая половина первой части (П. П.) в  репризе транспонируется в главную  тональность.

Экспозиция - состоит из 2-х частей: Г. П и П. П., а каждая из них делится на подразделы: Св. П. и З. П.

Г. П. - внешний признак - это экспозиция существенных тем материала в главной тональности. Бывает контрастной и однородной. Может быть периодом: замкнутым (завершённым) и разомкнутым (незавершённый). Окончанием замкнутого периода является последняя убедительная каденция (в главной тональности). Может быть в простой форме (начиная от романтиков). Заканчивается Г. П. в главной тональности.

Св. п. - её функция смодулировать главную партию: фактуру, тональность, причём незаметно. Начинается, где заканчивается Г. П. Св. П. имеет 3 этапа: 1 - это примыкание к Г. П. (устойчивый), 2 - модуляция и 3 - предыкт. Первый этап начинается со второго предложения Г. П. или в начале дополнения.

П. П. - производный контраст. Признак начала П. П. - это экспозиция значительной темы в новой тональности (D). П. П. контрастная и лиричная, но бывает и наоборот. Чащё больше по размером Г. П. В ней может быть несколько тем. Контраст внутри П. П. - это пролом, прорыв, вторжение, сдвиг (вторжение в П. П. материала и характера Г. П.

З. П. - признак - предпоследняя каденция (полная совершенная) в новой тональности, после которой следует заключительная форма изложения. З. П. - кода экспозиции. Очень часто проходит новая тема (обычна красивая). Окончание экспозиции - каденция в новой тональности.

Разработка.

Это средняя часть сонатной формы. По сравнению аналогична эпизоду (средняя  часть сложной 3-х частной формы). Несколько вариантов: нормальная разработка, эпизод вместо разработки - это используется в медленных частях (не требуется  конфликтность), либо в специальном  случае: Шостакович - 7 симфония: нашествие  немцев. Возможен вариант пропуска разработки - это тоже используется в медленных частях, когда не нужна  конфликтность.

Разработка состоит из 3-х разделов. Вступительный раздел (примыкание к экспозиции), пишется на материале начала или конца экспозиции (Г. П. или З. П). Этот раздел устойчив. Второй раздел может строиться на любых темах экспозиции: развивающий тип изложения (дробность, неустойчивость, фугато). В этой части важен тональный план, может появиться новая музыка в устойчивой форме изложения (эпизод внутри разработки). Третий раздел - предыкт. Органный пункт. Часто бывает красивая музыка. Здесь же бывает "ложная" реприза - вступление Г. П. не в главной тональности.

Реприза.

Не может быть абсолютно точной из-за транспонированной П. П. Г. П. динамизированная. Иногда, начало репризы - продолжение  разработки, и начинается она с  П. П.

Старинная сонатная форма. С пропущенной Г. П. в репризе. Она возникла из старинной 2-х частной сонатной формы. Встречается в эпоху Барокко: у Баха, у ранних классиков - Гайдн. 
Её первая часть а - период типа развёртывания. Вторая часть b - первая половина развивающая музыка на материале начала периода. Она представляет собой разработку материала Г. П. А вторая половина - повторение второй половины части а с транспонированием в главную тональность. Аналогична П. П. из репризы сонатной формы.

Зеркальная реприза. Сначала П. П., а потом Г. П.

Вверх 

 

Рондо.

Рондо - музыкальная форма, в которой  главная тема (рефрен) повторяется  не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема -рефрен.

I. Рондо и его исторические формы.

II. Рондо-соната.

III. Рондообразные формы. 
 

I Рондо и его исторические формы.

1. Рондо французских  клавесинистов (Рамо, Куперен, Люлли).

а). Части маленького размера (пропорциональные периоду).

б). Большое количество частей (7, 9, 11...).

в). Эпизоды разработочного типа (развивающая  музыка). Мало контрастов, отсутствие далёких  модуляций. Такое рондо представляет собой неконтрастную, "слитную" форму. Часто пьеса имеет программность (Дакен - "Кукушка"). 

 

2. Концертная форма эпохи  Барокко.

Это 1, 3 части концертов Баха, Генделя. В качестве рефрена - оркестровое tutti в форме периода типа развёртывания (период Барокко). Это tutti чередуется с  эпизодами, исполняющимися солистом. Форма  изложения - развивающая. Количество и  размеры эпизода неограниченны. Размеры не пропорциональны. Может  быть взята отдельная тема, как  из эпизода, так и из tutti. Часто  в центре формы находится контрастный  эпизод, таким образом, вся форма  имеет черты 3-х частности. 

 

3. Классическое рондо  (5-ти частное).

Для классичеcкой эпохи характерна строгая регламентация. Рондо - это  форма и жанр. Большинство рондо  строится так: рефрен, простая форма (2-х частная), оживлённая, танцевальная. Связка аналогична Св. П. Первый эпизод (B) - это новая музыка в D тональности, аналогична П. П. Этот эпизод не очень большой и контрастный. Связка назад, в главную тональность. Второй рефрен аналогичен первому, но может быть варьированным любым образом (см. Реприза). Дальше связки обычно нет, так как в этом месте достигается наибольший контраст. Второй эпизод в далёкой тональности, больше по размерам и максимально контрастен. Он, как правило, имеет чёткую структуру, аналогично трио из сложных форм. Далее связка назад, третий рефрен и кода (смКода). 

Информация о работе Анализ музыкальных форм