Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:02, курсовая работа
Средства выразительности в музыке:
мелодия,
гармония+ладотоноальность,
фактура,
метр, ритм,
динамика,
тембр,
артикуляция (интонирование).
1.Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания.
2.Состоит из перечисленных выше средств. Цель - не комбинирование, а создание эмоционального художественного образа.
Стиль - совокупность выразительных средств, выбираемых композитором в соответствии с некими субъективными потребностями.
Предисловие
1. Период
2. Простые формы
3. Сложные формы
4. Сонатная форма
5. Рондо
6. Сонатная форма в классическом концерте
7. Вариации
8. Полифонические формы. Фуга
4. Рондо романтиков (Шуман).
а). Многочастность.
б). При этом сохраняются крупные размеры.
в). Отсутствие связок, а эпизоды контрастные.
г). Части и тональности чередуются производно.
Таким образом - это рондо выглядит не как "слитная" пьеса, а, как контрастная "сюита".
5. Рондообразные сцены в операх.
Связаны непосредственно с действием: повторение событий является рефреном (Глинка - "Руслан и Людмила": "Интродукция").
На начало раздела
II Рондо-соната.
Оно пишется на месте финала. Это рондо, в котором 1 и 3 эпизоды (B и B1) находятся в тональном соотношении, аналогично П. П. из сонатной формы.
A B A C A B1 (A) (7-ми частное рондо).
Термин годится: и рондо и соната. Часть A - Г. П., связка, B (эпизод) - П. П. Связка назад (может быть и З. П.), A - нет в сонате. С бывает двух типов: второй эпизод типа трио (называется рондо-соната с эпизодом) или С (р) - рондо-соната с разработкой. Связка, А (начало репризы в сонатной форме), связка, B1 - П. П. (как в сонате), А и кода (вместо А или наряду).
На начало раздела
III Рондообразная форма.
Напоминает рондо, но в каком-либо признаке отличается от него.
1. Сложная и простая 2-3-х
2. Сложная 3-х частная форма
с двумя трио, и простая 3-х
частная форма с двумя серединами:
A B A C A, a b a c a.
В этих формах связок нет.
Формы дробные или составные, нет непрерывности.
3. Концертная форма эпохи
4. Рондообразная форма из опер.
5. Сложная 3-х частная форма
с сокращённой репризой: A B A.
Часть В больше по размерам, не
пропорциональна "рефрену".
6. Форма с добавочными рефренами:
7. Форма с сокращённой репризой (Шопен - Прелюдия Des-dur).
На начало раздела
Вверх
Сонатная форма в классическом концерте.
В этой форме пишутся произведения для солиста (или группы солистов) с аккомпанементом. В результате их соревнования возникли некоторые особенности в сонатной форме: двойная экспозиция (первая экспозиция - оркестр, а вторая - солист+оркестр), вставная каденция у солиста. (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен, Брамс).
Первая экспозиция носит вступительный характер, может быть короче второй, тональность одна.
Первая экспозиция |
Вторая экспозиция |
Г. П. несколько вступительного
характера |
Г. П. - часто новая тема
более лирического характера, импровизационная,
у солиста |
Разработка - тематический материал в оркестре.
В репризе присутствуют не все темы из первой и второй экспозиций, а произвольно, по выбору. Все темы в главной тональности. После П. П., перед заключительным tutti, оркестр останавливается на К64, после чего следует вставная каденция.
Вставная каденция.
Каденция - концовка части формы. Каденция - импровизационный пассаж на К64, после чего следует D с трелью и вступление оркестра tutti (либо З. П., либо кода).
Вместо одного пассажа стали импровизировать больше, в результате чего получалось отдельное произведение, которое писалось заранее или импровизировалось.
Каденция имеет три раздела, аналогично разработке: 1 раздел - вступительный, 2 - основной раздел и 3 - предыкт.
Начиная с Бетховена (5 концерт), композиторы начали отказываться от написания каденций другими людьми (исполнителями), и стали сами их сочинять. Потом каденции стали переноситься в другие места, становились частью формы (Рахманинов - 3 концерт: каденция - это реприза).
Иногда, в не концертной сонатной форме, можно встретить имитацию концертной каденции.
Вверх
Вариации.
I. Строгие и свободные вариации.
II. Вариации бассо остинато и сопрано остинато.
III. Двойные вариации.
I Строгие и свободные вариации.
Исторически были строгие, и произошли, видимо, от бассо остинато.
Вариации - форма, построенная на проведении структурно оформленной теме (оригинальная или заимствованная). Форма, как правило, простая 2-х частная, реже период, и последующее многократное её варьирование (не менее 2-х раз).
А А1 А2...
Строгие вариации. Как правило, в них сохраняется структура,
гармоническая сетка, темп, тональность,
метр, но может варьироваться один элемент,
но, что бы он не далеко уходил от первоисточника.
Таким образом, вариации звучат, как единое
произведение, а не сюита.
Часто используются стандартные приёмы:
ускорение пульсации ритма. Иногда вариации
образуют пару, связанную с октавным контрапунктом.
Во второй половине могут меняться: лад,
метр. В финальной группе образуются: медленные
вариации, предшествующие финалу (для
большего контраста), финал (расширенная,
ускоренная вариация, более свободная
по форме), кода - возвращение темы в первоначальном
виде.
Свободные вариации. В них параметры, указанные выше, - меняются. Каждая вариация - отдельная пьеса, а все вариации, как бы - сюита.
Оба типа вариаций могут комбинироваться (часто начинаются как строгие, а продолжаются как свободные). В строгих вариациях меняются фактура и мелодическая фигурация, благодаря этому, они называются - фигурационными или классическими.
На начало раздела
II Двойные вариации.
Это вариации на две темы.
Варианты:
1.Тема - контрастная 2-х частная
форма a b
a b a1 b1... - но
потом одна из тем может пропасть (Бетховен
- 5 симфония: 2 часть).
2. a a1 a2... b b1 b2... - свободное чередование (Глинка - "Камаринская").
На начало раздела
III Вариации бассо остинато
и сопрано остинато.
Вариации бассо остинато. На неизменную тему в басу. Два типа: пассакалия и чакона.
Пассакалия - вариации на одноголосную тему, наслоение голосов, полифоническая. Чакона - вариации на гармоническую сетку, которая также имеет неизменный бас, мало отличается от строгих вариаций (Брамс- 4 симфония: финал).
Вариации сопрано остинато. Также их называют глинкинскими вариациями на неизменную мелодию. Они применяются как часть оперы: обработка некой народной темы (Глинка - "Руслан и Людмила": "Баллада Финна", Бородин - "Князь Игорь": "Улетай на крыльях ветра"). В этих вариациях изменяется только фактура (Равель - Болеро, Шостакович - 7 симфония: нашествие немцев).
На начало раздела
Вверх
Полифонические формы. Фуга.
Полифония - это многоголосная музыка,
объединяющая несколько одновременно
звучащих мелодий, каждая из которых
слышна отчётливо и имеет
Имитационная - повторение одной мелодии в разных голосах, на другой высоте и времени (каноническая имитация). Контрастная - две разные мелодии в двух голосах.
Характерные приёмы в полифонии - горизонтально-
и вертикально-подвижной
Горизонтально-подвижной контрапункт - полифоническое соединение (одновременное звучание) двух или нескольких самостоятельно выразительных мелодий, которое сохраняет музыкальную осмысленность при изменении промежутка времени между их вступлениями.
Вертикально-подвижной контрапункт - полифоническое соединение (одновременное звучание) двух или нескольких самостоятельно выразительных мелодий, которое сохраняет музыкальную осмысленность при изменении интервального соотношения между ними. Наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта - двойной контрапункт.
Полифонические формы: месса, ричеркар, инвенция, каччиа, мотет, мадригал.
Изменение мелодии в полифонии:
мелодия - |
|
- ракоход |
инверсия - |
- инверсия+ракоход |
Может меняться ритм и скорость.
Высшим достижением полифонии является фуга.
Фуга.
Это многоголосное произведение, представляющее собой квинтово-имитационное изложение и полифоническую разработку одной темы. Фуга сформировалась в 16-17 вв. из вокального мотета и инструментального ричеркара и явилась высшей формой, завершением развития полифонического многоголосия на протяжении многих столетий, начиная с 9 в.
Фуга - полифоническая форма, основанная на проведении неизменной темы в разных голосах, тональностях и модификациях (см. выше).
Фуга состоит из двух разделов: первый раздел - экспозиция, второй раздел - развивающий. Реприза.
Экспозиция. Начинается фуга с проведения одноголосной темы (размеры её различны). Важна её тематическая яркость, слышимость. После проведения темы идёт ответ в другом голосе в D-тональности, дальше - противосложение (удержанное и неудержанное). Следующий раздел - отрезок фуги без темы - интермедия (обычно - это секвенции). Проведений темы столько, сколько голосов, но последовательность та же: тема - ответ в D-тональности. Но бывает проведений больше, чем голосов: в этом случае один из голосов вынужден повторить тему (дополнительное проведение). Потом следует чёткий каданс и заканчивается экспозиция, после чего может последовать контр-экспозиция в главной тональности. Перед началом развивающего раздела следует большая интермедия (до К или после).
Развивающий раздел - это проведение темы в разных тональностях. Этот раздел характерен усложнением полифонической комбинации. Часто вычленяются какие-либо мотивы. Количество частей, разделённых К не регламентировано. в развивающем разделе может быть одна и более частей.
Реприза - проведение темы в основной тональности (иногда в S). В репризе появляется стретто - проведение двух тем (каноническая имитация). Может присутствовать кода (с темой или без неё), связанная с тоническим органным пунктом.
Фуга бывает простой и сложной: двойной и тройной (две и три темы). Возможны два варианта:
1. Обе темы излагаются вместе, с совместной экспозицией.
2. С раздельной экспозицией:
сначала идёт фуга с
Вверх
На главную
<="" body="">
Copyrighted by A. Agazhanov, 2000