Анализ музыкальных форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Средства выразительности в музыке:
мелодия,
гармония+ладотоноальность,
фактура,
метр, ритм,
динамика,
тембр,
артикуляция (интонирование).
1.Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания.
2.Состоит из перечисленных выше средств. Цель - не комбинирование, а создание эмоционального художественного образа.
Стиль - совокупность выразительных средств, выбираемых композитором в соответствии с некими субъективными потребностями.

Содержание работы

Предисловие
1. Период
2. Простые формы
3. Сложные формы
4. Сонатная форма
5. Рондо
6. Сонатная форма в классическом концерте
7. Вариации
8. Полифонические формы. Фуга

Файлы: 1 файл

Анализ музыкальных форм.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

 

4. Рондо романтиков (Шуман).

а). Многочастность.

б). При этом сохраняются крупные  размеры.

в). Отсутствие связок, а эпизоды  контрастные.

г). Части и тональности чередуются производно.

Таким образом - это рондо выглядит не как "слитная" пьеса, а, как контрастная "сюита". 

 

5. Рондообразные сцены  в операх.

Связаны непосредственно с действием: повторение событий является рефреном (Глинка - "Руслан и Людмила": "Интродукция").

На  начало раздела 

 

II Рондо-соната.

Оно пишется на месте финала. Это  рондо, в котором 1 и 3 эпизоды (B и B1) находятся в тональном соотношении, аналогично П. П. из сонатной формы.

A B A C A B(A) (7-ми частное рондо).

Термин годится: и рондо и  соната. Часть A - Г. П., связка, B (эпизод) - П. П. Связка назад (может быть и З. П.), A - нет в сонате. С бывает двух типов: второй эпизод типа трио (называется рондо-соната с эпизодом) или С (р) - рондо-соната с разработкой. Связка, А  (начало репризы в сонатной форме), связка, B- П. П. (как в сонате), А и кода (вместо А или наряду).

На  начало раздела 

 

III Рондообразная форма.

Напоминает рондо, но в каком-либо признаке отличается от него.

1. Сложная и простая 2-3-х частная  форма: a b a ba, A B A BA.

2. Сложная 3-х частная форма  с двумя трио, и простая 3-х  частная форма  с двумя серединами:  
A B A C A, a b a c a. 
В этих формах связок нет. Формы дробные или составные, нет непрерывности.

3. Концертная форма эпохи Барокко.

4. Рондообразная форма из опер.

5. Сложная 3-х частная форма  с сокращённой репризой:      A      B    A. 
                                                                                                        (a b a) (c) (a) 
Часть В больше по размерам, не пропорциональна "рефрену".

6. Форма с добавочными рефренами: А р В р А р. Начинается форма с эпизода, а не с рефрена. Рефрен менее значителен по музыке, как припев (Шопен - Вальс cis-moll).

7. Форма с сокращённой репризой (Шопен - Прелюдия Des-dur).

На  начало раздела

Вверх 

 

Сонатная форма  в классическом концерте.

В этой форме пишутся произведения для солиста (или группы солистов) с аккомпанементом. В результате их соревнования возникли некоторые  особенности в сонатной форме: двойная  экспозиция (первая экспозиция - оркестр, а вторая - солист+оркестр), вставная каденция у солиста.  (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен, Брамс).

Первая экспозиция носит вступительный характер, может быть короче второй, тональность одна.

Первая экспозиция

Вторая экспозиция


Г. П. несколько вступительного характера 
Св. П. - вступление tutti 
П. П. в главной тональности 
З. П. обычная

Г. П. - часто новая тема более лирического характера, импровизационная, у солиста 
Св. П. - тема Г. П. первой экспозиции 
П. П. - часто добавляется новая тема (как и в Г. П.) в новой тональности 
З. П. - оркестровое tutti, если нет полн. сов. каденции, а переходит в развитие, то окончанием экспозиции считается единственно возможная каденция, таким образом - это tutti является началом разработки (её первый раздел) 


Разработка - тематический материал в оркестре.

В репризе присутствуют не все темы из первой и второй экспозиций, а произвольно, по выбору. Все темы в главной тональности. После П. П., перед заключительным tutti, оркестр останавливается на К64, после чего следует вставная каденция.

Вставная  каденция.

Каденция - концовка части формы. Каденция - импровизационный пассаж на К64, после чего следует D с трелью и вступление оркестра tutti (либо З. П., либо кода).

Вместо одного пассажа стали  импровизировать больше, в результате чего получалось отдельное произведение, которое писалось заранее или  импровизировалось.

Каденция имеет три раздела, аналогично разработке: 1 раздел - вступительный, 2 - основной раздел и 3 - предыкт.

Начиная с Бетховена (5 концерт), композиторы  начали отказываться от написания каденций другими людьми (исполнителями), и  стали сами их сочинять. Потом каденции стали переноситься в другие места, становились частью формы (Рахманинов - 3 концерт: каденция - это реприза).

Иногда, в не концертной сонатной форме, можно встретить имитацию концертной каденции.  

Вверх 

 

Вариации.

I. Строгие и свободные вариации.

II. Вариации бассо остинато и сопрано остинато.

III. Двойные вариации. 

 

 

 

I Строгие и свободные вариации.

Исторически были строгие, и произошли, видимо, от бассо остинато.

Вариации - форма, построенная на проведении структурно оформленной теме (оригинальная или заимствованная). Форма, как правило, простая 2-х частная, реже период, и  последующее многократное её варьирование (не менее 2-х раз).

А АА2...

Строгие вариации. Как правило, в них сохраняется структура, гармоническая сетка, темп, тональность, метр, но может варьироваться один элемент, но, что бы он не далеко уходил от первоисточника. Таким образом, вариации звучат, как единое произведение, а не сюита. 
Часто используются стандартные приёмы: ускорение пульсации ритма. Иногда вариации образуют пару, связанную с октавным контрапунктом. Во второй половине могут меняться: лад, метр. В финальной группе образуются: медленные вариации, предшествующие финалу (для большего контраста), финал (расширенная, ускоренная вариация, более свободная по форме), кода - возвращение темы в первоначальном виде.

Свободные вариации. В них параметры, указанные выше, - меняются. Каждая вариация - отдельная пьеса, а все вариации, как бы - сюита.

Оба типа вариаций могут комбинироваться (часто начинаются как строгие, а  продолжаются как свободные). В строгих  вариациях меняются фактура и  мелодическая фигурация, благодаря  этому, они называются - фигурационными или классическими.

На  начало раздела 

 

II Двойные вариации.

Это вариации на две темы.

Варианты:

1.Тема - контрастная 2-х частная  форма a b  
a b ab1... - но потом одна из тем может пропасть (Бетховен - 5 симфония: 2 часть).

2. a aa2... b bb2... - свободное чередование (Глинка - "Камаринская").

На  начало раздела 

 

 
III Вариации бассо остинато и сопрано остинато.

Вариации бассо  остинато. На неизменную тему в басу. Два типа: пассакалия и чакона.

Пассакалия - вариации на одноголосную тему, наслоение голосов, полифоническая. Чакона - вариации на гармоническую сетку, которая также имеет неизменный бас, мало отличается от строгих вариаций (Брамс- 4 симфония: финал).

Вариации сопрано  остинато. Также их называют глинкинскими вариациями на неизменную мелодию. Они применяются как часть оперы: обработка некой народной темы (Глинка - "Руслан и Людмила": "Баллада Финна", Бородин - "Князь Игорь": "Улетай на крыльях ветра"). В этих вариациях изменяется только фактура (Равель - Болеро, Шостакович - 7 симфония: нашествие немцев).  

На  начало раздела

Вверх 

 

Полифонические  формы. Фуга.

Полифония - это многоголосная музыка, объединяющая несколько одновременно звучащих мелодий, каждая из которых  слышна отчётливо и имеет самостоятельное  выразительное значение. Полифония  сочетает голоса, различные по интонации  и ритму, с несовпадающими по времени  ударениями, кульминациями, кадансами, членённые на мотивы разного объёма и отличающиеся также динамикой  и тембром, но подчинённые определённым для каждого стиля нормам совместного  звучания. Полифония зародилась в  народном творчестве и получила широкое  и разнообразное развитие в профессиональной музыке. В полифонии такой склад  фактуры, в котором есть два или  более равноправных мелодических голоса. Два голоса движутся со своей мелодией, образуя различные интервалы. Сначала  полифония была 2-х голосной, потом  стала 3-х, 4-х и более голосной. Образовалось два типа полифонии: имитационная и контрастная.

Имитационная - повторение одной мелодии в разных голосах, на другой высоте и времени (каноническая имитация). Контрастная - две разные мелодии в двух голосах.

Характерные приёмы в полифонии - горизонтально- и вертикально-подвижной контрапункт.

Горизонтально-подвижной  контрапункт - полифоническое соединение (одновременное звучание) двух или нескольких самостоятельно выразительных мелодий, которое сохраняет музыкальную осмысленность при изменении промежутка времени между их вступлениями.

Вертикально-подвижной  контрапункт - полифоническое соединение (одновременное звучание) двух или нескольких самостоятельно выразительных мелодий, которое сохраняет музыкальную осмысленность при изменении интервального соотношения между ними. Наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта - двойной контрапункт.

Полифонические формы: месса, ричеркар, инвенция, каччиа, мотет, мадригал. 

Изменение мелодии в полифонии:

мелодия -

- ракоход

инверсия -

- инверсия+ракоход


Может меняться ритм и скорость.

Высшим достижением полифонии  является фуга.

Фуга.

Это многоголосное произведение, представляющее собой квинтово-имитационное изложение  и полифоническую разработку одной  темы. Фуга сформировалась в 16-17 вв. из вокального мотета и инструментального  ричеркара и явилась высшей формой, завершением развития полифонического  многоголосия на протяжении многих столетий, начиная с 9 в.

Фуга - полифоническая форма, основанная на проведении неизменной темы в разных голосах, тональностях и модификациях (см. выше).

Фуга состоит из двух разделов: первый раздел - экспозиция, второй раздел - развивающий. Реприза.

Экспозиция. Начинается фуга с проведения одноголосной темы (размеры её различны). Важна её тематическая яркость, слышимость. После проведения темы идёт ответ в другом голосе в D-тональности, дальше - противосложение (удержанное и неудержанное). Следующий раздел - отрезок фуги без темы - интермедия (обычно - это секвенции). Проведений темы столько, сколько голосов, но последовательность та же: тема - ответ в D-тональности. Но бывает проведений больше, чем голосов: в этом случае один из голосов вынужден повторить тему (дополнительное проведение). Потом следует чёткий каданс и заканчивается экспозиция, после чего может последовать контр-экспозиция в главной тональности. Перед началом развивающего раздела следует большая интермедия (до К или после). 

Развивающий раздел - это проведение темы в разных тональностях. Этот раздел характерен усложнением полифонической комбинации. Часто вычленяются какие-либо мотивы. Количество частей, разделённых К не регламентировано. в развивающем разделе может быть одна и более частей.

Реприза - проведение темы в основной тональности (иногда в S). В репризе появляется стретто - проведение двух тем (каноническая имитация). Может присутствовать кода (с темой или без неё), связанная с тоническим органным пунктом.

Фуга бывает простой и сложной: двойной и тройной (две и три  темы). Возможны два варианта:

1. Обе темы излагаются вместе, с совместной экспозицией.

2. С раздельной экспозицией:  сначала идёт фуга с нормальной  экспозицией, а потом такая  же экспозиция на другую тему, часто более свободная, например, неполная. Развивающие разделы могут  предшествовать экспозиции или  последовать.

Вверх

На главную 

 

<="" body="">                                                                        

Copyrighted by A. Agazhanov, 2000


Информация о работе Анализ музыкальных форм