Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 17:04, курсовая работа
Целью работы является сделать музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ хора «Va', pensiero» из ІІІ акта оперы Верди «Набукко».
Для написания данной работы нужно поставить определенные задач:
- изучить общие сведения о произведении и его авторах;
- сделать анализ литературного текста;
- сделать анализ средств музыкальной выразительности;
- сделать вокально-хоровой анализ;
- сделать исполнительский анализ.
Введение
1. Общие сведения о произведении и его авторах
2. Анализ литературного текста
3. Анализ средств музыкальной выразительности
4. Вокально-хоровой анализ
5. Исполнительский анализ
Заключение
Список используемой литературы
Для написания данной работы нужно поставить определенные задач:
- изучить общие сведения о произведении и его авторах;
- сделать анализ литературного текста;
- сделать анализ средств музыкальной выразительности;
- сделать вокально-хоровой анализ;
- сделать исполнительский анализ.
«Nabucco» - опера в четырёх действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. Солеры.
«Va', pensiero»:
жанр произведения – хор из III акта оперы Дж. Верди «Навуходоносор» («Набукко»).
Форма произведения не может трактоваться однозначно:
Первая постановка была сделана в Милане, в театре Ла Скала, 9 марта 1842 года.
Действующие лица: Набукко (баритон), Абигайль (сопрано), Захария (бас), Измаил (тенор), Фенена (меццо-сопрано).
Действие происходит в Иерусалиме в VI веке до нашей эры.
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813-1901) – выдающийся итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы более 26 опер и реквием. Лучшие оперы композитора: "Бал-маскарад", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата". Вершина творчества – последние оперы: "Аида", "Отелло", "Фальстаф".
Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество – Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный – Доницетти. В двух последних операх, «Отелло» и «Фальстаф», заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Франц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.
На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.
Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр – большая гитара!»). Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я – самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».
Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) – характерно для творчества Верди – характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.
Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.
Темистокле Солера (итал. Temistocle Solera, 25 декабря 1815, Феррара — 21 апреля 1878, Милан) — итальянский композитор, писатель и либреттист. Наиболее известен как автор либретто к ряду опер Верди.
Получил образование в университете Павии. Был участником Рисорджименто, некоторое время в 1840-х годах жил в эмиграции в Испании, служил импресарио в Королевском театре Мадрида. Похоронен на миланском Монументальном кладбище.
Солера был автором четырёх опер, созданных им в молодости, а также множества оперных либретто. Больше всего он известен своим сотрудничеством с Джузеппе Верди, для которого создал либретто его первой оперы «Оберто» (1839), а затем также «Набукко», «Ломбардцев в первом крестовом походе», «Жанны д’Арк» и «Аттилы». В последнем случае Верди сам обратился к Солере, неудовлетворённый либретто Франческо Пьяве. В качестве прозаика Солера находился под сильным влиянием Мандзони, его перу принадлежит роман «Микелино» (Michelino).
2. Анализ литературного текста
Слова «Va', pensiero» принадлежат Темистокле Солера — автору либретто «Набукко», но являются парафразом библейского псалма 136 «На реках вавилонских». Исполнители «Va', pensiero» представляют еврейских изгнанников, плачущих в вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном Первом Храме.
Критики называли «Набукко» «драмой для хора» и даже «хоральной фреской», такое большое значение в опере играет хор. Хор пленных иудеев из «Набукко» стал в некотором смысле вторым национальным гимном Италии — именно он звучал при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ.
В 1990-е годы в Италии рассматривалась идея замены излишне политизированного гимна «Fratelli d’Italia» («Братья Италии»), с 1946 года считавшегося «временным», на «Va', pensiero». Только в 2005 году песня «Fratelli d’Italia» приобрела законный статус государственного гимна. Однако до настоящего времени «Va', pensiero» продолжает считаться неофициальным гимном итальянского региона Падания и исполняется на всех мероприятиях итальянской партии «Лига Севера».
В настоящее время хор «Va, pensiero» часто повторяется по требованию публики.
Оригинальный текст/ Русский перевод:
Va, pensiero, sull' ali dorate / Лети, мысль, на золотых крыльях;
Va, ti posa sui clivi sui colli / Лети, отдыхая на горах и холмах,
o ve olezzano te pide e molli / Где воздух напоен теплом и нежностью,
L'aure dulci del suolo natal. / Сладостным ароматом родной земли!
Del Giordano le rive saluta / Поприветствуй берега Иордана,
Di Sionne le torri alterrate... / Разрушенные башни Сиона...
Oh mia patria si bella e perduta / О, прекрасная утраченная родина!
Oh membranza si cara e fatal. / Дорогие, роковые воспоминания!
Arpa d'or dei fatidici vati / Золотая арфа древних пророков,
Perche muta del salice pendi? / Почему, немая, ты висишь на вербе?
Le memorie del petto raccendi / Пробуди память в сердце,
ci favella del tempo che fu! / Расскажи о былом времени!
O simile di Solima ai fati / Пусть прозвучит твой стон,
Traggi un suono di crudo lamento / Столь же горький, как судьба Иерусалима,
O t'ispiri il Signore un concento / Пусть Господь внушит тебе мелодию,
che ne infondo al patire virtu. / Которая даст нам силы страдать!
Теперь этот хор из третьего акта стал неофициальным национальным гимном Италии. А это – политкорректный перевод на русский:
Ты прекрасна, о, Родина наша!
Необъятны твои просторы.
Горделивы высокие горы.
И цветами покрыты луга.
Полноводны могучие реки.
Пышно в зелень одеты, кругом шумят леса.
О, родной и любимой земли краса,
Сердцу нашему ты дорога.
Шум прибоя поет тебе славу.
Ему вторят журчанье ручья,
Буйный ветер и рокот дубравы,
Шелест листьев и трель соловья.
Мать-отчизна, твои сыновья
За тебя жизнь готовы отдать.
В звучных гимнах тебя воспеваем,
О, великая наша земля!
О, родная земля!
3. Анализ средств музыкальной выразительности
Открывается произведение непродолжительным оркестровым вступлением, которое между тем выполняет громадную роль в показе грозного царя Навуходоносора и трепет народа перед жестоким диктатором.
Хоровое вступление обозначено композитором сменой темпа Largo – Cantabile, которое относится также к характеру звукоизвлечения и звуковедения – певуче, протяжно.
Первая часть представляет собой простое трехчастное построение. В качестве первого эпизода выступает лейт-тема хора «Va, pensiero, sull' ali dorate …». Стоит остановиться на мелодической характеристике данного эпизода – мелодия волнообразна, что достигается сочетанием поступенного движения, скачков и ломанного и прямого движения по звукам основных трезвучий и септаккордов с их обращениями.
Мелодическая линия представлена в остаточно сложной ритмической организации – сочетание ровного и пунктирного ритма с особым видом ритмического деления – триолями.
Тема хора является ярчайшим образцом техники виртуозного пения bel canto, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, ровностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка.
Структура темы представляет собой классический малый квадратный период, состоящий из двух предложений (4+4) повторного строения. Границы предложений подчеркнуты автентической каденцией – классический вид серединного кадансирования.
Заключительная каденция периода представлена полной совершенной заключительной каденцией S – K4/6 – D7 – T в мелодическом положении основного тона.
Второй эпизод первой части является свободным построением схожим по строению с периодом единого строения (период-предложение).
Наконец, третий эпизод, повторяя второе предложение первого эпизода, представляет собой сокращенную репризу.
Таким образом, с гармонической точки зрения первая часть представляет собой модуляционное построения, так как в процессе развития музыкального материала происходит отклонение из основной тональности в тональность доминанты.
Вторая часть – представляет собой новую грань музыкального образа. Музыкальный материал второй части представляет собой гимн – восхваление красоты природы.
Открывается вторая часть хоровым tutti, излагающим музыкальным материала в условиях гомофонно-гармонической – аккордовой – фактуры. Музыкальный материал излагается в тональности доминанты Cis-Dur.
По форме вторая часть, по аналогии с первой, является простым трехчастным построением.
Первый эпизод представляет собой малый квадратный период неповторного строения – музыкальный материал второго предложения отличается от музыкального материала первого – он более сдержан с точки зрения эмоциональной подачи. Контраст нашел отражение и в динамической линии ff-pp.
Середина трехчастной формы – вносит в гимн лирический образ, что связано, прежде всего, с гармоническим отклонением в тональность одноименного минора fis-moll.
Третий эпизод второй части является включением – появление музыкального материала первой части.
В завершении произведения появляется дополнение к основному музыкальному материалу второй части.
Основная функция дополнения – кадансирования музыкального материала экспонируемого и развиваемого на протяжении двух первых частей.
По форме дополнение представляет собой свободное построение – период-предложение, включающее в себя гармонический эллипсис – длительный переход одного диссонирующего созвучия в другое диссонирующее без последующего разрешения – Т – D5/6→VI – VI – D3/4→S – S – D6/7→D – D – D7 – T (где D6/7 – секстсептаккорд – первое обращение доминантового нонаккорда.
В оригинальной партитуре данный эллипсис представлен сопровождающими партиямиМузыкальный материал хора представлен в двух основных видах хоровой фактуры:
Завершается произведение выдержанным тоническим кварсекстаккордом, на фоне которого звучат триоли оркестрового сопровождения.