Аннотация на хоровое произведение В.Плешака "Вечером во ржи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» в 1970 году и «композиция» в 1981 году, в 1969—1975 годах — преподаватель Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, в 1975—1980 годах — заведующий музыкальной частью «Театра имени Ленсовета».

Файлы: 1 файл

Историко.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Историко-эстетический анализ

 

  1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.

 

Виктор  Васильевич Плешак (родился 13 ноября 1946 года, Ленинград) — советский и российский композитор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор более 700 песен, автор более ста сочинений для музыкального театра.

 

Окончил Ленинградскую государственную  консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова  по специальностям «хоровое дирижирование» в 1970 году и «композиция» в 1981 году, в 1969—1975 годах — преподаватель  Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, в 1975—1980 годах  — заведующий музыкальной частью «Театра имени Ленсовета». Автор  более 40 сочинений для музыкального театра. Его музыкальные спектакли  идут в разных театрах страны (самые  известные из них — «Милые грешницы», «Инкогнито из Петербурга», «Ночь перед  Рождеством», «Кентервильское привидение»). Виктор Плешак — автор музыкальных  комедий, музыкальных сказок, музыки для народных инструментов, хоров, симфонических  пьес и эстрадных песен (более 400 песен и романсов), которые исполняют  Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Михаил Боярский, Игорь Скляр, Виктор Кривонос, Марина Капуро, Анна Ковальчук и другие известные артисты.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

 

Хор ,,Вечером  во ржи'' – хоровая миниатюра написанная на стихотворение Роберта Бернса (перевод Маршака).

 

  1. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887 — 1964) — советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

С.Я. Маршак — автор ставших классическими переводов сонетов Вильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бёрнса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Э. Лира, А. А. Милна, Дж. Остин, а также произведений украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов. Переводил также стихи Мао Цзэдуна.

 

Ро́берт Бёрнс (1759—1796) — британский (шотландский) поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на так называемом «равнинном шотландском» и английском языках.

 

Поэзия Роберта Бёрнса получила широкую популярность в  СССР благодаря переводам С. Я. Маршака.

  Впервые Маршак обратился к Бёрнсу в 1924 году, систематические переводы начаты с середины 1930-х гг., первый сборник переводов вышел в 1947 году, а в посмертном издании (Роберт Бёрнс. Стихи в переводах С. Маршака. — М., 1976) уже 215 произведений, что составляет приблизительно две пятых поэтического наследия Роберта Бёрнса. Переводы Маршака далеки от дословной передачи оригинала, но им свойственна простота и лёгкость языка, эмоциональная настроенность, близкая бёрнсовским строкам. В 1940-е годы в лондонской газете «Таймс» появилась статья, утверждающая, что Бёрнс непонятен англичанам и имеет лишь ограниченное региональное значение. В качестве одного из контраргументов в отзывах на статью приводилась огромная популярность Бёрнса в СССР. В 1959 году Маршак был избран почётным председателем Федерации Бёрнса в Шотландии.

 

  1. . История создания стихотворения, его основная идея и содержание.

 

  Стихотворение Р.Бернса «Вечером во ржи» имеет свою особенную историю создания. Дженни, о которой идет речь в стихотворении, являлась женой поэта, ее полное имя Джин Армор. Их любовь прошла через многие жизненые испытания и трудности, но не смотря на это, Роберт и Джин, победив все препятствия и запреты родителей Джин, смогли официально стать мужем и женой. Стихи, посвященные Дженни, трудно пересчитать. Одним из таких стихотворений было ,,Вечером во ржи”

 
                           Пробираясь до калитки 
                           Полем вдоль межи, 
                           Дженни вымокла до нитки 
                           Вечером во ржи.                          

 Очень холодно  девчонке, 
                           Бьет девчонку дрожь: 
                           Замочила все юбчонки, 
                           Идя через рожь.                          

 Если кто-то  звал кого-то 
                           Сквозь густую рожь 
                           И кого-то обнял кто-то, 
                           Что с него возьмешь?                          

 И какая  нам забота, 
                           Если у межи 
                           Целовался с кем-то кто-то 
                           Вечером во ржи!..

 

По своей задумке стихотворение  с первого взгляда может показаться не замысловатым, простым. Но в этой простоте и кроется вся прелесть, что композитор наверняка подметил. В данном стихотворении нет драматических  развернутых картин, тут больше передается атмосфера хоть и простых, но очень  нежных чувств, что в своем конечном итоге получило небольшую лирическую  зарисовку. Плешак через призму своего восприятия по-особенному передал замысел текста. Он создал небольшую музыкальную картину, придав ей легкую ироничность. Музыка была написана Плешаком в современном стиле, с внезапными гармоническими переходами, септаккордами большого мажора и малого минора, нонаккордами и т.д., что сделало произведение очень красочным.

В своем хоре композитор использовал все куплеты стихотворения.

 

 

Музыкально-теоретический  анализ

 

  • Форма произведения и его структурные особенности

 

   Хор ,,Вечером во  ржи'' – хоровая миниатюра, состоящая  из 2 частей: 1ч.- состоит из 16 тактов (квадратный период по 8 тактов);

2 ч. – 18 тактов (3е предложение  - 8 т., 4е – 10 тактов). Сама форма  стихотворения и его содержание  обусловило выбор композитором  жанра хоровой миниатюры. Произведение, состоящее из 34х тактов, хоть и  небольшое по объему, но очень  содержательное, красочное. 

 

  • Ладовая и тональная основа

 

   Основная тональность  произведения e-moll. В данном произведении  минорная тональность придала  произведению особую лирическую  окраску. В 1 части произведения  есть кратковременные отклонения  в 3 ступень (4 и 12 такты), что,  в свою очередь,  создало светлую  окраску звучания.

Начало 2й части начинается с ля минора, не смотря на минорный лад, благодаря различным септаккордам (Б маж, М мин, Ум 7 и т.д.) музыка воспринимается светлей.

 

  • Особенности гармонического языка

 

Очень красивых созвучий композитор добился благодаря современному гармоническому языку. В современной гармонии большую роль играют созвучия нетерцового строения, бифункциональные и полифункциональные аккорды. А так же внезапные гармонические переходы, что так же присутствует в данном произведении (например 19-20такт). Стоит заметить, что каждое предложения завершается разрешением чрез D76в тонику ми минора. Сравнительно во 2 части наиболее «гармонические» эпизоды партитуры, где первое слово принадлежит гармонии. Она же и плотнее по звучанию.

 В 1 части - наоборот, – больше акцентируется внимание на отдельных мелодических линиях, которые поочередно ведут сопрано и тенора.  Тут музыка звучит прозрачней. На фоне ведущей мелодии теноров, у женского хора звучат неустойчивые аккорды (9-10 такт, 12такт), которые вызывают ощущение ,,зыбкости”.

 

  • Мелодическая и интонационная основа

 

Мелодия в данном произведении в  основном плавня и поступенная. Это  связанно в первую очередь с самим  характером произведения. Если рассмотреть  ее с точки зрения фразировки, то к ее вершине мелодия стремится  вверх, и к концу предложения  она как бы опускается обратно  вниз, таким же образом и с динамическими  оттенками. К середине каждого предложения  идет крещендо, в особенности в 1 части, а к концу – вилочка  идет в сторону затихания.

Таким образом, можем смело сказать, что композитор применил в данном произведении очень гибкую динамику, что придало звучанию особую красоту.

 

  • Размер

 

   Размер данного  произведения 3/4,  встречается чередование  размера во 2й части на 2/4 (19, 23, 30, 33 такты). Это в первую очередь  связанно со строением стихотворения.  Чередование размера совпадает  со сменой гармонии, что подчеркивает  смену красок в музыкальной  ткани. 

 

  • Метроритмические особенности

 

   Ритм данного произведения  имеет свои сложности. Особенностью  произведения является пунктирный  ритм, с которого начинаются первые 2 такта каждой фразы (например: 1-2, 9-10, 17-18 такты и т.д.). Не всегда  одновременно вступают все голоса  в хоре и  имеют одинаковый  ритмический рисунок, то есть  преобладает полиритмия.

   Присутствуют залигованые  ноты (в теноровой партии 7-8 такт  и в альтовой – 3й такт). Вступление  голосов со  2 доли или со 2й  восьмушки 1 доли (тенора – 1й  такт, женские голоса – с 9 по 14 такт, басы 5-6, 13-14 такты). Это в большей  степени касается 1й части, где  происходит постепенное наслаивание  голосов, передача из одной  партии в другую основной мелодической  линии. 2я же часть в ритмическом  отношении проще, там уже плотная  хоровая фактура, все двигаются  в едином ритмическом рисунке. 

   Особенностью данной  части являются половинные ноты (20, 24, 28 такты), которые подчеркивают  смену гармонии. Они ненадолго,  как бы ,,приостанавливают” музыкальную  линию, что бы дать подольше  прозвучать красочным аккордам.

 

 

 

  • Темп и агогические отклонения

 

   Темп данного произведения Moderato, не меняется на протяжении всего хора, присутствуют небольшие отклонения от основного темпа, что связано с выделением кульминационных вершин фраз, кульминации всего произведения. Несмотря на такой темп, внутри музыкальных фраз, предложений присутствует агогическое движение, благодаря которому музыка становится подвижной, ,,легкой и гибкой”. В конце 2й части присутствуют 2 ферматы (28 и 33 такт), что подчеркивают кульминационные вершины. В конце, с 29 по 32 такты поочередно проводят свои темы тенора и сопрано, слегка ,,взволнованное” движение их мелодической линии устремляется к концу произведения и затем ближе к фермате музыка замедляется.

 

  • Динамика 

 

Основная динамика данного  произведения p ( 1я часть), mp (2я часть). Присутствует гибкая динамика – crescendo и diminuendo. Динамика, как и прочие средства выразительности, очень тесно связана с образной сферой музыки и поэтического текста. Произведение имеет лирический характер, в котором поется о нежных чувствах. Именно такая динамика воссоздала утонченный,  хрупкий  образ юной девушки на фоне зыбких и прозрачных красок природы. В особенности это касается 1й части. Во 2й же части, за счет плотной хоровой фактуры, уплотняется и сама музыкальная ткань, динамика на mp.

 

 

Вокально-хоровой  анализ

 

Хоровая партитура ,,Вечером  во ржи” написана для смешанного 4хголосного хора,

a’cappella.

Общий диапазон всего хора: G – a2 – диапазон довольно широкий, поэтому данное произведение рассчитано на исполнение хоровым коллективом, обладающим достаточно развитым вокально-хоровым навыкам. 
Каждая партия расположена в удобной для себя тесситуре, поэтому общие тесситурные условия для данного хора благоприятны.

 

Диапазон партий:

 

Сопрано: d1-a2

Альты: as-h1

Тенора: H-a1

Басы: G-c1

 

  • Партия сопрано имеет достаточно широкий диапазон, самые высокие ноты мы встретим лишь в кульминации (f2 - 27 такт) и в конце произведения (g2 – 32 такт).

В данном хоре партия сопрано  в основном расположена в средней  тесситуре. Это обусловлено, прежде всего, характером самой музыки (и  смыслом стихотворения), где нет  бурных всплесков эмоций, а наоборот – присутствуют прозрачность и легкость.

  Партия сопрано не  всегда ведет основную мелодическую  линию. Например, с 9 по 12 такт, вместе  с альтами, создают очень зыбкий  и прозрачный фон. Эта зыбкость  выражена в сочетании аккордов:

(в 9 т): Т и трезвучия  тональности далекой степени  родства – dis-moll, за счет сочетания этих аккордов в мелодической линии сопрано и альтов образуются м2;

(в 10 т): S и ум5/3. На фоне  ведущей теноровой партии эти  аккорды как бы создают фон,  легкий и прозрачный.

 

Интонационные трудности

 

В мелодическом строе очень  важно правильно интонировать ходы на м2 (в 9т), где нужно ноту dis1 (у 1х сопрано) и ais1 (у 2х сопрано) спеть заостренно, близко. У 1х сопрано размещен терцовый тон, на что также стоит обратить внимание. Его нужно спеть ярче, что бы в вертикальном строе было слышно минорную окраску аккордов (таким же образом это касается и 12 такта).

В 10 такте присутствует ум5/3. При подаче этого аккорда основной тон следует петь остро (fis1), терцию – тупо (a1), квинту тоже тупо (c2).

 

  Во 2й части, в гармоническом  языке встречаются резкие внезапные  гармонические переходы, в аккорды  далекой степени родства. Поэтому,  в вертикальном строе, при соединении  аккордов, каждой партии очень  важно услышать свой интервальный  ход. В данном случае у сопрано  в мелодической линии сравнительно  меньше трудных мест.

В 10 и 20 т-х (у 1 сопран), где идет ход  сначала на м3, потом на б3, следует  исполнить таким образом: fis1 - a1  ; a1 - f1  ;


В 27 такте, где у 1х сопрано идет скачек на м6, затем на м3, мы исполняем  так: fis1-d2 ; d2 - f.


 

 

  • Альтовая партия имеет не очень широкий диапазон (чуть больше октавы – нона). Партия расположена в удобной тесситуре – средней.

Альтовая партия в данном произведении выполняет в большей  мере гармоническую ф-цию, поэтому, в гармоническом плане она  играет очень важную роль.

(В 13-14 тактах на фоне  теноровой ведущей мелодической  линии она выступает как противосложение).

Информация о работе Аннотация на хоровое произведение В.Плешака "Вечером во ржи"