Аннотация на хоровое произведение В.Плешака "Вечером во ржи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» в 1970 году и «композиция» в 1981 году, в 1969—1975 годах — преподаватель Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, в 1975—1980 годах — заведующий музыкальной частью «Театра имени Ленсовета».

Файлы: 1 файл

Историко.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Альтовой партии следует  интонационно верно исполнить все  трудные места в данном произведении.

 

Интонационные трудности

 

 В 1ч., 7, 15 такты: e1 - c (б3); c1 dis1  (б2).


Во 2 ч., в 17 и 18 т-х, каждую следующую  ноту -до- следует подтягивать.

Очень непростой ход: в 20 т., где на ноту b (d1-b) нужно хорошо сесть;


переход с 21 на 22 т., d1 - as  (ув4), тут также хорошо сесть; в этом же такте ход as – c1 (б3) терцию нужно ,,посылать” повыше, поострей.  В 32 такте звук fis1 – петь остро высоко.

 

  • Теноровая партия в данном хоре имеет довольно широкий диапазон (почти в 2 октавы) и находится, в основном в средней и низкой тесситурах. Теноровая партия, как и альты, так же выполняет в основном гармоническую ф-цию. Но в 1 части, во 2 предложении (с 9-16т.) они ведут основную мелодию.

С точки зрения мелодического  строя, трудности в данной партии могут возникнуть во 2йчасти, которая  изобилует различными септаккордами. За счет этого в теноровой мелодической линии образуются трудные ходы.

 

Интонационные трудности

 

В 19-20 такте образуется скачок на ув5 вниз (f1-b), его на слух можно определить как м6. Далее, в переходе с 21 на 22 такт (ход на б3) ноту f нужно спеть тупо. Следом идет ход на ч4, нотку b спеть устойчиво и в 23 такте (ход на м2) ноту а – остро, близко.

С 32 по 34 такты у теноров идет нисходящая мелодическая линия, выстроить ее таким  образом: d-c  - b -a -h  . Первым тенорам  нужно спеть в 33 такте dis1 – остро, так как это 7я повышенная ступень. В 1й части следует обратить внимание на 7 такт, где у теноров появляются альтерированый звук – b. До этого у теноров звучал, в 6 такте h, для того что бы интонационно верно выполнить данные переходы следует спеть такое упражнение: h -g-b –g. После b, ноту a спеть ,,близко”. Также само и в 15 такте.


 

  • Басовая партия имеет широкий диапазон и располагается в удобной тесситуре.

Басы выполняют в основном гармоническую ф-цию, поэтому им очень важно интонационно верно  исполнять свои партии.

 

Интонационные трудности

 

Самые опасные места, где  басам следует следить за правильной подачей звука расположены в 3 и 5 тактах. Звуки должны быть прикрытыми и их вхождение в общую музыкальную  линию не должно сильно выделяться.


  В 3 и 4 цифрах 1й части басы поют основной тон – звук  -e-, в минорном ладу основной тон, особенно при его повторении, всегда нужно подтягивать. Во 2й части, с 17 по 19 такт - сиквенционное нисходящее движение, не представляет трудностей в исполнении. А следующий ход на ч4 вверх (19-20 такт), следует ярко выделить, так как происходит смена гармонии в хоре. Сложным является ход по полутонам с 20-23 такты. Исполнить его таким образом: c - H - B - c - H . В 27-28 тактах идет divisi у басов. У 2х басов присутствует сложный скачок на б7 вверх, звук  fis нужно петь заостренно. На данный звук попасть еще поможет партия теноров, у которых появляется тот же звук, только на долю раньше. 2е басы  должны послушать в этот момент теноров. С 27 на 28 такт у 2х басов ход на ув4 вниз. На звук -c- нужно хорошо опереться, как бы плотно ,,усаживаясь”. У 1х басов с 28-32 такты чередование b-h, таким образом идет ход на м2 вниз и вверх.  Звук h после b нужно спеть заостренно.

 

Вертикальный строй

 

Гармонический склад письма требует работы над вертикальным строем, в особенности это касается 2й части. В работе над 2й частью следует выстраивать аккорды  вне ритма, без партии сопрано. В  данной части чередуются септаккорды и их обращения. Очень важно вслушиваться в гармонию каждого аккорда, так как, запоминая созвучия, каждая партия сможет интуитивно находить свои звуки. Басовая партия в данном случае должна хорошо, плотно звучать, что бы другие голоса могли на нее опереться. 

 

 

 

Исполнительский анализ

 

  Начинается произведение  с темы у сопрано на p с выразительными волнообразными фразами. Тема проходит на гармонической основе 3х партий. С 5го такта очень выразительна роль басов. Обычно бас выполняет гармоническую функцию, а сдесь он подвижен со вступления на слабую долю (в 5 такте), с прирывистым дыханием в 6 такте, а уже с 8го такта бас выполняет роль хоровой педали.

 С 8го такта тема  переходит к тенорам. У теноров  распевная тема, которая долна  быть исполнена красивым вокальным  звуком, свободно. Роль женского  хора – очень тонко и изящно  подавать реплики на рр. Авторский замысел очень хорошо здесь воплощает основную мысль – легкой иронии. С 13го такта разновременные вступления альтов, басов и сопрано дает нам после распевной партии теноров движение. Эти партии должны также легко с иронией вплетаться в общую канву партитуры.

 С 5й цифры  после распевной теноровой партии  поет весь хор, но тема основная  у сопрано. Ритм четверть с  точкой на сильных долях тормозит  движение. Это нужно преодолеть  сдвинув темп в сторону небольшого  ускорения. 

А уже с 7, 8 цифры  начинается движения хора к кульминации. От mf мы должны развить динамику до яркого полновесного f. После вершины кульминации на Sforzando, тенора должны очень тонко подать свою тему («Очень холодно девченке…») на рр, и также тонко и изящно должны подхватить партия сопрано. У альтов и басов здесь хоровая педаль.

  В отношении динамического ансамбля, здесь сложным является то, что все произведение написано в нюансе p, mp. Партии, которые вступают из-за такта, должны аккуратно входить в общее хоровое полотно.  Очень опасно в данном произведении резко врываться на первую долю басам в 3 такте. Сопрано в 9 такте следует сделать искусственный ансамбль, дабы не перекрыть своей партией ведущую партию теноров. Перед главной кульминацией в 26 такте хору следует несколько затихнуть, что бы с 27 такта сделать небольшое расширение динамики к кульминации в 28 такте. Поскольку нюанс достаточно тихий, должна сохраняться хорошая опора на дыхании, что бы звук был достаточно плотным.

 

Дыхание

 

Что касается партий, которые  ведут основную мелодическую линию  в 1й части (сопрано, тенора), вдох следует  брать после проведения каждой фразы. В некоторых моментах взятие вдоха  обозначено паузами. В басовой же партии, особенно с 3й цифры нужно  держать звук на цепном дыхании, так  как у них идет хоровая педаль. Во 2й части применяет цепное дыхание  у всего хора.

Дирижерские трудности

К дирижерским  трудностям я бы отнесла точное снятие в 16, 24 тактах. Очень важно что  бы было внятно произнесено и одновременно снято окончания в словах: ,,…во  ржи” в 8 такте - сопрано, альтам и басам  нужно дослушать теноров и  одновременно снять свои ноты; ,,…рожь” в 16 такте – также дослушать  теноров; таким же образом и в 20 такте, окончание слова ,,…рожь” и  в конце 24 такта в слове ,,…возмешь”. После снятий очень тонко и  точно, не разрушая динамического плана, после цезуры дать ауфтакт. Перед 7 цифрой цезура более осмысленная, поскольку  нужно идти на расширение к кульминации. 30 такт – сложный для дирижирования. Нужно выполнить точный ритмический  рисунок в реплике теноров  и аккуратно ввести тему сопрано, сделав люфт паузу. Люфт пауза –  это воздушная кратковременная  пауза, не имеющая точно обозначенной длительности. Путем кратковременной  остановки мы как бы оттеняем музыкальную  фразу.

  Нужно обратить  внимание на точное и аккуратное  вхождение звуков начала фраз  Например, в 1 такте, вступление  теноров на слог ,,до” – звук  не должен быть перегруженный,  таким же образом и во вступлении  басов в 3 такте.

 В данном  произведении очень большое значение  имеют точность жестов, ауфтактов,  предслышанье следующих фраз, что  бы музыка приобретала цельность,  не дробилась. От конкретности  ауфтактов зависят интонационный  строй, ансамбль хора и т.д. 

 

 

 

 

 

Репетиционный план

 

  1. Краткое вступительное слово:
  • об авторе;
  • о поэте;
  • об истории создания стихотворения.

 

  1. Показ произведения

 

  1. Работа над произведением:

 

  • интонационные трудности:

Разобрать 1ю часть каждую партию отдельно, сольфеджио, обращая  внимание на интонационно трудные места: -партия 1х сопрано, появление альтерированых звуков в 9-12 тактах;

-скачек на б6 вниз  в 11 такте у альтов, в 7 такте  VII повышенная ступень; 

-в партии теноров альтерированый  звук в 7 такте;

 

  • Соединить голоса, выполняющие гармоническую ф-цию: бас-тенор, бас-тенор-альт – 1 и 2 цифра; сопрано-альт, сопрано-альт-бас – 3,4 цифры. Затем добавить партию сопрано и теноров. При соединении можно сразу разучивать со словами. Например, партия сопрано поет с текстом, а весь хор закрытым ртом, так же само, когда основная мелодическая линия переходит к тенорам в 3й цифре. Только вместо закрытого рта, женскому хору следует использовать такие слоги --тири- , что бы собрать звук и точно переходить на ноты.

 

  • Работу над текстом следует совмещать с работой над фразами. Определить смысловые вершины внутри фраз.

 

  • Исполнить первую часть, соблюдая динамические нюансы

 


Информация о работе Аннотация на хоровое произведение В.Плешака "Вечером во ржи"