Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:39, творческая работа
Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже, будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.
ГУО «Брестский Государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы»
Сл. А.Пушкина
Переложение для женского хора А.Гриняка
Подготовила учащаяся 4 курса
Хорового отделения
Шиковецкая Марина
Творческий портрет композитора и его основные произведения
Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже, будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.
Композиторская биография Свиридова не совсем обычна. Первые сочинения, сразу сделавшие известным его имя, - романсы на стихи Пушкина - написаны, когда их автору еще не было двадцати лет. Однако окончательно он сформировался как композитор лишь спустя полтора десятилетия. Тогда-то и начался расцвет его творчества, ознаменованный замечательными, самобытными произведениями. В числе крупнейших художественных свершений композитора, - его вокально-симфонические фрески "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория", кантаты "Курские песни" и "Ночные облака", многочисленные романсы на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Пастернака и других. Свиридовым написано огромное количество произведений для хора a cappella, среди них: концерт "Пушкинский венок", "Концерт памяти А. А. Юрлова", хоры из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", хоровой цикл "Песнопения и молитвы".
Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты: крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, пласты древней музыки знаменного распева, обрядовые попевки. Результатом такого сплава стала афористичность музыкального языка композитора, при котором в немногом выражается многое, в малом сконцентрировано большое содержание.
Свиридовский стиль и един и многолик. Так, мелодика в его сочинениях всегда соединяет в себе черты русской крестьянской и городской песни. Гармонический язык его характеризуется таким же единством фольклорных и индивидуальных, русских и общеевропейских черт, как и мелодика. При этом решающая роль в придании свиридовской гармонии своеобразия принадлежит не средствам мажора – минора, не гармонической функциональности, а всему, что идет от русского крестьянского многоголосия. Драматургия произведений Свиридова носит эпический характер. Развитие в ней совершается не посредством раскрытия внутренних противоречий, а путем сопоставления и объединения цельных, монолитных образов. Композитор любит долго пребывать в одном эмоциональном состоянии, поэтому его излюбленные методы развития – мелодическая вариантность и остинатность.
Высшее в иерархии духовных ценностей для Свиридова – Слово. Поэтому в своем творчестве он обращается только к подлинно большим поэтам и к каждому из них находит свой ключ, в каждом видит его особенные черты, будь то Пушкин, Лермонтов, Исаакян, Бернс, Блок, Есенин, Маяковский. Все, что сделано композитором для обновления и подъема вокальных жанров, трудно переоценить.
Велика новаторская роль его многочастных вокально-симфонических сочинений, одним из которых и является "Поэма памяти Сергея Есенина". По своему назначению свиридовские ораториальные циклы близки обрядовым произведениям. Для них характерны всякого рода синтетические жанры с участием хоровых масс и с элементами театрализации. С другой стороны, эти произведения взяли на себя ту функцию, которую до них выполняли главным образом симфонии: обобщенное воплощение жизненных проблем, глубоко затрагивающих всех и каждого.
Продолжая и развивая лучшие традиции русской музыки, Свиридов стал основоположником новой, собственной традиции. Эта свиридовская традиция присоединилась к ранее существовавшим, не оспаривая, а наоборот, подкрепляя и усиливая их. Можно сказать и так: Свиридов – новое звено в цепи многовекового развития русской культуры.
"Пушкинский венок" был написан в 1978г., исполнен в 1979г. к 180-ти летию со дня рождения А.С.Пушкина. Концерт состоит из 10 частей:
-"Зимнее утро"
-"Колечушко-сердечушко"
-"Мери"
-"Эхо"
-"Греческий пир"
-"Камфара и мускус"
-"Зорю бьют"
-"Наташа"
-"Восстань боязливый"
-"Стрекотунья-белобока".
Ключ к миру пушкинской поэзии - в многозначности и многоплановости удачного и ёмкого названия - "Пушкинский венок". Это - и венок из прекрасных цветов пушкинской поэзии и лавровый венок поэту. В решении пушкинской темы Свиридов использовал жанр русского хорового концерта, где хор становится главным действующим лицом. Хор трактован как личность поэта. Круг тем и мотивов, "вплетённых" в "Пушкинский венок", многолик: здесь и кольцо человеческой жизни, и круговорот времён года, темы и мотивы пушкинской поэзии от раннего стиха до одного из последних. Через весь цикл проходят символы: утро и вечер, весна и зима - начало и конец жизни. Хоры чередуются по принципу контраста: фактурного, образного. С одной стороны контрастно-сюжетный тип композиции, с другой - ощущение художественного единства. В "Пушкинском венке" воплощён образнобогатый, но духовно цельный мир поэзии Пушкина. Это размышление художника о жизни, о красоте, о нравственности. Песня и песенные формы - основа "Пушкинского венка".
"Наташа" - это психологическая
разрядка, пастораль, лирическое
интермеццо, написанное на слова
раннего юношеского стихотворен
Автор литературного текста.
Автором стихотворения,
которое послужило основой
Музыкально-теоретический анализ
Форма произведения и его структурные особенности.
Композитор для своего
произведения использовал часто
встречающую в его
(куплет) (варианты...)
И в тоже время в этой куплетно-вариантной форме проявляется и форма второго плана - простая трёхчастная репризная форма, которая скрепляет куплетную форму в единое целое:
А + А1 + АI - простая трёхчастная однотомная.
(1-9тт.)(10-28тт.)(29-40тт.)
Первая часть - А (1-9тт.) - период. Показывает картинку уходящего лета. Состоит из двух предложений. Первое предложение (а) строится по принципу суммирования (1+1+2), проводится в тональности соль диез минор. Второе предложение (аI) - суммирование с расширением (1+1+1+2), возникает политанальность соль диез минор в мелодии и си мажор в других голосах.
Вторая часть - А1 (10-28тт.) - период. Основная тема здесь проходит в мажоре, на тональном органном пункте. Состоит из двух предложений по четыре такта, второе предложение расширяется за счёт развития. Трижды повторяется один текст с разной гармонией: квинты сменяются тритонами, квартами ре диез минора, умVII до диез минора.
Третья часть - АI (29-40тт.) - варьированная реприза. Состоит из двух предложений. Первое предложение строится по принципу суммирования. Затакт ко второй фразе готовит кульминацию. Второе предложение - кульминация всего произведения, она отмечена динамически - f, акцентам, октавным затактом, яркой мажорной гармонией VI ступени.
Жанровая основа произведения – баркарола. Баркарола (итал. Barcarola, от barco - лодка) – первоначально песня венецианских гондольеров. Музыкальный размер 6/8 (либо другой трёхдольный). Движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, лад минорный, характер лирический - всё это нашло отражение в данном произведении. Характер его лирический с оттенком меланхолии или лёгкой мечтательности.
Ладовая и тональная основа.
Основная тональность gis-moll – H-dur. Параллельный минора-мажор с преобладанием gis-mooll. Объединяющим звеном двух ладов, служит общая тоника – тоника с секстой си мажор, которая равна тоническому секстаккорду соль минора.
Натуральному минорному ладу присуще несколько архаичное звучание. Помимо основной тональной опоры, в произведении можно выделить ряд отклонений 14т. fis-moll с последующим возращением в gis-moll. В 18т. отклонение dis-moll. В 20т. - cis-moll.
Мелодическая и интонационная основа.
Мелодия на протяжении всего произведения проходит в партии первых сопрано. Интанационно проста, преимущественно диатоническая. Мелодия всего произведения вырастает из первой интонации, которая затем проходит в разном ладотональном освещении. В ней, как и в гармонии избегается вводнотоновость, седьмая натуральная, что даёт возможность частых ладовых отклонений и модуляций. Пропуск седьмой повышенной ступени своеобразно окрашивает и мелодию, и гармонию, образуя соль диез - эолийский. Хроматика вводится как средство усиления экспрессии в кульминации. Она лёгкая, изящная, волнующая, включает много волн развития (баркаролы). Ритм однообразен. Свиридов бережно отнёсся к слову использовав мелодический речитатив. В произведении не встречаются распевы. В мелодии много секстовых ходов, но без распева текста. В хоре очень тонко выписаны многообразия движений души влюблённого героя: трепет, лирика, нежность, молитвенность, восторженность и др.
Особенности гармонического языка.
Аккордика целиком формируется из звуков мелодии, образуя "Резонансную гармонию" - свёртывание мелодии в гармоническую вертикаль. Простые аккорды и обороты представляют красочные параллелизмы. Произведению характерны широкие ходы одних голосов на фоне остинато других. Повторность созвучий и пульсирующий ритм - служат устойчивым фоном для свободного интонационного развёртывания мелодии.
Встречается также одновременное звучание квинт (соль диез минор), кварт (си мажор): 4т, 32т., 10т.
Постоянная полиладовость: соль диез минор - си мажор (4, 10, 13, 17, 24, 26)
Кластер из двух секунд, двойные квинты (субдоминанта и доминанта без терций):
Встречаются красочные,
празрачные кварто-квинтовые созвучия
- характерные для русской
Трезвучные аккорды - особенность свиридовской гармонии. В конце построений звучит свиридовская тоника - минорный секстаккорд с удвоенной терцией (в си мажоре это - тоника с секстой, а в соль диез миноре это тонический секстаккорд):
Метроритм.
Двенадцатидольный метр,
в котором написана партитура, выражен
размерам 12/8. Этот сложный размер выражает
наличие в такте одной сильной(