Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:39, творческая работа
Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже, будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.
Работа над темпом. Разучивание происходит в замедленном темпе, потом следует несколько раз пропеть в требуемом, чтобы в общих чертах показать будущий характер звучания произведения. Долгое пение в медленном темпе несёт в себе опасность привыкания к медленному темпу.
В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий.
После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстам. При этом необходимо уделять внимание ясному произношению слов и слитности звучания в штрихе legato. При работе над дикцией, необходимо использовать упражнения для активизации артикуляционного аппарата. Например, ды, ну, зы, та, ры, ле – упражнения для активизации языка; ба, па, во, ма – для активизации губ. Полезно продекламировать текст произведения, а также использовать при распивании скороговорки.
Работа над художественной стороной произведения. Художественный момент должен присутствовать в репетиционной работе с хором с самого её начала. Для достижения художественности, необходимо использовать ассоциации. Например, первая часть носит таинственный характер; вторая – трепет, свет, лёгкую грусть, надежду; третья, волнение, утверждение. На этом этапе большое внимание уделяется выразительным средствам.
Заключительным этапом разучивания является художественное выстраивание исполнительского плана (интерпретации), генеральная репетиция и концертное выступление.
Особенности дирижёрского жеста.
Характеристика дирижёрских жестов.
В дирижировании данного
произведения наиболее уместным представляется
среднее положение дирижёрской
плоскости. Оно может изменяться
как в сторону понижения в,
моменты динамических кульминаций,
так и повышения
Виды ауфтактов.
Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания. Начало фраз должны претворяться задержанным ауфтактом для более чёткого и одновременного произношения всем хором начальных звуков.
В конце фразы во второй части (23т.) используется комбинированный ауфтакт, т.к. конец фразы и начало следующей фразы связаны.
Дирижирование фермат и пауз.
Автором не предусмотрены в произведении какие-либо ферматы. Однако в последнем такте возможна некоторая остановка звучания. В этом случае будет использована снимаемая фермата. Во время звучания ферматы должен продолжаться процесс diminuendo, руки дирижёра при этом постепенно опускаются. Что касается дирижирования пауз, то они никогда не должны становится простым отсчётом пустых долей.
Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.
Как уже говорилось ранее,
метрическая структура
Заключение.
Работа над хоровыми произведениями Г. Свиридова сложна, но в то же время и очень интересна не только с точки зрения вокально-хоровой техники, сколько с точки зрения работы над художественным содержанием, над ясностью трактовки, интерпретации образов. Хоровая музыка Свиридова сложна ещё и потому, что в большинстве его произведений использованы признанные шедевры русской поэзии. Наиболее широко он использует поэзию А.Пушкина, А. Блока и С. Есенина. Таким образом, помимо работы над сугубо музыкальной стороной, хормейстеру необходимо особенно тщательно работать и над трактовкой поэтического текста, то есть, художественная задача усложняется вдвое. Творчество Свиридова пронизывает глубокая духовность, которая обязательно должна найти своё отражение и в исполнении, - нет ничего хуже сухого, бездушного пения, технически совершенного, но несостоятельного с художественной точки зрения. Бездушности в исполнении необходимо всячески избегать. Разумеется, это касается музыки в целом. Музыка, как и любое искусство, призвана пробудить эмоции. Если под руками дирижёра не рождаётся песня, значит он, как бы ни было технически отточено его исполнение, не достиг своей цели.
Используемая литература.