Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 16:19, реферат
Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его
дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его
операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. ;
Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета.
До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В его
балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем
содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка
каждого -танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не
механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не
нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы
подчинены раскрытию основной темы.
галантности,); французская культура (взрослые сцены, интонации
маршей Французской революции и мотивов французских народных
массовых танцев; цитирование песен "Добрый путь, дорогой Дюмоле",
"Каде Руссель", "Жирофле-Жирофля"); немецкая культура в дважды
опосредованном преломлении (ритуальный танец "Гроссфатер" как
отсвет образов любимого Чайковским Шумана в изображении
бюргерства и филистерства.
Балет сочинялся Чайковским в течение 1891-1892 года по заказу
И.А.Всеволожского. Интересно, что сюжет известной сказки Гофмана (в
переделке Дюма-сына) знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал
несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище
императорских театров в Петербурге. Позже он разработал сценарий для
Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля. Но
ставил балет другой балетмейстер - Л.Иванов, ранее поставивший 2 акт
"Лебединого озера", который живет до сих пор на сценах ведущих
театров мира. Судьба "Щелкунчика" была очень противоречивой: успех у
публики и страшная ругань критики - это начало. Позже поиски
гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом привели к множеству
трактовок этой, казалось бы простой и ясной сказки. Поэтому
"Щелкунчик" остается и на сегодняшний день одной из постоянно
открываемых симфонических балетных партитур Чайковского.