Биография великого композитора Стравинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:23, реферат

Описание работы

В 1903-1905 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1939 - в США (в 1934 принял французское, в 1945 - американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1902 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.

Файлы: 1 файл

Биография великого композитора Стравинского.docx

— 48.19 Кб (Скачать файл)

Биография великого композитора Стравинского 
 
 
Стравинский Игорь Федорович (1882-1971) - русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И.Стравинского. В 1900-1905 занимался на юридическом факультете Петербургского университета. С детских лет учился игре на фортепьяно у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903-1905 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1939 - в США (в 1934 принял французское, в 1945 - американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1902 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде. 
 
Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако, подчинённой в каждый творческий период своей стержневой тенденции. В русский период (1908 - начала 20-х гг.), вершинными произведениями которого являются балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографические сцены «Свадебка» (1917, окончательный вариант 1923), Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с «театром представления», закладываются основные элементы музыкального языка «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т.д. В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинного полифонии («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Названные сочинения, а также балет с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты «Поцелуй феи» (1928), «Орфей» (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера «Похождения повесы» (1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт современные по звучанию произведения). Поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религиозной тематики («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), усилением роли вокального начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). С конца 1910-х годов Стравинский регулярно выступал как дирижер (реже — как пианист) с исполнением собственных произведений. Важным событием в жизни Игоря Стравинского был его приезд в СССР осенью 1962 после 48-летнего отсутствия. Он дал концерты в Москве и Ленинграде, дирижируя (по очереди с Р. Крафтом) ведущими симфоническими оркестрами, провел несколько встреч в Союзе композиторов СССР, был принят Никитой Сергеевичем Хрущевым. Игорь Федорович Стравинский скончался 6 апреля 1971 года, в Нью-Йорке. 
При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 века. 
 
 

   

 

 
Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) — композитор и дирижер. Сын певца (бас) Федора Игнатьевича Стравинского.

Русский по рождению, с 1914 года Игорь Стравинский жил в эмиграции, с 1939 года в США (в 1934 он принял французское, а в 1945 — американское гражданство). Говорить о Стравинском как о русском композиторе можно только в применении к раннему периоду еготворчества. Ранние балеты — «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантата «Свадебка» (1923), пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), балеты «Жар-птица» (1910, 2-я редакция 1945), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948).

Русский период (до начала 1920-х годов)

Будущий композитор Игорь Федорович Стравинский родился 5 июня (17 июня) 1882 года, в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), в семье оперного певца Ф. И. Стравинского (1843-1902), ведущего исполнителя характерных басовых партий в Мариинском театре. В детстве брал уроки фортепиано у А. Снетковой, позднее — у Л. Кашперовой. В 1900-1905 годах Игорь учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-1905 годах занимался композицией под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова, под сильным воздействием которого были написаны ранние произведения — соната №1 для фортепиано (1904), симфония ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо и Фейерверк для оркестра (оба — 1908), первые два акта оперы «Соловей» по одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена (1908; третий акт был закончен в 1914 году). На смерть учителя Римского-Корсакова композитор откликнулся «Надгробной песнью» для оркестра, исполненной в 1908 году, но впоследствии утерянной.

На рубеже 1907 и 1908 годов на молодого композитора Игоря Федоровича обратил внимание организатор «Русских сезонов» за границей Сергея Павловича Дягилев. По его заказу Стравинский сочинил музыку балета «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 году и принесла композитору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия. Целую эпоху в искусстве 20 века составила триада шедевров, созданных Стравинским в расчете на возможности блистательной дягилевской балетно-оперной труппы; поставленные в Париже балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и хореографические сцены с пением и музыкой «Свадебка» (1923).

Стилизованное воспроизведение народного балаганного представления («Петрушка») и архаических обрядов, языческой мистерии плодородия («Весна священная»), русской крестьянской свадьбы («Свадебка») осуществляется средствами в высшей степени своеобразного музыкального языка, сочетающего внешнюю «грубоватость», «элементарность» ритмики и мелодики с тщательной отделкой деталей, тонко рассчитанной асимметричностью музыкальных фраз, неожиданными сдвигами метрических акцентов. Если в «Петрушке» и «Весне священной» (так же, как ранее в «Жар-птице») Игорь Стравинский использовал все краски современного оркестра, оригинально разрабатывая находки французских импрессионистов (в меньшей степени — Римского-Корсакова и других русских композиторов), то в «Свадебке» он ограничился сочетанием певческих голосов (поющих, по замыслу композитора, в характерной русской народной манере) и ансамбля ударных инструментов с четырьмя фортепиано, что придает произведению неповторимый «варварский» колорит.

В период между «Весной священной» и «Свадебкой» силами дягилевской труппы в Париже были поставлены также оперы «Соловей» (1914) и «Мавра» (по поэме русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Домик в Коломне», 1922), балет «Песнь соловья» (на фрагменты из оперы «Соловей», 1920), балеты с пением «Пульчинелла» (1920; музыка Стравинского к этому балету представляет собой обработку инструментальных пьес, приписываемых итальянскому композитору 18 века Джованни Баттиста Перголези), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1922). Параллельно создавался ряд произведений, не предназначенных для театра — кантата «Звездоликий (1912), «Три стихотворения из японской лирики» (1913), «Прибаутки» (1914), «Кошачьи колыбельные» (1916) для голоса и инструментального ансамбля, Три пьесы для струнного квартета (1914), Симфонии духовых памяти Клода Дебюсси(1920) и др. Особняком стоит единственное театральное произведение этого периода, не предназначенное для дягилевской антрепризы — балет-пантомима «История солдата» на универсальный для всей европейской культурысюжет о сделке человека с дьяволом (либретто швейцарского поэта Шарля Фердинанда Рамю). Впервые поставленная в Лозанне в 1918 году, «История солдата» ознаменовала собой отход Стравинского от специфически русской тематики.

Период неоклассицизма Стравинского (от начала 1920-х до начала 1950-х годов)

Будучи с юных лет тесно связанный с Францией, Игорь Стравинский фактически обосновался там еще до Первой мировой войны (First World War). Отрыв от России стал важнейшей причиной радикального сдвига в его творческой ориентации. В 1923 году был создан Октет для духовых, начиная с которого обычно ведется отсчет так называемого «неоклассицистского» периода в творчестве композитора. Под неоклассицизмом понимается направление в музыке 20 века (и шире в современном искусстве вообще), для которого характерно обращение к принципам эстетики 17-18 (реже 19) веков и стремление адаптировать формы европейского искусства прошлого к социально-психологической атмосфере современной жизни; неоклассицизм возник в качестве «отрезвляющей» (термин Ферруччо Бузони,итальянского пианиста, композитора, дирижера, музыковеда и музыкального критика, педагога) реакции на такие течения искусства 19 — начала 20 века, как романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм.

 

 

Среди образцов музыки прошлого, служивших «стилистическими моделями» для неоклассицизма Стравинского, — оратория эпохи барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), опера конца 18 века («Похождения повесы», 1951), в этом произведении Игорь Федорович Стравинский вновь обратился к сюжету о сделке человека с дьяволом, придворный балет эпохи Людовика XIV (балет «Аполлон Мусагет», 1928), английская духовная музыка 16-17 веков (кантата на тексты староанглийских поэтов, 1952), музыка Петра Ильича Чайковского (балет «Поцелуй феи», 1928), жанры симфонии и концерта для солирующего инструмента с оркестром в их разнообразных исторически сложившихся разновидностях (концерты для фортепиано и духовых, 1924, для скрипки с оркестром, 1931, «Каприччио» для фортепиано с оркестром, 1928, Симфония in C, 1940), жанровая форма concerto grosso (концерт для камерного оркестра Dumbarton Oaks, 1937, «Базельский концерт» для струнного оркестра, 1946) и т. д.

Дух язвительной пародии, неотъемлемо присущий неоклассицизму Стравинского, был особенно ярко выражен в балете «Игра в карты» (1937). Кроме того, Игорь Федорович  отдал дань джазу («Черный концерт» для кларнета и джаз-бэнда, 1945) и цирковой музыке («Цирковая полька» для оркестра, 1942). В наиболее значительных образцах, таких, как «Симфония псалмов» для хора и оркестра на латинский текст (1930), симфония в трех частях для оркестра (1945), балет «Орфей» (1948), месса для хора и духовых (1947) элемент игры с моделями музыки прошлого отошел на второй план; тем самым полнее выявился глубинный философский смысл этой музыки, воплощенная в ней тоска по высшим, вневременным духовным ценностям.

Поздний период творчества И.Ф. Стравинского

В 1939 году Стравинский перебрался из Франции в США и поселился в Голливуде. В конце 1940-х годов он познакомился с молодым американским дирижером Р. Крафтом, который впоследствии стал его душеприказчиком. Возможно, под влиянием Крафта Стравинский в эти годы начал проявлять живой интерес к «новой венской школе» (Шенберг — Берг — Веберн) и к молодому европейскому «авангарду». В итоге после чисто неоклассических «Похождений повесы» и кантаты на староанглийские тексты в творчестве Стравинского наступил очередной стилистический поворот, отмеченный воздействием так называемой серийной (додекафонной) техники, открытой в начале 20 века австрийским композитором, теоретиком и педагогом Арнольдом Шенбергом и впоследствии развитой его учениками. В той или иной форме серийная техника была использована почти во всех произведениях Игоря Стравинского, начиная с септета (1954). Музыка позднего Стравинского — это прежде всего сочинения для длясолистов, хора и оркестра на тексты духовного содержания: «Священное песнопение» (1955), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Заупокойные песнопения» (1967) (все — на латинские тексты), музыкальное представление «Потоп» (на английский текст, 1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (на древнееврейский текст, 1963). Среди других произведений этого периода — «Памяти Дилана Томаса» для тенора и инструментального ансамбля (1954), балет «Агон» (1957), «Движения» для фортепиано с оркестром (1960) Вариации для оркестра памяти Олдоса Хаксли (1964).

Благодаря разносторонности своих интересов, необычайной изменчивости творческого облика Стравинский заслужил репутацию «музыкального Протея». Вместе с тем, в его музыке, написанной в разные периоды, можно выделить ряд достаточно устойчивых общих признаков. Среди них — преобладание нерегулярных ритмов и кратких мелодических формул (мелодии широкого дыхания у Стравинского редки; тем более сильное впечатление производят немногие исключения из этого правила в «Царе Эдипе», «Симфонии псалмов», «Похождениях повесы» и др.), сухое, «графическое» инструментальное письмо (в произведениях, созданных после «Весны священной»), предпочтение «театра представления» (часто — с элементами стилизованного ритуального действа) «театру переживания».

С конца 1910-х годов Стравинский регулярно выступал как дирижер (реже — как пианист) с исполнением собственных произведений. Важным событием в жизни Игоря Стравинского был его приезд в СССР осенью 1962 после 48-летнего отсутствия. Он дал концерты в Москве и Ленинграде, дирижируя (по очереди с Р. Крафтом) ведущими симфоническими оркестрами, провел несколько встреч в Союзе композиторов СССР, был принят Никитой Сергеевичем Хрущевым.

Игорь Федорович Стравинский скончался 6 апреля 1971 года, в Нью-Йорке. (Л. О. Акопян)

 
 
Произнесенные молитвы «Libera me» подражает реальному храмовому звучанию: четыре солиста из хора поют ее, а остальные тихо речитируют, подобно пастве во время службы. Все это постепенно стихает, удаляется, и после глубокой паузы вступает мрачно-торжественный погребальный перезвон: отпевание кончилось, и мы будто выходим на просторную площадь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17 июня 1882 года родился Игорь Стравинский, один из крупнейших русских композиторов и, возможно, самый народный русский композитор. Переселившись из Петербурга в Европу еще в 1910 году, он словно эмигрировал из современной ему России к исконно русскому, к протославянскому. В поисках истоков, давних, забытых, прошла ранняя и самая активная пора его творческой жизни. Память композитора — это, в первую очередь, звуки. Первое воспоминание Стравинского — звуковое. Лето, деревня. Огромный немой крестьянин-старик в красной рубахе сидит на бревне. Он страшен. Он громко щелкает языком. И поет. Пение состоит из двух слогов, Стравинский называет его кудахтаньем. «Кудахтанье это сопровождалось своеобразным аккомпанементом: он засовывал правую ладонь под мышку левой руки и затем очень быстрым движением хлопал левой рукой по правой. Он ухитрялся издавать при этом целый ряд довольно подозрительных, но очень ритмичных звуков, которые, пожалуй, можно было назвать «причмокиванием»», — вспоминает композитор. Он был настолько поражен этой «музыкой», что пытался повторять номер мужика дома и, видимо, не без успеха, поскольку родители объявили это действие неприличным и запретили. Другое важное воспоминание Стравинского о России — его родной город, Петербург. Петербург Стравинского также большей частью состоит из звуков. Это грохот экипажей, бегущих по мостовым, скрип колес конки, крики извозчиков, щелканье кнута, крики торговцев («Халат, халат», — кудахтали татары и «Не пожелаете ль мороженого?» — медленно выговаривали русские), колокольный звон и пушечный залп с Петропавловской крепости. И запах: вся страна, по воспоминаниям Стравинского, была пропитана запахом махорки. 
По настоянию родителей Стравинский поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но сомневался в выборе профессии и, в конце концов, решил представить свои музыкальные опыты на суд Римского-Корсакова. Зная, что мэтр склонен к беспощадной критике, молодой Стравинский почему-то ожидал наилучшего исхода встречи. Однако реакция Римского-Корсакова оказалась снисходительно-сдержанной. Будучи преподавателем консерватории, он посоветовал Стравинскому не поступать туда, заявив, что ему не подходит «атмосфера этого учреждения». Но все же молодому человеку следует брать уроки гармонии и конртапункта и работать «под чьим-то постоянным наблюдением». Позже наставником Стравинского стал сам Римский-Корсаков. 
Известность Игорю Стравинскому принесла музыка к балету «Жар-птица», написанная по заказу Сергея Дягилева. Второй балет композитора, «Петрушка», также был показан на «Русских сезонах» в Париже. И, вопреки ожиданиям, был восторженно встречен публикой. 
Тем удивительнее был прием, оказанный балету, поехавшему с гастролями в Вену. 
Венский оркестр враждебно воспринял творение Стравинского. Музыканты пропускали репетиции, говорили, что это «грязная музыка», всячески саботировали работу. Недоумение композитора развеял один из рабочих сцены, сказав, что подобное происходит не в первый раз, также оркестр реагировал на «Тристана и Изольду» Вагнера. 
Но скандал в Вене — робкий шепот в сравнении с резонансом, вызванным премьерой самого знаменитого произведения Стравинского, балета «Весна священная».  
Буквально с первых минут представления в зале поднялся жуткий гвалт: зрители, увидев «Пляску щеголих» стали кричать, свистеть, топать ногами.  
Не выдержав, композитор вылетел из зала, хлопнув дверью. За кулисами, куда он прошел, царило то же безумие: Дягилев, пытаясь успокоить публику, то включал, то выключал свет, а балетмейстер Вацлав Нежинский, стоя на стуле, громко отсчитывал такт. Стравинскому пришлось во время всего действия удерживать Нежинского за пиджак, чтобы тот не выскочил на сцену и не набросился на публику. Эффект, произведенный действом, был тем неожиданнее, что присутствовавшие на генеральной репетиции зрители (художники, писатели, артисты) отнеслись к увиденному адекватно. 
После премьеры Стравинский слег на шесть месяцев, но не от нервного срыва, а из-за брюшного тифа. А через год музыка из балета прозвучала в рамках концерта и была более чем тепло встречена публикой. 
Приход славы — тем более скандальной — не принес материального благополучия. С войной и революциями положение семьи Стравинского (имевшего четверых детей) оказалось тяжелым. До октября 1917-го из России им время от времени приходили деньги, теперь же этот источник финансирования был отрезан. 
Стравинский с друзьями придумали оригинальный выход из нужды: передвижной театр. Он должен состоять из нескольких актеров и музыкальных инструментов. Поиски мецената, который согласился бы потратиться на эту затею, оказались долгими. Друзья в ответ на просьбу нередко натыкались на грубость. Но даже в разгар войны нашелся человек, болеющий искусством. Он дал денег и Стравинский написал «Историю солдата», в основу которой легли сказки о солдате и черте из сборника Афанасьева. Произведение пришлость к месту в воевавшей Европе. 
В октябре 1962 года после полувекового отсутствия Игорь Стравинский приехал в родной город, который знал еще Петербургом. В Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт, на котором дирижировал сам 80-летний композитор. Он провел в Ленинграде и Москве несколько дней, все время под неусыпным надзором спецслужб, которые даже отключали телефоны в гостиницах. Встречался с Хрущевым. И вскоре уехал. Когда через некоторое время к нему в гости приехала родственница с предложением переселиться на Родину, Стравинский, возможно, самый народный из русских композиторов, иронично ответил: «Хорошего понемножку». 
 
 
ИСТОРИЯ РЕКВИЕМА 
 
Requiem_ canticles_Заупокойные песнопения 1966. ...В августе 1966 года,Стравинский завершил Requiem canticles(иначе - Заупокойный песнопения) - последнее крупное сочинение,которое в известном смысле подвело итоги его творческой эволюции. Сам он по-русски называл его "Похоронными напевами",а по-английски - "Принстонским реквиемом": заказ исходил от Принстонского университета,в котором желали почтить память Элен Бьюкенен Сигер,поддерживавшей университет щедрыми пожертвованиями. Мемориальное посвящение не связывало фантазию Стравинского ни в каком смысле,и он создал одно из самых строгих,простых и проникновенных своих сочинений. Заупокойные песнопения предназначены не для церкви,а концертного исполнения. В частности,и по той причине,что композитор довольно свободно обошелся с каноническим жанровым прототипом и текстом католического реквиема. Он выбрал оттуда лишь фрагменты традиционных частей(к тому же далеко не всех): Dies irae(День гнева),Tuba mirum(Чудесная труба),Rex tremendae(Повелитель трепещущих),Lacrimosa(Слезный день). На первом месте зато помещен текст псалма Exaudi orationem meam(Услышь мою молитву),который вообще не входит в канон реквиема(этим текстом открывается Симфония псалмов),а кончается произведение молитвой Libera me(Освободи меня),которая не является обязательной в этом жанре.Более того,Стравинский полностью выпустил Itroitus,с его ключевыми словами Requiem aeternam dona eis Domine(Вечный покой даруй им Господи). К тому же из девяти частей Заупокойных песнопений три - инструментальные: Первая(Прелюдия),пятая(Интерлюдия) и девятая(Постлюдия),что тоже существенно меняют жанровый облик сочинения. Все части крайне лаконичны,и общая длительность сочинения не превышает пятнадцати минут. Стравинский называл его "карманным" или "мини-реквиемом",а один из исследователей окрестил заупокойной службой, усохшей до афоризма. Три инструментальные части написаны для трех "хоров" инструментов: струнных, духовых с преобладанием флейт(их четыре) и колокольных звучаний, представленных фортепиано, арфой, челестой, колоколами и вибрафоном ,в первый и последний раз использованным здесь Стравинским. Вообще-то он не любил "плавающий" тембр этого инструмента и раньше отзывался о нем самым нелестным образом. Завершение Заупокойных песнопений театрально-изобразительно. Произнесенные молитвы Libera me подражает реальному храмовому звучанию: четыре солиста из хора поют ее, а остальные тихо речитируют, подобно пастве во время службы.Все это постепенно стихает, удаляется, и после глубокой паузы вступает мрачно-торжественный погребальный перезвон: отпевание кончилось, и мы будто выходим на просторную площадь. 
 
Необычный состав оркестра, исполняющий реквием, состоит из трёх флейт, альт-флейты, фагота, четырёх валторн, двух труб, трёх тромбонов, двух литавр, ксилофона, виброфона, арфы, фортепиано, челесты и струнных. 
 
Requiem canticles — одно из последних сочинений Стравинского, во многом итоговое. В нем скрещиваются ряд жанровых и стилистических линий: линия вокально-симфонических сочинений, идущая от Симфонии псалмов к Threni и Canticum sacrum, линия сакральных жанров («Отче наш», «Верую», Месса) и линия сочинений in memoriam — в память кого-либо, представленная в поздний период такими сочинениями, как «Памяти Дилана Томаса», «Памяти Олдоса Хаксли», Introitus памяти Т. С. Элиота (Requiem canticles посвящены памяти Элен Баченен Сигер).

Информация о работе Биография великого композитора Стравинского