Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:23, реферат
Описание работы
В 1903-1905 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1939 - в США (в 1934 принял французское, в 1945 - американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1902 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.
Несмотря на то что Requiem canticles
вышли из-под пера восьмидесятичетырехлетнего
Стравинского на финише его пути, они ярко
впечатляют современным прочтением, мудростью
концепции, в них отсутствуют черты духовной
и эмоциональной усталости.
Название Requiem canticles — Заупокойные
песнопения — отнюдь не обычно. Оно как
будто ориентирует на заупокойную мессу
(missa pro defunctis) и вместе с тем оставляет за
композитором право на весьма свободную
ее трактовку. От мессы в Requiem canticles сохраняется
ряд ее разделов: «Dies irae», «Tuba mirum», «Lacrimosa»,
«Libera me». В то же время Стравинский не использует
такие канонизированные в реквиеме тексты,
как «Requiem aeternam», «Kyrie eleison», «Sanctus», «Agnus
Dei», вводя другие, редко используемые
(например, «Exaudi»), и в традиционных фрагментах
выделяя то, мимо чего обычно композиторы
проходили («Judicantis» в «Lacrimosa»), то есть
не придерживаясь канона и прочитывая
тексты в духе песнопений.
Открывает Requiem canticles инструментальная
Прелюдия; пятая, вновь инструментальная
часть — Интерлюдия, являющаяся драматическим
центром (именно с нее автор начал работу
над этим сочинением), а завершает целое
Постлюдия, играющая роль эпилога. Таким
образом, можно говорить о большом удельном
весе в Requiem canticles инструментальных построений,
обобщающих драматический смысл произведения.
В коротком (всего пятнадцать
минут) девятичастном сочинении композитор
добивается высокой концентрации выразительности
и ее «наглядности» благодаря тому, что
опирается на отстоявшуюся в веках семантику.
Так, фанфары трубы в «Tuba mirum» или интонации
хорового lamento в «Lacrimosa» становятся легко
узнаваемым «интонационным знаком». Естественно,
используя подобные интонационные и тембро-фактурные
формулы, композитор оставляет за собой
полную свободу их истолкования и развития.
Музыка Requiem canticles свидетельствует
о том, что Стравинский сочетает признаки
католической мессы и православной литургии,
скрещивает изощренную хроматику с русской
трихордовостью и диатоничностью, искусы
имитационной полифонии с подголосочностью,
динамичную линеарность с развернутой
вертикалью гармонического типа.
Прелюдия (фактически — токката!)
с ее наступательным движением шестнадцатых,
пульсацией ostinato, сменой ритмов (5/16 и 7/16
) сразу выбивает из привычных стереотипов
начала реквиемов — траурного песнопения.
В ней слышится активный протест против
смерти, она передает скорее тревоги бытия.
Прелюдия содержит основную музыкальную
идею всего сочинения — двенадцатизвучную
серию (пример 10), которая затем и функционирует
как целое, и расчленяется: из нее выделяются
отдельные тематические секции. Стравинский
подчеркивает в ней интервалы квинты,
кварты, терции. В дальнейшем изложении
Прелюдии он применяет ракоходное движение,
как бы с самого начала формулируя принцип
концентрического построения, который
станет основополагающим для всего сочинения.
В Прелюдии намечается интервал
малой сексты (скрипка соло в тактах 16—18),
проходящий через Requiem canticles и выявляющий
свою лирическую суть в «Lacrimosa».
Наиболее очевидно соединение
католической и православной традиции
песнопений в № 2 («Exaudi») и в № 8 («Libera me»).
Пожалуй, можно говорить о том, что к этим
моделям композитор прибавляет элементы,
идущие от русской народной манеры плачей.
Русские черты — это хоровое псалмодирование,
возгласы-плачи, трихордовый тематизм,
кварто-квинтовые гармонии, ассоциации
с колокольными перезвонами. Последние
звучат просветленно в многозвучных «стоячих»
вертикалях Постлюдии, напоминая заключение
хора-отпевания из финала «Хованщины»,
написанного Стравинским на основе тем
Мусоргского в 1913 году.
Стравинский, чрезвычайно индивидуализированно
подходивший к оркестровому составу своих
сочинений, не сделал исключения для Requiem
canticles. Тембровая и фактурная драматургия
сочинения последовательна, образна, очень
специфична. То предпочтение отдается
струнным (Прелюдия), то они исключаются
из оркестровой ткани (Интерлюдия, Постлюдия),
то хор сопоставляется с ансамблем флейт
(«Exaudi»), то он поддерживается квартетом
валторн («Libera me»), то инструменты выступают
в солирующей функции (труба в «Tuba mirum»)...
Столь же дифференцированно обращается
Стравинский с хоровой фактурой. В «Exaudi»
он использует антифонные переклички
хора с инструментами, деление хора на
две группы, одна из которых поет хорал,
другая — псалмодирует parlando. Requiem canticles
отличает поразительная симметрия композиционной
структуры, сказывающаяся на уровне как
отдельных номеров, так и всего сочинения.
Быть может, Стравинский стремится тем
самым символически отразить круговорот
бытия, жизни и смерти, обновления и угасания.
И делает он это мужественно и стойко,
с поразительной мудростью.
...В августе 1966 года,Стравинский завершил
Requiem canticles(иначе - Заупокойный песнопения)
- последнее крупное сочинение,которое
в известном смысле подвело итоги его
творческой эволюции. Сам он по-русски
называл его "Похоронными напевами",а
по-английски - "Принстонским реквиемом":
заказ исходил от Принстонского университета,в
котором желали почтить память Элен Бьюкенен
Сигер,поддерживавшей университет щедрыми
пожертвованиями. Мемориальное посвящение
не связывало фантазию Стравинского ни
в каком смысле,и он создал одно из самых
строгих,простых и проникновенных своих
сочинений.
Заупокойные песнопения предназначены
не для церкви,а концертного исполнения.
В частности,и по той причине,что композитор
довольно свободно обошелся с каноническим
жанровым прототипом и текстом католического
реквиема. Он выбрал оттуда лишь фрагменты
традиционных частей(к тому же далеко
не всех): Dies irae(День гнева),Tuba mirum(Чудесная
труба),Rex tremendae(Повелитель трепещущих),Lacrimosa(Слезный
день). На первом месте зато помещен текст
псалма Exaudi orationem meam(Услышь мою молитву),который
вообще не входит в канон реквиема(этим
текстом открывается Симфония псалмов),а
кончается произведение молитвой Libera
me(Освободи меня),которая не является обязательной
в этом жанре.Более того,Стравинский полностью
выпустил Itroitus,с его ключевыми словами
Requiem aeternam dona eis Domine(Вечный покой даруй
им Господи). К тому же из девяти частей
Заупокойных песнопений три - инструментальные:
Первая(Прелюдия),пятая(Интерлюдия) и девятая(Постлюдия),что
тоже существенно меняют жанровый облик
сочинения. Все части крайне лаконичны,и
общая длительность сочинения не превышает
пятнадцати минут. Стравинский называл
его "карманным" или "мини-реквиемом",а
один из исследователей окрестил заупокойной
службой,усохшей до афоризма.
Три инструментальные части написаны
для трех "хоров" инструментов: струнных,духовых
с преобладанием флейт(их четыре) и колокольных
звучаний,представленных фортепиано,арфой,челестой,колоколами
и вибрафоном,в первый и последний раз
использованным здесь Стравинским. Вообще-то
он не любил "плавающий" тембр этого
инструмента и раньше отзывался о нем
самым нелестным образом.Завершение Заупокойных
песнопений театрально-изобразительно.
Произнесенные молитвы Libera me подражает
реальному храмовому звучанию: четыре
солиста из хора поют ее,а остальные тихо
речитируют,подобно пастве во время службы.Все
это постепенно стихает,удаляется,и после
глубокой паузы вступает мрачно-торжественный
погребальный перезвон:отпевание кончилось,и
мы будто выходим на просторную площадь.