Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа
«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены».
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Томское областное музыкальное училище им. Э.В.Денисова
Специальность
070133 «Теория музыки»
Курсовая работа по анализу
Тема : «»
Студентка 3 курса Антонова О.А.
Несонатные циклы – сюитные и сборники – составляют почти две трети фортепианного творчества Р.Шумана. Только у Р.Шумана жанр сюиты утрачивает черты чисто бытового, прикладного искусства и становится вполне самостоятельным в художественном отношении.
«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана.
Разнообразие малых форм характерно для пьес, объединенных в фортепианный цикл «Детские сцены». Масштабы пьес обусловлены художественной задачей. Меткие, лаконичные жанрово характерные зарисовки и простодушные, но тонкие лирические сцены требуют миниатюрных форм. Частое обращение к миниатюре объясняется тем, что Шуман привлекает не столько взаимодействие жизненных явлений и их конфликты, сколько показ их в отдельности, самостоятельности и с большой детализацией.
Несмотря на то, что композитор выбирает малую форму, образное содержание он передаёт достаточно точно и понятно. На первом плане выразительность самого материала и его быстрая смена, что «порождается страстью Шумана к разнохарактерности»*.Но таково лишь первое, поверхностное впечатление . В действительности мысль , которую преподносит композитор в малой форме очень глубока. Этот композитор – мастер тонких
______________________________
*Д.Р.
Житомирский «Шуберт»
музыкально – психологических портретов и зарисовок, в его мышлении органично сплетаются словесное и звуковое начала, т.е. соответствие программного названия и музыкального его воплощения.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение
особенностей трактовки «малых форм»
на примере отдельных, наиболее ярких
и показательных, по мнению автора, пьес
из цикла «Детские сцены».
Основная часть
В фортепианном цикле «Детские сцены» 5 пьес написаны в простой 3-х. частной форме (№№ 1, 6, 7, 9, 12), 11-я пьеса написана в сложной 3-х ч форме, пьесы 3-х-5частной формы (№№2, 3, 8, 10), 2 пьесы – в 2-х частной форме (№№ 4, 5), 13 пьеса написана в форме сложного периода.
Несмотря на то, что внешне формы совпадают, каждая из них имеет свою индивидуальность. В ниже приведена общая таблица форм и их индивидуальных особенностей :
№ | Строение формы | Схема | Отличительные особенности | Признаки других форм |
1 | «О чужих странах
и людях»
Трехчастная форма. |
A:║BA:║ | Первая
часть написана в форме простого
периода из двух предложений , однотональный,
повторенный.
Вторая часть – развивающая. Тема звучит в басу, в тональности субдоминанты. Реприза – точный повтор первой части в основной тональности. |
|
2 | «Забавная история»
Трёх-пятичастная форма. |
A:║BA1 BA1 | Первая
часть – повторенный период, модулирующий
в D тональность
Вторая часть – неповторенный период. Реприза – проведение только первого периода |
|
3 | «Игра в жмурки»
Трёх-пятичастная форма. |
A:║BA:║ | Первая
часть – повторенный период из двух
предложений, однотональный.
Вторая часть – повторенный период из двух предложений, основан на теме первой части. Реприза -сокращенная. |
|
4 | «Просьба ребёнка»
Простая двухчастная форма. |
A A | Первая
часть – период из трёх предложений.
Вторая часть – укороченная реприза. Заканчивается на серединной каденции. |
|
5 | «Полное удовольствие»
Простая двухчастная форма. |
A:║B. | Первая
часть – повторенный период из двух
предложений.
Вторая часть – середина и тональная реприза (в форме периода) |
Сложный период
каждое предложение которого представляет
собой простой (8-тактовый)
период. |
6 | «Важное происшествие»
Простая трехчастная форма, репризная. |
A:║:B:║А | Первая
часть – дважды повторенный период,
из двух предложений, однотональный.
Вторая часть - неповторенный период, однотональный. Реприза – точная. |
|
7 | «Грёзы»
Простая трехчастная форма. |
A:║BА | Первая
часть – повторенный период.
Вторая часть – период из трёх предложений. Реприза – варьированная. |
|
8 | «У камина»
Простая трёх-пятичастная, форма. |
A║:B A:║, дополнение. | Первая
часть написана в форме периода из двух
предложений, однотональный.
Вторая часть – период из двух предложений, завершается в тональности доминанты. Реприза – точная с доиолнением. |
|
9 | «Верхом на палочке»
Простая трехчастная форма. |
A:║:BА:║ | Первая
часть написана в форме периода единого
строения, на выдержанном доминантовом
органном пункте.
Вторая часть развивающая середина (сфера субдоминантовых тональностей IV и II ступеней) Реприза- варьированный повтор периода 1 части на тоническом органном пункте. |
|
10 | «Почти серьёзно»
Форма трёх-пятичастная |
A B A1 BA2 | Первая
часть – два неповторенных периода.
Второе предложение – вариант развития
первого (секвенционное развитие в паралельной
тональности).
Вторая часть - |
Признаки формы вариаций. |
11 | «Пугание»
Сложная трехчастная форма. |
A B A С A B A | Крайние
части имеют простую трёхчастную
репризную форму.
Вторая часть - |
|
12 | «Засыпающий ребенок»
Простая трехчастная форма с контрастной серединой. |
A B A | ||
13 | «Поэт говорит»
Сложный период |
Сложный период. | Состоит из трех предложений | Простой трехчастной репризной формы. |
Для анализа выбраны пьеса «О чужих странах и людях» как пример простой трехчастной формы; простая трех-пятичастная форма рассмотрена на примере двух пьес «У камина» и «Почти серьёзно»; простая духчастная форма - «Просьба ребенка» и «Достаточно счастья», сложный период – последняя пьеса «Поэт говорит».
1. Простая трехчастная форма.
«О чужих странах и людях». Эта пьеса – размышление, мир детской фантазии, лирической сказки. Ласковая и светлая мелодия в первом же такте окрашивается очень характерной для Шумана гармонией (DDVII7) , вносящей элемент «чудесного», романтически манящего.
. Характер пьесы лирико-повествовательный.
Три фактурных пласта взаимодополняют друг друга:
Середина
простой трехчастной формы
Пьеса заканчивается полной несовершенной
каденцией (тоника в мелодическом положении
терции). Типичная романтическая каденция
связана с программным замыслом пьесы:
сказка, у которой нет конца.
Близкий и ещё более романтически приподнятый образ в пьесе №7 «Грёзы», самой популярной в цикле и принадлежащей к «жемчужинам» шумановского мелодизма. Хоральный склад фактуры придаёт этой пьесе безмятежный, спокойный, мечтательный образ ребёнка. Свободно и «бесконечно» движется мелодический поток. Эта особенность идет не только от общего «рельефа» ведущего мелодического голоса, в котором буквально во втором такте на едином дыхании от квартового затакта достигается кульминационный звук («фа» второй октавы), но и от сочетания метра и ритма. Квадратность в построении всего периода нарушается «гемиольными» ритмическими фигурами внутри построения, в результате чего окончание мотивов приходится в слабые метрические доли тактов.
Средняя часть углубляет лирикопсихологический характер. Гармоническая ее особенность – проведение заглавного мотива темы в субдоминантовой тональности.
Реприза – варьированное проведение темы . Кульминация приходит на вершину мотива – «ля» 2 октавы .
2.Сложная трёхчастная форма:
Есть в «Детских сценах» пьесы чисто характеристического плана. А жанр, используемый композитором является средством индивидуализации черт образа. Такова прежде всего пьеса «Пугание» - вначале словно рассказ о чём-то сумрачном и страшном , затем неожиданное вторжение музыки «пугание» - таинственной и мелькающей. Такова и пьесы – игры : «Игра в жмурки»(3-х5ч), «Верхом на палочке» (3-хч).
Рядом с этими пьесами – другие картины жизни.
3.Трёх-пятичастная форма.
Тёплой лирикой овеяна пьеса «У камина». Картина воспоминания о теплом вечере. Воспоминания взрослого человека о беззаботном , безмятежном, ярком детстве. Особенностью этой пьесы является заключительная каденция. Шуман заканчивает пьесу не на тонике, а на доминанте – гармоническая разомкнутость. Возможно, тем самым композитор хотел передать бесконечность воспоминаний, недосказанность мысли. Мелодика , как и во многих других пьесах, очень проста, но является главным выразителем чувств , важнейший элемент музыкальной лирики.
В пьеса «Почти серьёзно» переданы чувства ребёнка о первом , робком , но уже настоящем волнении сердца. Ритм , маскирующий здесь все сильные доли такта в мелодии и придающий ей особенную текучесть и трепетность, одна из ярких стилистических находок Р.Шумана.
С жанром миниатюры не могут быть тесно связаны те образы , которые требуют большого развития (например , драматические). Поэтому черты другой формы могут присутствовать в композиции пьесы, в данном случае черты вариационной формы.
4.Простая двухчастная форма :
4 и 5 пьесы образуют микроцикл: их объединяет программное содержание по принципу контрастного взаимодополнения. Ласковая, трепетная по характеру 4 пьеса «Просьба ребенка» сменяется оживленной 5 пьесой «Полное удовольствие». Эта взаимосвязь очевидна и на тонально- гармоническом уровне: обе пьесы написаны в ре-мажоре, заключительный аккорд 4 пьесы (доминантсептаккорд) открывает следующую за ним пятую.
5.Сложный период.
Влияние сложных форм на простые стало характерно для эпохи романтизма.. Оно сказалось, в частности , на трактовке первоначальной из «малых» форм – периода. В периоде стали возможны тональные и тематические сопоставления , тематическая разработка, свои внутренние репризы. Ярким примером влияния сложных форм на простые можно привести фортепианные прелюдии № 1,4,6,9 Ф.Шопена из цикла «24 прелюдии».
В «Детских сценах» Р.Шумана заключительная пьеса «Поэт говорит», написанная в форме сложного периода. В тоже время по емкости и значимости своего содержания выходит за рамки периода. В ней вторичной формой прослеживаются признаки простой трехчастной формы с развивающейся серединой.
Каждое из трех предложений периода выполняет свою функцию, которой соответствует свой тип изложения музыкального материала. В.Н. Холопова выделяет шесть основных функций частей в музыкальной форме и три типа изложения музыкального материала. «Шесть функций таковы: 1 вступительная, 2экспозиция, 3связующая, 4серединная, 5репризная, 6заключительная. Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: 1 экспозиционная, 2серединная, 3заключительная.»*
Признаками
экспозиционной функции и,
тональности, заключительный каданс». Этой характеристике соответствует первое предложение рассматриваемой последней пьесы цикла (1- 8 т.т.).
Второе предложение, начинающееся как варьированный повтор первого, уводит гармоническое развитие в минорную сферу параллельной тональности. Содержащиеся в этом предложении инструментальные «речитативы», исполняемые ad libitum, указывают на смену типа изложения музыкального материала – серединный. «Признаки серединной функции (и типа изложения): дробное проведение темы или включение новой темы , тонально-гармоническая неустойчивость , серединный каданс или предыкт в конце.»*
Третье предложение соответствует признакам заключительной функции и типа изложения. «Признаки заключительной функции (и типа изложения): фрагментарное проведение темы , тонально-гармоническое кадансирование, использование в типичных случаях функции S , усиление мелодической линеарности , применение регистровых сопоставлений.»
Схематично форма пьесы «Поэт говорит» выглядит следующим образом: