"Детские сцены" шумана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 905.00 Кб (Скачать файл)

       Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     среднего  профессионального  образования 

     Томское областное музыкальное училище  им. Э.В.Денисова

     Специальность 070133 «Теория музыки» 
 
 

                      Курсовая работа по анализу

             Тема : «» 
 
 
 

                                         Выполнила :

     Студентка 3 курса Антонова О.А.

                                                Преподаватель :

                                             Андреева В.Д. 
 
 

                                                 
 

                                                    Томск 2007

                             

                                                                                                                                          

       Несонатные циклы – сюитные и сборники – составляют почти две трети фортепианного творчества Р.Шумана. Только у Р.Шумана жанр сюиты утрачивает  черты чисто бытового, прикладного искусства и становится вполне самостоятельным в художественном отношении. 

     «Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории  западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное  место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать  живых, ярких картин из жизни  детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными  сюитными циклами Р. Шумана.

           Разнообразие малых форм характерно для пьес, объединенных в фортепианный цикл «Детские сцены». Масштабы пьес обусловлены художественной задачей. Меткие, лаконичные жанрово характерные зарисовки и простодушные, но тонкие лирические сцены требуют миниатюрных форм. Частое обращение к миниатюре объясняется тем, что Шуман привлекает не столько взаимодействие жизненных явлений и их конфликты, сколько показ их в отдельности, самостоятельности и с большой  детализацией.

     Несмотря  на то, что композитор выбирает малую форму, образное содержание он передаёт достаточно точно и понятно. На первом плане выразительность самого материала и его быстрая смена, что «порождается страстью Шумана к разнохарактерности»*.Но таково лишь первое, поверхностное впечатление . В действительности мысль , которую преподносит композитор в малой форме очень глубока. Этот композитор – мастер тонких

___________________________________

*Д.Р.  Житомирский «Шуберт» 

музыкально  – психологических портретов и  зарисовок, в его мышлении органично сплетаются словесное и звуковое начала, т.е. соответствие программного названия и музыкального его воплощения.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

     В фортепианном цикле  «Детские сцены» 5 пьес написаны в  простой 3-х. частной форме (№№ 1, 6, 7, 9, 12), 11-я пьеса написана в сложной 3-х ч форме, пьесы  3-х-5частной формы  (№№2, 3, 8, 10), 2 пьесы – в 2-х частной форме  (№№ 4, 5), 13 пьеса написана в форме сложного периода.

     Несмотря  на то, что внешне формы совпадают, каждая из них имеет свою индивидуальность. В ниже приведена общая таблица форм и их индивидуальных особенностей :

Строение формы Схема Отличительные особенности Признаки других форм
1 «О чужих странах и людях»

Трехчастная форма.

A:║BA:║ Первая  часть написана  в форме простого периода из двух предложений , однотональный, повторенный.

Вторая  часть – развивающая. Тема звучит  в басу, в тональности субдоминанты.

Реприза – точный повтор первой части в основной тональности. 

 
2 «Забавная история»

Трёх-пятичастная форма.

A:║BA1 BA1 Первая  часть – повторенный период, модулирующий в D тональность

Вторая часть – неповторенный период.

Реприза – проведение только первого периода

 
3 «Игра в жмурки»

Трёх-пятичастная форма.

A:║BA:║ Первая  часть – повторенный период из двух предложений, однотональный.

Вторая  часть – повторенный период из двух предложений, основан на теме первой части.

Реприза -сокращенная.

 
4 «Просьба ребёнка»

Простая двухчастная форма.

A A Первая  часть – период из трёх предложений.

Вторая часть – укороченная реприза. Заканчивается на серединной каденции.

 
5 «Полное удовольствие»

Простая двухчастная форма.

A:║B. Первая  часть – повторенный период из двух предложений.

Вторая  часть – середина и тональная реприза (в форме периода)

Сложный период каждое предложение которого представляет собой простой (8-тактовый)

период.

6 «Важное происшествие»

Простая трехчастная форма, репризная.

A:║:B:║А Первая  часть – дважды повторенный период, из двух предложений, однотональный.

Вторая  часть - неповторенный период, однотональный.

Реприза – точная.

 
7 «Грёзы»

Простая трехчастная форма.

A:║BА Первая  часть – повторенный период.

Вторая  часть – период из трёх предложений.

Реприза – варьированная.

 
8 «У камина»

Простая трёх-пятичастная, форма.

A║:B A:║, дополнение. Первая  часть написана в форме периода из двух предложений, однотональный.

Вторая  часть – период из двух предложений, завершается в тональности доминанты. Реприза – точная с доиолнением.

 
9 «Верхом на палочке»

Простая трехчастная форма.

A:║:BА:║ Первая  часть написана в форме периода единого строения, на выдержанном доминантовом органном пункте.

Вторая  часть развивающая середина (сфера субдоминантовых тональностей IV и II ступеней)

Реприза- варьированный повтор периода 1 части на тоническом органном пункте.

 
10 «Почти серьёзно»

Форма трёх-пятичастная

A B A1 BA2 Первая  часть – два неповторенных периода. Второе предложение – вариант развития первого (секвенционное развитие в паралельной тональности).

Вторая  часть -

Признаки формы  вариаций.
11 «Пугание»

Сложная трехчастная форма.

A B A С A B A Крайние части  имеют простую трёхчастную репризную форму.

Вторая  часть -

 
12 «Засыпающий ребенок»

Простая трехчастная форма  с контрастной  серединой.

A B A    
13 «Поэт говорит»

Сложный период

Сложный период. Состоит из трех предложений Простой трехчастной  репризной формы.

   

       Для анализа выбраны пьеса  «О чужих странах и людях» как пример простой трехчастной формы; простая  трех-пятичастная форма рассмотрена на примере двух пьес «У камина» и «Почти серьёзно»; простая духчастная форма -  «Просьба ребенка» и «Достаточно счастья», сложный период – последняя пьеса «Поэт говорит».

   1. Простая трехчастная форма.

 «О чужих странах и людях». Эта пьеса – размышление, мир детской фантазии, лирической сказки. Ласковая и светлая мелодия в первом же такте окрашивается очень характерной для Шумана гармонией (DDVII7) , вносящей элемент «чудесного», романтически манящего. 

 . Характер пьесы лирико-повествовательный.

Три фактурных  пласта взаимодополняют друг друга:

  1. верхний пласт – ведущий мелодический голос, для которого характерны песенные интонации восходящей сексты с последующим плавным нисходящим поступенным заполнением. Пунктирный ритм (в четных тактах) подчеркивает интонацию «вздоха».
  2. средний пласт – гармонический, изложенный в триольном ритме. Ритмическая однородность на протяжении всей пьесы подчеркивает внутреннюю взволнованность.
  3. гармонический бас – объединяет два верхних голоса и создает равномерную пульсацию в смене основных гармоний.

     Середина  простой трехчастной формы основано на секвенционном проведении измененного начального мотива первой части. Тонально – гармонически развитие уводит в сферу параллельной тональности.

       Пьеса заканчивается полной несовершенной каденцией (тоника в мелодическом положении терции). Типичная романтическая каденция связана с программным замыслом пьесы: сказка, у которой нет конца.  

       Близкий и ещё более романтически приподнятый образ в пьесе №7 «Грёзы», самой популярной в цикле и принадлежащей к «жемчужинам» шумановского мелодизма. Хоральный склад фактуры придаёт этой пьесе безмятежный, спокойный, мечтательный образ ребёнка. Свободно и «бесконечно» движется мелодический поток. Эта особенность идет не только от общего «рельефа» ведущего мелодического голоса, в котором буквально во втором такте на едином дыхании от квартового затакта достигается кульминационный звук («фа» второй октавы), но и от сочетания метра и ритма. Квадратность в построении всего периода нарушается  «гемиольными» ритмическими фигурами внутри построения, в результате чего окончание мотивов приходится в слабые метрические доли тактов.

 
 

       Средняя часть углубляет лирикопсихологический характер. Гармоническая ее особенность – проведение заглавного мотива темы в субдоминантовой тональности.

     Реприза – варьированное проведение темы . Кульминация приходит на вершину мотива – «ля» 2 октавы .

       2.Сложная трёхчастная форма:             

 Есть  в  «Детских сценах» пьесы   чисто характеристического плана. А жанр, используемый композитором  является средством индивидуализации черт образа. Такова прежде всего пьеса  «Пугание» - вначале словно рассказ  о чём-то сумрачном и страшном , затем неожиданное  вторжение музыки  «пугание» - таинственной и мелькающей. Такова и пьесы – игры : «Игра в жмурки»(3-х5ч), «Верхом на палочке» (3-хч).

  Рядом с этими пьесами – другие картины жизни.

       3.Трёх-пятичастная форма.

Тёплой  лирикой овеяна пьеса «У камина». Картина воспоминания о теплом  вечере. Воспоминания взрослого   человека о беззаботном , безмятежном, ярком детстве. Особенностью этой пьесы является заключительная каденция. Шуман  заканчивает пьесу  не на тонике, а на доминанте – гармоническая разомкнутость. Возможно, тем самым композитор хотел передать бесконечность воспоминаний, недосказанность мысли. Мелодика , как и во многих других пьесах, очень проста, но является главным выразителем чувств , важнейший элемент музыкальной лирики.

          

    В пьеса «Почти серьёзно» переданы чувства ребёнка о первом , робком , но уже настоящем волнении сердца. Ритм , маскирующий здесь все сильные доли такта в мелодии и придающий ей особенную текучесть и трепетность, одна из ярких стилистических находок Р.Шумана.

            

     С жанром миниатюры не могут быть тесно связаны те образы , которые требуют большого развития (например , драматические). Поэтому  черты другой формы могут присутствовать  в композиции пьесы, в данном случае  черты вариационной формы.

      4.Простая  двухчастная  форма :

     4 и 5 пьесы образуют микроцикл: их объединяет программное содержание по принципу контрастного взаимодополнения. Ласковая, трепетная по характеру 4 пьеса «Просьба ребенка» сменяется оживленной 5 пьесой «Полное удовольствие». Эта взаимосвязь очевидна и на тонально- гармоническом уровне: обе пьесы написаны в ре-мажоре, заключительный аккорд   4 пьесы (доминантсептаккорд) открывает следующую за ним пятую.

     5.Сложный период.

     Влияние сложных форм на простые стало характерно для эпохи романтизма.. Оно сказалось, в частности , на трактовке первоначальной из «малых» форм – периода. В периоде  стали возможны тональные и тематические сопоставления , тематическая разработка, свои внутренние репризы. Ярким примером влияния сложных форм на  простые можно привести фортепианные прелюдии № 1,4,6,9 Ф.Шопена из цикла «24 прелюдии».

     В «Детских сценах» Р.Шумана заключительная  пьеса «Поэт говорит», написанная в форме сложного периода. В тоже время по емкости и значимости своего содержания выходит за рамки периода. В ней вторичной формой прослеживаются признаки простой трехчастной формы с развивающейся серединой.

     Каждое  из трех предложений периода выполняет  свою функцию, которой соответствует  свой тип изложения музыкального материала. В.Н. Холопова выделяет шесть основных функций частей в музыкальной форме и три типа изложения музыкального материала. «Шесть функций таковы: 1 вступительная, 2экспозиция, 3связующая, 4серединная, 5репризная, 6заключительная. Из них самостоятельные типы изложения  имеют функции: 1 экспозиционная, 2серединная, 3заключительная.»*        

 Признаками  экспозиционной функции и, следовательно,  типа изложения является «полное  или относительно полное изложение  темы, господство одной

тональности, заключительный каданс». Этой характеристике соответствует первое предложение рассматриваемой последней пьесы цикла (1- 8 т.т.).

     Второе  предложение, начинающееся как варьированный повтор первого, уводит гармоническое развитие в минорную сферу параллельной тональности. Содержащиеся в этом предложении инструментальные «речитативы», исполняемые ad libitum, указывают на смену типа изложения музыкального материала – серединный. «Признаки серединной функции (и типа изложения): дробное проведение темы или включение новой темы , тонально-гармоническая неустойчивость , серединный каданс или предыкт в конце.»*

       Третье предложение соответствует признакам заключительной функции и типа изложения. «Признаки заключительной функции (и типа изложения): фрагментарное проведение  темы , тонально-гармоническое кадансирование, использование в типичных случаях функции S , усиление мелодической  линеарности , применение регистровых сопоставлений.»

Схематично  форма пьесы «Поэт говорит» выглядит следующим образом:

Информация о работе "Детские сцены" шумана