Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа
«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены».
1 предл. 2 предл. 3 предл.
А В А1
(1строфа) (2 строфа) (3 строфа)
______________________________
*В.Н.
Холопова «Формы музыкальных
произведений», стр. 46.
Отличительной особенностью данной трехчастной формы является тональный план: каждая часть (предложение) начинается в основной тональности. Это взаимосвязано с жанровой основой, в которой синтезируются признаки хорала (вокального жанра) и речевой декламации.
Неслучайно эпилог цикла через жанр хорала взаимосвязан с лирической кульминацией – «Грезы».
Вокально – речевая интонации придают черты варьированной куплетно - строфической формы.
На примере цикла миниатюр «Детские сцены» можно сделать выводы, что Р.Шуман тяготеет к простым формам. Так 11 пьес написаны в простой форме, 2 пьесы написаны в сложной трёхчастной форме, 1 пьеса написана в форме сложного периода. Однако трактовка простой формы у Р.Шумана изложена необычно. С одной стороны, некоторые характерные признаки простых форм композитор соблюдает : количество частей, принцип развития(экспозиционный, разработочный, заключительный). С другой стороны – тонально-гармоническое и структурное развитие характерно только для творчества Шумана.
Романтическая тенденция – многоплановое проявление признаков вторичных форм.(№№5, 10,13) .
Индивидуальное заключено в особенностях соотношения квадратных построений и неквадратных (№13), тяготение к субдоминантовой сфере в серединных разделах, что тоже связано на прямую с лирическим и повествовательным характером пьес
Середины простых форм:
«Грезы» - тональности среднего раздела соль-минор, си-бемоль – мажор – сфера субдоминантовых тональностей (субдоминанта и ее параллель)
«Важное событие» - тональный план среднего раздела – соль мажор как субдоминанта ре-мажора, закрепление которого происходит в конце полной совершенной каденцией. Ля- мажор – субдоминанта ре- мажор – двойная субдоминанта соль – мажор.
Анализ окончаний пьес в сюите Шумана выявляет прежде всего множество несовершенных кадансов, не создающих впечатления полной законченности . Часто на сильную долю последнего такта помещается доминантовая гармония, в то время как тоническая гармония находится на слабой, нередко последней доле такта. Незавершённость окончания такого рода присуща № 3, 6, 11 (2) пьесам.
Заполняя
последние такты пьес
Список литературы .
1.Житомерский Д. Р.Шуберт: очерк жизни и творчества. М. 1964
2.Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана. М. 1991.
3.Труды
кафедры теории музыки , выпуск 1,
М. 1960.