"Детские сцены" шумана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 905.00 Кб (Скачать файл)

     1 предл. 2 предл. 3 предл.

     А      В      А1

     (1строфа) (2 строфа)  (3 строфа)

____________________________________________

*В.Н.  Холопова «Формы музыкальных  произведений», стр. 46.     

      Отличительной особенностью данной трехчастной формы является тональный план: каждая часть (предложение) начинается в основной тональности. Это взаимосвязано с жанровой основой, в которой синтезируются признаки хорала (вокального жанра) и речевой декламации.

     Неслучайно эпилог цикла через жанр хорала взаимосвязан с лирической кульминацией – «Грезы».

     Вокально  – речевая интонации  придают черты варьированной  куплетно - строфической формы.

         
 
 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На примере цикла миниатюр «Детские сцены» можно сделать выводы, что Р.Шуман тяготеет к простым формам. Так 11 пьес написаны в  простой форме, 2 пьесы написаны в сложной трёхчастной форме, 1 пьеса написана в форме сложного периода. Однако трактовка простой формы у Р.Шумана  изложена необычно. С одной стороны, некоторые характерные признаки простых форм композитор соблюдает : количество частей, принцип развития(экспозиционный, разработочный, заключительный). С другой стороны – тонально-гармоническое и структурное развитие характерно только для творчества Шумана.    

      Романтическая тенденция – многоплановое проявление  признаков вторичных форм.(№№5, 10,13) .

     Индивидуальное заключено в особенностях соотношения квадратных построений и неквадратных (№13), тяготение к субдоминантовой сфере в серединных разделах, что тоже связано на прямую с лирическим и повествовательным характером пьес

        Середины простых форм:

         «Грезы» - тональности среднего раздела соль-минор, си-бемоль – мажор – сфера субдоминантовых тональностей (субдоминанта и ее параллель)

       «Важное событие» - тональный план  среднего раздела – соль мажор  как субдоминанта ре-мажора, закрепление которого происходит в конце полной совершенной каденцией. Ля- мажор – субдоминанта ре- мажор – двойная субдоминанта соль – мажор.

       Анализ окончаний пьес в сюите Шумана  выявляет прежде всего множество несовершенных кадансов, не создающих  впечатления полной законченности . Часто на сильную долю последнего такта помещается доминантовая гармония, в то время как тоническая гармония находится на слабой, нередко последней доле такта. Незавершённость окончания такого рода присуща  № 3, 6, 11 (2) пьесам.

 Заполняя  последние такты пьес мелодическом  движением  или фактурными  перемещениями, Шуман устраняет  тем самым впечатление остановки  пред началом следующего пьесы.  В большинстве случаев отсутствует  ритмическое укрупнение длительности, и указание на замедление темпа в конце части, отчего порой создаётся впечатление внезапного прекращения музыки. В этом отношении примечательны № 1, 5, 9 пьесы. 

                                                                                                                
 

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Список литературы .

1.Житомерский Д. Р.Шуберт: очерк жизни и творчества. М. 1964

2.Меркулов  А. Фортепианные сюитные циклы Шумана. М. 1991.

3.Труды  кафедры теории музыки , выпуск 1, М. 1960. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  

  


Информация о работе "Детские сцены" шумана