Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 20:15, статья

Описание работы

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Файлы: 1 файл

Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах

Егорова Лариса Валерьевна, педагог дополнительного образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

 

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку  знаний, но и на изучение познавательной  деятельности в целом (в нашем  случае, специфики музыкально-мыслительной  деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой  результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика  чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением изамедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства  ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов -высокий уровень;

  1. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

  1. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

  1. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика  звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические  загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия

  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий

  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;

  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;

  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика  чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;

  • женского голоса;

  • мужского голоса;

  • хора;

  • струнных смычковых инструментов;

  • деревянных духовых инструментов;

  • медных духовых инструментов;

  • фортепиано;

  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;

  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика  динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;

  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;

  • средний уровень - 2-3 балла;

  • высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика  чувства музыкальной формы

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается  последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до  конца;

3-я мелодия - не доигрывается  последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине  второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до  конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;

  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;

  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика  эмоциональной отзывчивости на  музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Информация о работе Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах