Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 20:15, статья
Описание работы
Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома"
П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные
музыкальные пьесы и попробовать определить,
какое настроение у него вызывает каждая
из них, какие образы представляются во
время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие
ребёнку для выражения его переживания
музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается
нарисовать образы, картинки, которые
ему представляются во время прослушивания
музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается
двигаться под музыку так, как ему это
представляется во время звучания музыкального
фрагмента.
Критерии оценки:
низкий уровень эмоционально-образного
осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции
своих состояний или его неспособностью
в ситуации музыкального воздействия
даже на простейшее самовыражение своих
впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся
и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации
музыкального стимулирования его эмоционального
опыта;
средний (нормативный) уровень развития
эмоциональной отзывчивости характеризуется
способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта
переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
высокий уровень эмоциональной отзывчивости
характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного
содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать
большое количество новых, но адекватных
музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий
идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика
когнитивного, операционального и мотивационного
компонентов музыкально-эстетических
вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента
музыкально-эстетических ориентаций ребёнка
можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы
анкеты.
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что
именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше - в детском
саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие
- слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном
зале или дома по телевидению и радио?
Что ты больше любишь - петь, рисовать
или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку
на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные
передачи? Если, да, то, какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную
радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты)
тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической
направленности ответов ребёнка:
низкий уровень развития когнитивного
компонента музыкальных предпочтений,
вкусов характеризуется отсутствием или
слабо выраженным интересом к музыкальным
видам деятельности;
средний уровень - выражается в наличии
интереса к музыке, но с явным предпочтением
развлекательной направленности музыкальных
жанров (конкретных произведений), вне
ориентации на высокохудожественные,
классические эталоны музыки;
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый
интерес к музыкальным видам деятельности
и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный
магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных
предпочтений, реального выбора музыкальных
ориентаций, характеризующих музыкальные
вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений
различных жанров и направлений:
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном
магазине понравившуюся музыку. Выбирать
можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
низкий уровень музыкально-эстетических
вкусов характеризуется выбором лишь
развлекательных образцов музыкального
искусства;
средний уровень - выбор двух образцов
различных направлений музыкального творчества;
высокий уровень - проявление интереса
к трём (и более) различным музыкальным
направлениям (жанрам) с предпочтением
классических произведений.
9. Изучение
мотивационного компонента музыкальных
вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную
ситуацию слушания музыки на музыкальных
занятиях с детьми. В качестве стимулирующего
материала предлагается набор разнохарактерных
фрагментов музыкальных произведений.
Диагностической такая ситуация становится
в случае, если педагог намеренно прерывает
музыку на кульминационном моменте её
звучания. Ситуация незавершённости музыкальной
формы (образа) вызывает у детей с высокой
мотивационной направленностью на музыкальную
деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу
завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации
педагог обращается к детям с вопросом:
будем ли дослушивать музыку до конца
или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень
мотивационной направленности, следующие:
проявленная потребность в завершении
музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных
способностей;
индифферентное или отрицательное отношение
(т.е. отказ от завершения прослушивания)
интерпретируется какнесформированная мотивация музыкальной деятельности
Итоговые показатели уровней развития
структурных компонентов музыкальных
способностей желательно заносить в специальную
индивидуальную карту "Диагностический
конструктор" (Приложение
1), с помощью которой педагог
может не только наглядно представить
себе как слабые стороны музыкальности
и личностной ориентации ребёнка (что
и должно явиться в дальнейшем основой
для конкретизации педагогических задач
в музыкально-эстетическом развитии ребёнка),
так и "сильные" структурные характеристики
его музыкальности, способные служить
опорой в построении эффективной педагогической
работы в развитии личности ребёнка.