Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
3 Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников 13
4 Заключение 21
5 Список литературы 23

Файлы: 1 файл

glava_1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, учителю необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, коллекционировать грампластинки, магнитофонные записи и DVD - диски, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.

Речевые упражнения:

    • поиск рифмы;
    • сочинение стихов;
    • поиск выразительных речевых интонаций и т. д.

Движение:

    • координация движений в связи с ритмом,
  • координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т. д.

Театральная, творческая игра:

    • ролевая игра по заданной песне,
    • импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д.

 

 

Импровизация:

  • подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение,
  • составить программу концерта из произведений классиков и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. И исследовательские компетенции как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.

Предмет «Музыка» тесно связан с реализацией принципов исследовательской деятельности и может выступать в качестве базы по формирования исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.

Как показывает анализ различных УМК, авторы учебников по музыке считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательских  компетенций.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательских компетенций. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

- степень самостоятельности в  выполнении различных этапов  работы над учебным исследованием;

- степень включённости в групповую  работу и чёткость выполнения  отведённой роли;

- степень осмысления использованной  информации;

- оригинальность идеи;

- осмысление проблемы и способ  ее решения;

- формулирование цели исследования;

- владение рефлексией;

- творческий подход в процессе  работы.

 

В качестве основных форм и методов формирования исследовательских компетенций школьников рассматриваются проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, использование познавательных и практико-ориентированных заданий.

Исследовательские компетенции можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.

В основе исследовательской деятельности лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить [13].

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательских компетенций:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Под исследовательскими компетенциями будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы, использование практико-ориентированных заданий и метод проектов.

Цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских компетенций у младших школьников с учетом психологических особенностей младшего школьника: развитием мышления, памяти, восприятия, воображения, развитием аналитико-синтетических умений, достаточным уровнем развития речи, высоким познавательным потенциалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии  эффективности обучения учащихся  исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности  учащихся: Методический сборник. М., 2009. – С. 64-68.

2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о  гуманной педагогике. – М.: Издательский  дом Ш. Амонашвили,2008. – С.495.

4. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2009. – С. 40 – 50.

5. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. – Самара: "Федоров", 2010. – 224с.

6. Вестник образования Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство "Просвещение"

7. Виноградова Л.П. Приобщение младших  школьников к учебно-исследовательской  деятельности в процессе развивающего  обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2007. -21 с.

8. Выгодский Л.С. Воображение и  творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.

9. Гальперин П.Я. Методы обучения  и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 2008.- 82с.

10. Гузеев, В.В.Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. – М.:Сентябрь, 2007. – 112 с.

11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: "Пеленг", 2008.-114с.

12. Зимняя И.А. Научно-исследовательская  работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2007. 28 с.

13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских  умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.

14. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – С. 112-116.

15. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская  деятельность школьников как  модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 2009.– С. 152-158.

16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во  МПСИ, 2006. – 174с.

17. Матяш, Н.В. Проектная деятельность  младших школьников: кн. для учителя  нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 112 с.

18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2008. – 291с.

19. http://www.docme.ru/doc/111171/fgos--noo-ot-6-oktyabrya-2009-g.

20. http://schoolguide.ru/index.php/fgos.html

 

 

 


 



Информация о работе Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки