Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа
Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.
1 Введение 3
2 Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
3 Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников 13
4 Заключение 21
5 Список литературы 23
Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.
От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, учителю необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, коллекционировать грампластинки, магнитофонные записи и DVD - диски, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.
Речевые упражнения:
Движение:
Театральная, творческая игра:
Импровизация:
Заключение.
Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. И исследовательские компетенции как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Предмет «Музыка» тесно связан с реализацией принципов исследовательской деятельности и может выступать в качестве базы по формирования исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
Как показывает анализ различных УМК, авторы учебников по музыке считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательских компетенций.
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательских компетенций. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
- степень самостоятельности в
выполнении различных этапов
работы над учебным
- степень включённости в
- степень осмысления
- оригинальность идеи;
- осмысление проблемы и способ ее решения;
- формулирование цели
- владение рефлексией;
- творческий подход в процессе работы.
В качестве основных форм и методов формирования исследовательских компетенций школьников рассматриваются проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, использование познавательных и практико-ориентированных заданий.
Исследовательские компетенции можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить [13].
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательских компетенций:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Под исследовательскими компетенциями будем понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы, использование практико-ориентированных заданий и метод проектов.
Цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских компетенций у младших школьников с учетом психологических особенностей младшего школьника: развитием мышления, памяти, восприятия, воображения, развитием аналитико-синтетических умений, достаточным уровнем развития речи, высоким познавательным потенциалом.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии
эффективности обучения
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,2008. – С.495.
4. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2009. – С. 40 – 50.
5. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. – Самара: "Федоров", 2010. – 224с.
6. Вестник образования
7. Виноградова Л.П. Приобщение младших
школьников к учебно-
8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 2008.- 82с.
10. Гузеев, В.В.Образовательная
11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: "Пеленг", 2008.-114с.
12. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2007. 28 с.
13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
14. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – С. 112-116.
15. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская
деятельность школьников как
модель педагогической
16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 174с.
17. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 112 с.
18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2008. – 291с.
19. http://www.docme.ru/doc/
20. http://schoolguide.ru/index.
Информация о работе Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки