Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа
Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.
1 Введение 3
2 Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
3 Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников 13
4 Заключение 21
5 Список литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н.Ульянова»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра начальное образование
Курсовая работа
на тему
«Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки»
Исполнитель: студентка 3 курса,
НОТ-11-4, ф-та ПиП
Мордвинова Елизавета Сергеевна
Научный руководитель:
доцент кафедры МНО
канд. пед. наук
Арябкина Ирина Валентиновна
Ульяновск 2014
Содержание
1 |
Введение |
3 |
2 |
Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
5 |
3 |
Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников |
13 |
4 |
Заключение |
21 |
5 |
Список литературы |
23 |
Введение.
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В курсовой работе рассмотрено формирование исследовательских компетенций у младших школьников на уроках музыки, так как данная проблема недостаточно изучена и требует разносторонних знаний не только в сфере своего предмета, что требует ФГОС по музыке.
Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Объект исследования: младшие школьники.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в
2) выявить психолого-
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность исследования, определена проблема, цель, задачи, выявлены методы исследования, описана методологическая база.
В первой главе прописываются условия формирования исследовательских умений и навыков в рамках ФГОС ННО – 2, дается анализ вариативных программ и на основе всего вышеизложенного описывается система занятий, включающая практико-ориентированные задания, направленные на формирование исследовательских компетенций младших школьников. В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 45 источников и приложения.
Во второй главе дается обзор теоретических основ формирования исследовательских компетенций младших школьников: раскрываются психологические особенности младших школьников и сущность исследовательской деятельности на начальном этапе обучения.
В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 20 источников.
1. Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершенствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности становятся фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивают введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержания обучения учащемуся в процессе освоения способов действий и форм общения с музыкой.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых организаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы - отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. Уроки музыки обеспечивают возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений, игру на музыкальных инструментах, импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; родной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения у школьников формируется личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Задачи личностного развития предполагают духовное развитие личности ребенка, формирование личностного смысла постижения искусства, расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой, позитивную самооценку своих творческих и музыкальных способностей, самостоятельно планировать свои действия в творческой деятельности, проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации.
Задачи познавательного развития, применительно к содержанию музыкального искусства:
К задачам коммуникативного и социального развития школьников на уроках музыки относятся: участие в диалоге, осуществление учебного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в хоровом пении, ансамблевом музицировании, игре на музыкальных инструментах, театрализации, драматизации, танцевально-пластическом движении. Уметь оценивать общий результат деятельности – качество художественного исполнения.
К концу обучения в начальной школе учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения музыки являются:
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
К предметным результатам относятся:
Информация о работе Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки