Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
3 Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников 13
4 Заключение 21
5 Список литературы 23

Файлы: 1 файл

glava_1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н.Ульянова»

 

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра начальное образование

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 на тему

«Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 3 курса,

НОТ-11-4, ф-та ПиП

Мордвинова Елизавета Сергеевна

 

Научный руководитель:

доцент кафедры МНО

канд. пед. наук

Арябкина Ирина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2014

Содержание

 

1

Введение

3

2

Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО

5

3

Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников

13

4

Заключение

21

5

Список литературы

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

В курсовой работе рассмотрено формирование исследовательских компетенций у младших школьников на уроках музыки, так как данная проблема недостаточно изучена и требует разносторонних знаний не только в сфере своего предмета, что требует ФГОС по музыке.

Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.

Объект исследования: младшие школьники.

Задачи исследования:

1) изучить курс музыки в начальной  школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

2) выявить психолого-педагогические  особенности формирования исследовательских  компетенций.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определена проблема, цель, задачи, выявлены методы исследования, описана методологическая база.

В первой главе прописываются условия формирования исследовательских умений и навыков в рамках ФГОС ННО – 2, дается анализ вариативных программ и на основе всего вышеизложенного описывается система занятий, включающая практико-ориентированные задания, направленные на формирование исследовательских компетенций младших школьников. В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 45 источников и приложения.

Во второй главе дается обзор теоретических основ формирования исследовательских компетенций младших школьников: раскрываются психологические особенности младших школьников и сущность исследовательской деятельности на начальном этапе обучения.

В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 20 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

 

Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершенствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих  освоение искусства как духовного наследия  человечества. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности становятся фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивают введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной  взаимосвязи музыки в жизни.

 

Изучение  музыки в начальной школе  направлено на достижение  следующих целей:

    • Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
    • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордость за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважение к истории, традициям, музыкальной культуры разных народов;
    • Развитие восприятия музыки, интереса к музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
    • Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

 

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержания обучения учащемуся в процессе освоения способов действий и форм общения с музыкой.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых организаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Специфика  музыкального образования  в начальной школе  состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы - отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. Уроки музыки обеспечивают возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений, игру на музыкальных инструментах, импровизацию  в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; родной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

В ходе обучения у школьников формируется личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

Задачи личностного развития предполагают духовное развитие личности ребенка, формирование личностного смысла постижения искусства, расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой, позитивную самооценку своих творческих  и музыкальных способностей, самостоятельно планировать свои действия в творческой деятельности, проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации.

Задачи познавательного развития, применительно к содержанию музыкального искусства:

  • целостно воспринимать художественную картину мира;
  • эмоционально воспринимать и наблюдать музыкальные явления в их связях с жизнью;
  • определять художественную идею произведения, элементарно обосновывать высказанное суждение;
  • размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений (выразительные средства музыки);
  • анализировать результаты сравнения;
  • объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;
  • работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи;
  • уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической);
  • разыгрывать воображаемые ситуации;
  • уметь оценивать общий результат деятельности – качество художественного исполнения.

К задачам коммуникативного и социального развития школьников на уроках музыки относятся: участие в диалоге, осуществление учебного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в хоровом пении, ансамблевом музицировании, игре на музыкальных инструментах, театрализации, драматизации, танцевально-пластическом движении. Уметь оценивать общий результат деятельности – качество художественного исполнения.

К концу обучения в начальной школе учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения музыки являются:

    • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
    • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
    • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

    • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
    • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, района, города, и д. р.;
    • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
    • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
    • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей; выбор способов решения проблем поискового характера;
    • применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
    • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия;
    • участие в совместной деятельности на основе  сотрудничества, поиска  компромиссов,  распределение функций и ролей:
    • уметь воспринимать окружающий мир во всем его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.

К предметным результатам относятся:

    • развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой деятельности;
    • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
    • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
    • представление о художественной  картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства;
    • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах  музыкальной и учебно-творческой деятельности;
    • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;
    • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
    • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
    • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
    • участие в создании театрализованных и музыкальных  пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,  участие в театральных спектаклях, конкурсах, фестивалях и др.

Информация о работе Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки