Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование музыкального вкуса младших школьников - одна из важнейших задач музыкального воспитания
1.1.Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста
1.2.Особенности развития музыкального вкуса в младшем школьном возрасте
Глава 2. Методические аспекты выявление уровня развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
2.1.Анализ методического опыта по формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
2.2. Диагностика музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

музыкальный вкус Вероника.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование музыкального вкуса младших школьников - одна из важнейших задач музыкального воспитания

1.1.Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания  детей младшего школьного возраста

1.2.Особенности развития музыкального вкуса в  младшем школьном возрасте

Глава 2. Методические аспекты  выявление уровня развития  музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

2.1.Анализ методического опыта по формированию  музыкального вкуса у  детей младшего школьного возраста

2.2. Диагностика музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Музыка – откровение более  высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь  из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

Людвиг Ван Бетховен.

Возникновение в нашем  сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание  таким ключом - это важная предпосылка  формирования не только действительно  прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать  подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать  культурными слушателями, активно  и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания  и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

На самом современном этапе главная задача музыкального воспитания вкуса у младших школьников – повернуться лицом к музыке, начиная с самого раннего развития, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие школы в своей работе опираются на музыкальное искусство и развитие музыкального вкуса у детей. Это и послужило выбору темы. Тема, выбранная нами, является актуальной т.к.  на музыкальных занятиях  не всегда уделяется достаточное внимание  развитию  и совершенствованию  музыкального вкуса  младших школьников.

Анализ научной литературы и практики формирования музыкального вкуса у младших школьников позволил выявить ряд противоречий между:

Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей, формированием музыкального вкуса и реализацией на практике.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий, способствующих формированию музыкального вкуса младших школьников.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию формированию музыкального вкуса  младших школьников.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс, способствующий  формированию музыкального вкуса младших школьников.

Предмет исследования: технология развития и формирования музыкального вкуса  у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по изучаемой проблеме.

2. Рассмотреть содержание понятия «музыкальный вкус» и выявить пути их развития.

3. Выделить критерии и показатели определения   музыкального вкуса.

Методологической  и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме формирования музыкального вкуса, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Орф К., Картавцева М.Т.).

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации  понятия «музыкальные способности» и выявление его компонентов, критериев, показателей, уровней.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1.Музыка как  вид искусства и задачи музыкального  воспитания  детей младшего школьного  возраста

В древней Греции Древние  греки первые в истории создали  теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого искусства: в статуях богов и героев запечатлели художники “канон” идеального человеческого тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную силу воли. На протяжении всей многовековой истории Эллады представители различных социальных слоев и групп, сторонники различных политических систем  и партий – каждый выдвигал свой идеал человека. Но узкоклассовый характер концепции воспитания оставался неизменным: практика воспитания и образования и теоретические трактаты по этим проблемам касаются только привилегированного класса рабовладельческого общества – класса свободнорожденных.

Из системы воспитания совершенно исключаются угнетенные классы населения – рабы. Поэтому при рассмотрении практики и теории воспитания в античном обществе необходимо постоянно иметь в виду, что речь идет только о свободнорожденных гражданах рабовладельческого государства, о правящем классе рабовладельцев.

“Отец комедии” Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они “воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке”, и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово “мусике” (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Система школьного образования  в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом. “Душу мы, прежде всего, совершенствуем,- говорит греческий писатель Лукиан. - обучая юношей музыке, счету и грамоте. затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли.. Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши понемногу вырастают душою, и чувствуют стремление подражать им, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера”.

После чтения поэтов следовало  обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности. “Когда научились играть на кифаре, учат их опять стихотворениям других хороших поэтов-песнотворцев, прилаживая слова к музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, чтобы, становясь более кроткими и чинными и уравновешенными, были они готовы и для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе”.

В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать  в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того,  который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле, и того, который может быть использован в мирное время. Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и умеренно. С не меньшей скрупулезностью отбирает Платон и музыкальные инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне свирели. Греки понимали музыку всегда в соединении со словом, поэтому Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Платон различает двух муз: одна из них чрезвычайно улучшает людей, на ней воспитавшихся, а другая ухудшает, в связи с чем он подвергает “чистке” Гомера, предлагает установить надзор за сочинителями сказов, цензуру в отношении постановок трагедий.

Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и с энтузиастом (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”. [1]

Из формулировки музыкального искусства прослеживаются общие черты музыки с другими видами искусства, в частности с искусством слова. Например, состояние внутреннего мира человека выражаются в его речевой интонации аналогично музыкальной посредством изменения высоты, динамик и других характеристик. В этой связи Б. В. Астафьев полагал речевую и музыкальную интонации двумя «ветвями одного звукового потока».

Задачи музыкального воспитания  детей младшего школьного возраста:

1. Главная задача - развитие  интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять  ее.

2. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представление  о связи музыки с жизнью, о  том, что музыка своими, только  ей присущими средствами передает  мысли и чувства человека, то что его радует и печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные; под музыку люди маршируют, танцуют, поют различные песни, различные по содержанию и характеру.

3. Ученики должны приобрести  некоторые сведения о том, как  же, какими средствами передает  композитор содержание, характер  произведения. К концу первого  года обучения, по усмотрению учителя можно начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске - на нотном стане.

4. На основе получаемых  детьми музыкальных впечатлений  в процессе накопления музыкального  опыта необходимо систематически  развивать их музыкальные способности:  эмоциональную отзывчивость на  музыку, музыкальный слух, чувство  ритма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.

Уроки в начальных классах  во всей системе музыкально воспитания имеет особое значение. Здесь происходит знакомство учителя с классом  и преподаваемым предметом; здесь  закладываются основы желаемого  отношения детей к урокам музыки, а следовательно, к самой музыке - фундамент для последующей музыкальной работы.

Так же учителю музыки следует  учесть некоторые особенности первоклассников:

· Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения учителя.

· Отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память.

· Небольшой объем произвольного  внимания; преобладание непроизвольного  внимания, что вызывает необходимость  его постоянной активизации путем  переключения на разные «объекты».

· Яркое образное воображение, его конкретность.

· Склонность к игре; через  игровые формы легко усваивается  даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Музыкальное исполнительство  осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство  не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям  для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания. Детское исполнительство  требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Пение. Пение является самым  массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется  весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме  того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и  навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.  Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.  Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. [2]

Информация о работе Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста