Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, реферат
Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого. Начиная со второй половины 20 века музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки.
Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных
европейских музыкальных культур, которая
черпает истоки из фольклора кельтских
и германских племен, живших в давние времена
на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные
музыкальные традиции многочисленных
регионов страны. Французская музыкальная
культура развивалась, взаимодействуя
также с музыкальными культурами других
европейских народов, в частности итальянского и немец
Истоки
Французская музыкальная культура начала формироваться на богатом слое народной песни. Хотя древнейшие достоверные записи песен, сохранившиеся до наших дней, датируются 15 веком, литературные и художественные материалы свидетельствуют о том, что ещё со времен Римской империи музыка и пение занимали видное место в повседневной жизни людей.
С христианством на французские земли пришла церковная музыка. Первоначально латинская, она постепенно изменялась под влиянием народной музыки. Церковь использовала в богослужениях материал, понятный местным жителям. Между 5 и 9 веками в Галлии сложился своеобразный тип литургии — галликанский обряд с галликанским пением. Среди авторов церковных гимнов славился Иларий из Пуатье. О галликанском обряде известно из исторических источников, свидетельствующих, что он значительно отличался от римского. Он не сохранился, поскольку французские короли отменили его, стремясь получить от Рима титул императоров, а римская церковь пыталась добиться унификации церковной службы.
С 9-12 вв. сохранились «песни о деяниях» (chansons de geste).
Народная музыка
В работах французских
Средневековье
Церковная музыка
В период Средневековья лучше всего было документировано развитие
церковной музыки. На замену ранним галликанским
формам христианской литургии пришлагригорианская
литургия. Распространение григорианского
пения в период царствования династии Каролингов (751—987) связано прежде всего с деятельностью бенедиктинскихмо
В 9 в. григорианский хорал
С 10 в. в Лиможе, Туре и других городах в недрах самого богослужения появилась литургическая драма, родившаяся из диалогированных тропов с поочередными «вопросами» и «ответами» двух антифонных групп хора. Постепенно литургическая драма все больше отходила от культа (наряду с образами из Евангелия включались реалистичные персонажи).
Для народной песни с древнейших
времен было характерно многоголосие,
тогда как григорианский хорал
сформировался как
Светская музыка
Наряду с культовой развивалась
светская музыка, звучавшая в народном
быту, при дворах франкских королей, в
замках феодалов. Носителями народных
музыкальных традиций средневековья были
главным образом бродячие музыканты —
жонглёры, которые пользовались большой
популярностью в народе. Они пели нравоучительные,
шуточные, сатирические песни, танцевали
под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина, барабана, фле
Французский трубадур Бернарт де Вентадорн. Рисунок из рукописи XIII в.
В эпоху позднего средневековья
в связи с общим подъемом французской
культуры начинает интенсивно развиваться
и музыкальное искусство. В феодальных
замках на основе народной музыки расцветает
светское музыкально-поэтическое
В связи с ростом таких городов,
как Аррас, Лимож, Монпелье, Ту
Нотр-дамская школа
Основная статья: Нотр-Дам школа
Укрепление экономического и культурного значения городов, создание университетов (в том числе в начале 13 века Парижского университета), где музыка была одним из обязательных предметов (входила в квадривиум), способствовали повышению роли музыки как искусства. В 12 веке одним из центров музыкальной культуры стал Париж, и прежде всего его Поющая школа собора Нотр-Дам, объединившая крупнейших мастеров — певцов-композиторов, ученых. С этой школой связан расцвет в 12-13 вв. культового многоголосия, появление новых музыкальных жанров, открытия в области музыкальной теории.
В произведениях композиторов Нотр-дамской школы григорианский хорал претерпел изменения: ранее ритмически свободный, гибкий хорал приобрел большую размеренность и плавность (отсюда название такого хорала cantus planus). Осложнения многоголосной ткани и ее ритмической структуры потребовало точного обозначения длительностей и совершенствование нотации — в результате представители парижской школы на смену учению о модусах постепенно пришли к мензуральной нотации. Значительный вклад в этом направлении сделал музыковед Иоанн де Гарландия.
Многоголосие вызвало к жизни
новые жанры церковной и
Фрагмент трактата Ars Nova Филиппа де Витри с «витрийской» нотной записью
На основе кондукта в конце 12 в. во Франции сформировался важнейший жанр многоголосной музыки — мотет. Ранние его образцы относятся также мастерам Парижской школы (Перотин, Франко Кёльнский, Пьер де ла Круа). Мотет допускал свободу объединения литургических и светских напевов и текстов, — такое сочетание привело к рождению в 13 в. шутливого мотета. Значительное обновление получил жанр мотета в 14 веке в условиях направления ars nova, идеологом которого выступил Филипп де Витри.
В искусстве ars nova большое значение
придавалось взаимодействию «бытовой»
и «научной» музыки (то есть песни и мотета).
Филипп де Витри создал новый тип мотета —
изоритмичный мотет. Нововведения Филиппа
де Витри затронули также учение о консонансе и диссонансе (
Идеи ars nova и, в частности, изоритмичний мотет продолжили свое развитие в творчестве Гийома де Машо, который объединил художественные достижения рыцарского музыкально-поэтического искусства с его единогласными песнями и многоголосной городской музыкальной культуры. Ему принадлежат песни с народным складом (lays), вирелэ, рондо, он же впервые разработал жанр многоголосной баллады. В мотете Машо более последовательно, чем предшественники, применял музыкальные инструменты (вероятно, инструментальными были прежде нижние голоса). Машо также считается автором первой французской мессы полифонического склада (1364).
Эпоха Возрождения
См. также: Французский Ренессанс
Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа
В 15 в. во времена Столетней войны ведущее положение в музыкальной культуре
Франции 15 в. заняли представители франко-
В конце 15 в. во Франции утверждается культура Возрождения. На развитии французской культуры сказались такие факторы, как возникновение буржуазии (15 в.), борьба за объединение Франции (завершилась к концу 15 в.) и создание централизованного государства. Существенное значение имели также непрерывное развитие народного творчества и деятельность композиторов франко-фламандской школы.
Возрастает роль музыки в светской жизни. Французские короли создавали при своих дворах большие капеллы, устраивали музыкальные празднества, королевский двор становится центром профессионального искусства. Укрепилась роль придворной капеллы. В 1581 Генрих IIIутвердил должность «главного интенданта музыки» при дворе, первым этот пост занимал итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо. Важными центрами музыкального искусства вместе с королевским двором и церковью были также аристократические салоны.
Расцвет Возрождения, связанный с формированием французской национальной культуры, приходится на середину 16 века. В это время выдающимся жанром профессионального искусства становится светская многоголосная песня — шансон. Ее полифонический стиль получает новую трактовку, созвучную идеям Французских гуманистов — Рабле, Клеман Маро, Пьер де Ронсар. Ведущим автором шансонов этой эпохи считается Клеман Жанекен, который написал более 200 многоголосных песен. Шансоны получили известность не только во Франции, но и за ее пределами, во многом благодаря нотопечатанию и укреплению связей между европейскими странами.
В эпоху Возрождения возросла роль
инструментальной музыки. В музыкальном
быту были широко распространены виола,
лютня, гитара, скрипка (как народный
инструмент). Инструментальные жанры
проникали как в бытовую
В 1570 году Жан-Антуаном де Баифом была основана Академия поэзии и музыки. Участники этой академии стремились возродить античную поэтико-музыкальное метрику, защищали принцип неразрывной связи музыки и поэзии.
Значительный пласт в