Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа
Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:
найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа №25»
"Горловое пение разных народов"
Выполнила:
Гнеденкова Мария
8"Б" класс
Руководитель:
учитель музыки
Ёлкина Лариса Петровна
Абакан - 2012
Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Актуальность темы:
Музыкальный вкус и понимание музыки формируется с детства. У каждого из нас есть свои любимые музыкальные жанры, свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать, свои любимые исполнители, вместе с которыми хочется петь и танцевать. В нашем классе все ребята выбирали разные темы, которые им интересны!
Так как я живу в солнечной республике - Хакасия, я захотела рассказать о музыке хакасского народа! А в музыке хакасского народа, одной из его разновидностей является - горловое пение. Я решила, рассказать всем своим сверстникам об этом уникальном стиле вокального искусства. Тему я выбирала долго, так как жанр музыки я слушаю совершенно другой.
По своей теме мне было работать нелегко, но очень интересно!
Музыка - это язык, который понимают все без исключения люди, и даже маленький ребенок!
Музыка... Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте. Звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Нет человека, который не любит музыку. Каждый любит свой жанр, и какой бы он не был - это всё МУЗЫКА!
Искусство горлового пения – это тоже Музыка!
Первые письменные источники описания
искусства горлового пения
Владимир Иванович Даль: "Это, в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усиленно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом".
Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев: «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулууре» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, декой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».
Продолжительный период времени считалось,
что «белый» человек не в состоянии
овладеть искусством горлового пения.
На сегодняшний день традиции горлового
пения сохранились у многих народов, проживающих
на территории России (Тыва, Алтай, Якутия,
Хакасия, Горная Шория), известны своими
мастерами Монголия и коренные народы
Севера. В сибирские города приезжают
с выступлениями тувинские мастера Николай
Ооржак и группа «Тыва», алтаец Болот Байрышев,
ансамбль «Ульгер» из Хакасии и др. Получается,
что эта древняя культура совсем рядом
с нами, и, в последнее десятилетие очень
многое изменилось в отношении прежних
ограничений. Сегодня искусство горлового
пения пользуется очень большой популярностью
и активно развивается в немецкоязычных
странах Европейского Союза (Германия,
Швейцария, Австрия) и США. Научиться горловому пению могут
и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы), и монгольских (монголы, калмыки) народов. У алтайцев распространён стиль кай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу.
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Стоит отдельно выделить тибетское горловое пение (стили "гюке", "дзоке", "гьер"). Суть этого пения в том, что монахи "настроены" каждый на свою ноту и при хоровом исполнении получается удивительный эффект.
Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.
Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.
Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
Мне удалось найти у разных народов
следующие стили горлового
Европейский Хоомей
Это совершенно новое направление
горлового пения, возникло из- за
чрезвычайной популярности горлового
пения в Европе, и Америке. Это совершено
уникальное звучание с использованием
двухголосия. Один голос поет "аккомпанемент"
в низком регистре, обертоном исполняется
сама мелодия. Звукоизвлечение такое
же, как в стиле «сыгыт», просто нижний регистр используется
уже по-другому.
Тыва
В основе лежит принцип звукоизвлечения
хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий"
стиль. На фоне мелоди в среднем регистре
звучит обертон основного голоса - мелодия
в верхнем регистре, которая либо вторит
низкому тону, либо ведет свою музыкальную
тему. Исполняется либо с текстом либо
без него.
Родственный стилю Хоомей, так же в
основе лежит принцип звукоизвлечения
хоректээр. Характерна прерывистая мелодия,
можно сказать что это не отдельный "стиль",
а характер пения.
Основа - тот же принцип хоректээр. На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист ( обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ
Алтай
Принцип звукоизвлечения такой же
как каргыраа, одновременно более напевное
пение нежели каргыраа. Используется большее
количество текста, нежели в песнях тувинцев.
Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины",
легенды.
Хакасия
Сибирь
Особняком стоит сибирское пение дзарин, которое, будучи сильно обертонированным, тем не менее по способу звукоизвлечения стоит ближе к обычному голосу, чем к хоомей или каргыраа.
Монголия
Башкирия
Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише, чем-то похоже на колыбельный хоомей (есть и такая разновидность).
Тибет
Северная Африка
Папуа Новая Гвинея
Аляска
Женское горловое пение индейцев Аляски.
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей.
Основными считаются 5 стилей:
- каргыраа
- хоомей
- сыгыт
- эзенгилээр
- борбаннадыр
кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).