Горловое пение разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа

Описание работы

Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:

найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.

Файлы: 1 файл

Горловое пение!!!.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа №25»

 

 

 

 

 

 

 

"Горловое  пение разных народов"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Гнеденкова Мария 

8"Б" класс

 

Руководитель:

учитель музыки

Ёлкина Лариса Петровна

 

 

 

 

 

Абакан - 2012

Оглавление.

Цель работы:

Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.

Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:

Задачи:

 

  • найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
  • выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
  • найти различия в  горловом пении разных народов.
  • найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
  • сделать выводы.

 

 

 

Актуальность темы:

 

 

Музыкальный вкус и понимание музыки формируется с детства. У каждого из нас есть свои любимые музыкальные жанры, свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать, свои любимые исполнители, вместе с которыми хочется петь и танцевать. В нашем классе все  ребята выбирали разные темы, которые им интересны!

 

Так как я живу в  солнечной республике - Хакасия, я захотела рассказать о музыке хакасского народа! А в музыке хакасского народа, одной из его разновидностей является - горловое пение. Я решила, рассказать всем своим сверстникам об этом уникальном стиле вокального искусства. Тему я выбирала долго, так как жанр музыки я слушаю совершенно другой.

По своей теме мне было работать нелегко, но очень интересно!

 

Введение.

Музыка - это язык, который понимают все без исключения люди, и даже маленький ребенок!

 

Музыка... Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век  аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте. Звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Нет человека, который не любит музыку. Каждый любит свой жанр, и какой бы он не был - это всё МУЗЫКА!

Искусство горлового пения – это тоже Музыка!

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются  в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство  вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере - удивление. Вот что писали о горловом пении известные люди:

Владимир Иванович Даль: "Это, в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усиленно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом".

Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев: «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулууре» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, декой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

Продолжительный период времени считалось, что «белый» человек не в состоянии овладеть искусством горлового пения.  
 
      На сегодняшний день традиции горлового пения сохранились у многих народов, проживающих на территории России (Тыва, Алтай, Якутия, Хакасия, Горная Шория), известны своими мастерами Монголия и коренные народы Севера. В сибирские города приезжают с выступлениями тувинские мастера Николай Ооржак и группа «Тыва», алтаец Болот Байрышев, ансамбль «Ульгер» из Хакасии и др. Получается, что эта древняя культура совсем рядом с нами, и, в последнее десятилетие очень многое изменилось в отношении прежних ограничений. Сегодня искусство горлового пения пользуется очень большой популярностью и активно развивается в немецкоязычных странах Европейского Союза (Германия, Швейцария, Австрия) и США. Научиться горловому пению могут и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети.

 
     

Глава I. Общие сведения о горловом пении.

 Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).

Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.

Горловое пение характерно для  культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы), и монгольских (монголы, калмыки) народов. У алтайцев распространён стиль кай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу.

У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.

Стоит отдельно выделить тибетское горловое пение (стили "гюке", "дзоке", "гьер").  Суть этого пения в том, что монахи "настроены" каждый на свою ноту и при хоровом исполнении получается удивительный эффект.

Известно также горловое пение  южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.

Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.

Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.

 

Глава II.Стили горлового пения.

Мне удалось найти у разных народов  следующие стили горлового пения, о каждом из которых я расскажу более подробно дальше.

 

Европейский Хоомей

 

Это совершенно новое направление  горлового пения, возникло из- за чрезвычайной популярности горлового пения в Европе,  и Америке. Это совершено уникальное звучание с использованием двухголосия. Один голос поет "аккомпанемент" в низком регистре, обертоном исполняется сама мелодия. Звукоизвлечение такое же, как в стиле «сыгыт»,  просто нижний регистр используется уже по-другому.  

 

 

 

 

 

Тыва

    • Хоомей (Тыва)

В основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий" стиль. На фоне мелоди в среднем регистре звучит обертон основного голоса - мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом либо без него. 

    • Борбаннадыр (Тыва)

 
Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцип звукоизвлечения хоректээр. Характерна прерывистая мелодия, можно сказать что это не отдельный "стиль", а характер пения.

    • Сыгыт (Тыва)

Основа - тот же принцип хоректээр. На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист ( обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ

    • Даг Каргыраа – пещерное, горное каргыраа (Тыва) 
      Низкий гортанный звук. Протяжное пение, с текстом и без. В этом стиле также наряду с 2-х звучием возможно 3-х звучие.
    • Хову Каргыраа - степное каргыраа (Тыва) 
      звук более зажатый, нежели в даг  каргыраа и более высокий.
    • Чиландык(Тыва) 
      В основе чиландык лежит принцип звукоизвлечения каргыраа и сыгыт , то есть это совмещение этих двух стилей
    • Эзенгилээр ( Тыва) 
      Хоть по началу кажется, что этот стиль похож на борбаннадыр - это совсем не так.
    • Стиль певца Ойдупаа  
      История этого стиля весьма удивительна. Ойдупаа Владимир Оюн сидит в тюрьме очень долгое время, прямо в тюрьме был выпущен единственный его диск, с абсолютно новым звучанием стиля каргыраа, у этого звучания нашлось множество последователей, и стиль был назван Ойдупаа каргыраа. Такой звук требует весьма большого напряжения.

Алтай 

    • Кархара (Алтай)

 
Принцип звукоизвлечения такой же как каргыраа, одновременно более напевное пение нежели каргыраа. Используется большее количество текста, нежели в песнях тувинцев.

     Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины",

     легенды.

    •    Сыбысхы  (Алтай) 
      Немного похоже на сыгыт и на монгольский Isgeree-hoomei , но это не совсем так. При неизменном звуке в верхнем регистре, нижний звук изменяется и им формируется мелодия в отличии от сыгыт, так же мелодия нижнего регистра
    • поется по - другому нежели в монгольском Isgeree-hoomei, хотя техники более схожие - так же поется не только "ртом", но и носом как и у монголов, в отличии от тувинцев.

Хакасия

    • Хай ( Хакасия) 
      Этот вид, хоть и называется Хай - со схожим названием, как у алтайцев, но от него сильно отличается. Так же хакасские Хайчи с помощью Хая рассказывают сказания, легенды.

Сибирь

Особняком стоит сибирское пение дзарин, которое, будучи сильно обертонированным, тем не менее по способу звукоизвлечения стоит ближе к обычному голосу, чем к хоомей или каргыраа.

 

Монголия

    • Isgeree-hoomei ( Монголия ) 
      Хоть Монголы и Тывинцы принадлежат к разным языковым группам ,названия стилей у них схожие ( Khoomei - Hoomij). Чем - то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт.
    • Charchiraa-hoomei (Монголия) 
      В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с тывинским, но все - таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические"  и звук несколько другой. 

Башкирия

      • Узляу (Башкирия)

Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише, чем-то похоже на колыбельный хоомей (есть и такая разновидность).

Тибет

      • Dzho-Kay. 
        (Или Тибетское горловое пение)

Северная Африка

      • Umngqokolo Umqang . (Северная африка) 
        Пение племен Xhosa (Северная африка) в женском исполнение Umngqokolo Umqang. Весьма непростое исполнение, на фоне очень низкого для женщины динамического тона (аля каргыраа) - обертонная мелодия со сложным ритмом. Звукоизвлечение скорее всего такое же как в технике "думчуктар" ( Тыва), то есть так называемое носовое пение. Информации по Umngqokolo Umqang практически нет.

 

 

 

 

Папуа Новая Гвинея

      • Чем - то похоже на эзенгилээр, хоомей, думчук каргыраа.

Аляска 
 
 
                                       Женское горловое пение индейцев Аляски.

Глава III.Тувинское горловое пение.

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей.  

Основными считаются 5 стилей:

- каргыраа

- хоомей

- сыгыт

- эзенгилээр

- борбаннадыр

кроме того, существуют несколько  разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

Информация о работе Горловое пение разных народов