Горловое пение разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа

Описание работы

Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:

найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.

Файлы: 1 файл

Горловое пение!!!.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие  на хрипение. Например, в современном  тувинском языке существует звукоподражательный  глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

1) хрипеть, издавать хриплые  звуки,

2) бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение термина хоомей трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово - хоомий, означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

 

 

 

Стиль хоомей акустически связан с  тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в  стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что  юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение -«хоомей». 
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого  слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения  этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам  можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом  специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью  к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами  традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

 

На основе традиционных звукоподражаний  развлекательного характера, в которых  ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов  зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы, возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

Часто горловое пение сопровождалось игрой на бубне, варгане или струнных инструментах.

Подробнее рассмотрим стили  и субстили тувинского горлового пения.

Стили и субстили тувинского горлового пения

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «стиль» объясняется многообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят к индивидуальным особенностям исполнителей, например: стиль певца Хунаштаар-оола Ооржака, Максима Дакпая, Геннадия Тумата (в этом значении он приближается к понятию творческой манеры) он также является одним из самых употребительных понятий в значении метода и связывается именно с особенностями приемов сольного двухголосия, каждый из этих приемов обусловлен определенной функцией, звукоизвлечением, присущем именно данному стилю, имеет традиционное наименование, связанные с ним характерные субстили, где, так или иначе, варьируется звуковая ткань.

 

Во всех традиционных исполнениях тувинского сольного двухголосного пения, различают пять основных стилей.

 

 Пять стилей:

 

    • ХООМЕЙ
    • СЫГЫТ
    • ЭЗЕНГИЛЭЭР
    • БОРБАННАДЫР
    • КАРГЫРАА

со многими субстилями, являющимися производными от них, где каждый имеет свою резонансную зону, свой регистр, свой механизм звукоизвлечения, свой тембр (рис.10)

 
В одном только стиле каргыраа можно насчитать семь общеупотребительных мелодий, кочующих из "одного субстиля в другой:

  • хову каргыраазы (степное каргыраа)
  • Каш пал каргыраазы (каргыраа ущелья)
  • даг каргыраазы (горноекаргыраа)
  • кожагар каргыраазы (сопочное каргыраа)
  • ойдупаа каргыраазы (каргыраа певца Ойдупаа)
  • буга каргыраазы (каргыраа подражания голосу быка)
  • думчук каргыраазы (носовое каргыраа).

 

Столь же многолик и стиль хоомей, который включает следующие субстили:

  • эрги хоомей (древний хоомей);
  • опей хоомей (колыбельный хеемей);
  • деспен хоомей — подражание звуку, производимому снаряжением коня во время верховой езды;
  • борбан хоомей (хоомеи- перекат);
  • буга хоомей (подражание реву быка)

 

а также субстили позднего происхождения:

  • кумзаттаар (канзып) — плач-причитание;
  • чыландык — подражание пению птиц;
  • бырланнадыр — подражание ручейку.

 

 

 

Основные критерии разделения звукообразования этих стилей и субстилей описывались А.Н.Аксеновым исходя из способа звукоизвлечения, тембра, особенностей дыхания, отражающих звуковое своеобразие тувинского языка. Таковы, например, четыре мелодических стиля в описании Аксенова:

Борбаннадыр -

опорный остинатный звук, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, что и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную.

Стиль борбаннадыр требует  от певца более мягкого и «бархатистого» исполнения. Для него характерно чередование  исполнения на прерывистом и непрерывном дыхании, что и обусловило такое название стиля, означающее «петь с перекатом», борбацна (борбацнаар) — «перекатываться».

Борбаннадыр интонационно родствен стилю хоомей.

Сыгыт-

«опорный остинатный звук, более напряженный и более высокий, чем в стилях каргыраа и борбаннадыр (его высота колеблется у отдельных исполнителей в пределах средних звуков малой октавы), сходен по тембру с валторной виолончелью. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта (по силе звучания значительно слабее, чем в стиле каргыраа); на протяжении одной пьесы он не остается неизменным, а движется, но по иному принципу, чем в стиле каргыраа.

 

Стиль сыгыт можно считать, пожалуй, самым радостным, светлым  и ярким в системе хоректээр. При сыгыте обычная песенная мелодия, звучащая в низком регистре, чередуется с двухголосным горловым пением. При этом на фоне низкого гортанного звука исполняется прерывистая звонкая свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты. Отсюда и название стиля, вероятно, от сыгы- «свист». Иными словами, для этого стиля характерно чередование одноголосного пения в низком регистре с двухголосным в низком и высоком регистрах одновременно, причем одноголосная мелодия поется со словами любой песни.

Эзенгилээр -

по технике звукоизвлечения  и по тембру звучания родствен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. Опорный остинатный звук стиля эзенгилээр расположен в том же регистре средних звуков малой октавы, как и у стиля сыгыт, но в отличие от последнего в стиле эзенгилээр этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы.

В стиле эзенгилээр, название которого можно перевести как  «стременной », поют обычно во время  верховой езды.

Каргыраа -

опорный остинатный звук, сходный по тембру с низким регистром валторны, извлекается певцом при полуоткрытом положении рта... его высота колеблется в пределах четырех начальных звуков большой октавы; во время исполнения она иногда сохраняется неизменной, но иногда кратковременно сдвигается на малую терцию вниз.

Стиль каргыраа считается сумрачным, суровым. Певец старается петь в самом низком регистре, на который он способен. Для каргыраа характерно преобладание низких остинатных звуков, временами напоминающих хрип, что и отразилось на названии стиля (каргыраа — «хрипеть»). Звук этот действительно сходен по тембру с низким регистром валторны. Звук извлекается при полуоткрытом положении рта на одном дыхании, причем у разных исполнителей в зависимости от их субъективной природы высота звука колеблется в пределах четырех начальных звуков большой октавы. Обертоны, образующие мелодию верхнего голоса, по характерному для них флейтовому тембру действительно «напоминают звучание свирели».

 

 

Коротко рассмотрим субстили каргыраа.

 

    • Для хову каргыраазы характерно протяжное, мягкое звучание широкого охвата. Исполнитель как бы рисует просторы ровных степей и гор. Периодически пропевается текстовой зачин. Опорный остинатный звук извлекается в полуоткрытом положении рга. Обертоны и гласные чередуются в напеве параллельно. Каждому обертону соответствует одна из гласных: а, э, о, у.
    • Часто исполняется также даг каргыраазы (горное каргыраа). Музыка в этом субстиле более сурова. В ней ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный, носовой, тускловатый тембр.

 

    • Третий субстиль — думчук каргыраазы (носовое каргыраа). Его отличительная особенность заключается в периодическом выпускании воздуха на резком двойном вдохе и выдохе через нос и рот. Мощная вибрация положительно действует на легкие и все тело. Пение, как считают информанты, позволяет расслабиться физически и сконцентрироваться духовно.

Хоомей -

Яркий по силе звук в гудящей по тембру средней тесситуре в сказках обозначается- хоомей.  
Стиль  хоомей можно рассматривать как исходный, или базовый стиль в бытовании хоректээр. Хоомейжи старшего и младшего поколения повторяют общеизвестное тувинское выражение о том, что хоомей – отец или праотец всех других стилей. Большинство музыкантов отдает предпочтение именно этому стилю из-за относительно удобного звукоизвлечения в среднем регистре. Глубокие звуки хоомея, особенно нижнем регистре, похожи на унисон гобоя и кларнета.

Информация о работе Горловое пение разных народов