Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа
Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:
найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.
О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
Сам термин каргыраа, как нам представляется,
имеет звукоподражательную
1) хрипеть, издавать хриплые звуки,
2) бурлить (при кипении,
Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.
Происхождение термина хоомей трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово - хоомий, означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что
юноша-сирота жил в течение трех
лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся
в окрестной долине многоголосным эхом.
В результате движения струй воздуха под
большим напором образовывался эффект
резонанса между скалами. Сама природа
как бы способствовала изобретательности
людей в поисках самовыражения, когда
человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая
звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер
донес этот звук до людей и они назвали
это пение -«хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие
изолированными компактными группами
на северо-западе МНР.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.
При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.
На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы, возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.
Часто горловое пение сопровождалось игрой на бубне, варгане или струнных инструментах.
Подробнее рассмотрим стили и субстили тувинского горлового пения.
Понятие «стиль» объясняется многообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят к индивидуальным особенностям исполнителей, например: стиль певца Хунаштаар-оола Ооржака, Максима Дакпая, Геннадия Тумата (в этом значении он приближается к понятию творческой манеры) он также является одним из самых употребительных понятий в значении метода и связывается именно с особенностями приемов сольного двухголосия, каждый из этих приемов обусловлен определенной функцией, звукоизвлечением, присущем именно данному стилю, имеет традиционное наименование, связанные с ним характерные субстили, где, так или иначе, варьируется звуковая ткань.
Во всех традиционных исполнениях тувинского сольного двухголосного пения, различают пять основных стилей.
Пять стилей:
со многими субстилями, являющимися производными от них, где каждый имеет свою резонансную зону, свой регистр, свой механизм звукоизвлечения, свой тембр (рис.10)
В одном только стиле каргыраа
можно насчитать семь общеупотребительных
мелодий, кочующих из "одного субстиля
в другой:
Столь же многолик и стиль хоомей, который включает следующие субстили:
а также субстили позднего происхождения:
Основные критерии разделения звукообразования этих стилей и субстилей описывались А.Н.Аксеновым исходя из способа звукоизвлечения, тембра, особенностей дыхания, отражающих звуковое своеобразие тувинского языка. Таковы, например, четыре мелодических стиля в описании Аксенова:
опорный остинатный звук, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, что и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную.
Стиль борбаннадыр требует
от певца более мягкого и «
Борбаннадыр интонационно родствен стилю хоомей.
Сыгыт-
«опорный остинатный звук, более напряженный и более высокий, чем в стилях каргыраа и борбаннадыр (его высота колеблется у отдельных исполнителей в пределах средних звуков малой октавы), сходен по тембру с валторной виолончелью. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта (по силе звучания значительно слабее, чем в стиле каргыраа); на протяжении одной пьесы он не остается неизменным, а движется, но по иному принципу, чем в стиле каргыраа.
Стиль сыгыт можно считать, пожалуй, самым радостным, светлым и ярким в системе хоректээр. При сыгыте обычная песенная мелодия, звучащая в низком регистре, чередуется с двухголосным горловым пением. При этом на фоне низкого гортанного звука исполняется прерывистая звонкая свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты. Отсюда и название стиля, вероятно, от сыгы- «свист». Иными словами, для этого стиля характерно чередование одноголосного пения в низком регистре с двухголосным в низком и высоком регистрах одновременно, причем одноголосная мелодия поется со словами любой песни.
Эзенгилээр -
по технике звукоизвлечения и по тембру звучания родствен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. Опорный остинатный звук стиля эзенгилээр расположен в том же регистре средних звуков малой октавы, как и у стиля сыгыт, но в отличие от последнего в стиле эзенгилээр этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы.
В стиле эзенгилээр, название которого можно перевести как «стременной », поют обычно во время верховой езды.
Каргыраа -
опорный остинатный звук, сходный по тембру с низким регистром валторны, извлекается певцом при полуоткрытом положении рта... его высота колеблется в пределах четырех начальных звуков большой октавы; во время исполнения она иногда сохраняется неизменной, но иногда кратковременно сдвигается на малую терцию вниз.
Стиль каргыраа считается сумрачным, суровым. Певец старается петь в самом низком регистре, на который он способен. Для каргыраа характерно преобладание низких остинатных звуков, временами напоминающих хрип, что и отразилось на названии стиля (каргыраа — «хрипеть»). Звук этот действительно сходен по тембру с низким регистром валторны. Звук извлекается при полуоткрытом положении рта на одном дыхании, причем у разных исполнителей в зависимости от их субъективной природы высота звука колеблется в пределах четырех начальных звуков большой октавы. Обертоны, образующие мелодию верхнего голоса, по характерному для них флейтовому тембру действительно «напоминают звучание свирели».
Коротко рассмотрим субстили каргыраа.
Хоомей -
Яркий
по силе звук в гудящей по тембру средней
тесситуре в сказках обозначается- хоомей.
Стиль хоомей можно
рассматривать как исходный, или базовый
стиль в бытовании хоректээр. Хоомейжи
старшего и младшего поколения повторяют
общеизвестное тувинское выражение о
том, что хоомей – отец или праотец всех
других стилей. Большинство музыкантов
отдает предпочтение именно этому стилю
из-за относительно удобного звукоизвлечения
в среднем регистре. Глубокие звуки хоомея,
особенно нижнем регистре, похожи на унисон
гобоя и кларнета.