Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:35, курсовая работа
Лятошинский Борис Николаевич – композитор, основоположник модерного направления в украинской музыке, заслуженный артист Украины СРСР. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановського, А. Онеггера. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст. Автор опер, симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Удостоен носить звание Лауреата Государственной премий СССР (1946, 1952); Лауреата премии Украинской ССР им. Тараса Шевченко (1971).
1. Биография композитора
2 Биография поэта
3 Специфика исторической эпохи, в которой жил композитор
4 Общая характеристика стилистических особенностей творчества композитора
5 Особенности хорового творчества Лятошинского
6 Причины выбора композитором данного текста
7 Анализ поэтического текста и его содержания в контексте поэмы Пушкина
8 Жанр
9 Характер
10 форма
11 Ладо – тональный анализ
12 Гармонический анализ
13 Фактура
14 Метроритм
15 Темп
16 Динамика
17 Тесситурные условия
18 Вокально – хоровой и исполнительский анализ
План Аннотации
1. Биография композитора
2 Биография поэта
3 Специфика исторической эпохи, в которой жил композитор
4 Общая
характеристика стилистических
особенностей творчества
5 Особенности хорового творчества Лятошинского
6 Причины выбора композитором данного текста
7 Анализ поэтического текста и его содержания в контексте поэмы Пушкина
8 Жанр
9 Характер
10 форма
11 Ладо – тональный анализ
12 Гармонический анализ
13 Фактура
14 Метроритм
15 Темп
16 Динамика
17 Тесситурные условия
18
Вокально – хоровой и
Лятошинский Борис Николаевич – композитор, основоположник модерного направления в украинской музыке, заслуженный артист Украины СРСР. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановського, А. Онеггера. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст. Автор опер, симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Удостоен носить звание Лауреата Государственной премий СССР (1946, 1952); Лауреата премии Украинской ССР им. Тараса Шевченко (1971).
Борис Лятошинский родился в городе Житомир 22 декабря 1894 года в семье интеллигентов. Отец был учителем истории, но кроме преподавания занимался ещё научной деятельностью в области исторических наук. Мама хорошо играла на фортепьяно и пела. Именно она прищепила сыну бессмертную любовь к музыкальному искусству. Учился юный Лятошинский в житомирской гимназии, которую окончил в 1913 году. С ранних лет мальчик был чрезвычайно способен к музыке. Занимался на скрипке и фортепьяно. В 14 лет написал пару музыкальных произведений, среди которых – мазурка, вальс, фортепианный квартет. Первые творения молодого композитора с поразительным успехом покорили сердца слушателей. Поэтому долгое время они исполнялись молодыми музыкантами в Житомире. В 1913 году Борис Николаевич переезжает в Киев, где оканчивает юридический факультет, а уже через год – Киевскую консерваторию по классу композиции Р. Глиэра. В 1914-1920 годах Глиэр был директором консерватории. Среди его учеников находились Ревуцкий, Скрябин, Альшванг и, разумеется, Лятошинский. Для которого учитель стал настоящим другом на всю жизнь. Их дружба была настолько сильной, что после смерти мастера для того, чтобы ее увековечить Лятошинский написал симфонию ,,Лирическая поэма,,.
С 1935 по 1937 год Борис Николаевич работал профессором Московской консерватории, где вёл курс специальной инструментовки. Начиная с этого времени и до последних лет своей жизни, он воспитал много талантливых композиторов и музыкознателей. Среди которых. Таранов, Бэлза, Шамо, Щуровський, Спасокукоцький, Верещагин, Андреева, Майстренко, Дичко, Грабовский, Сильвестров, Матусевич, Тер-Ованесова и другие. Вместе с творческой деятельностью Борис Лятошинский активно занимался общественной деятельностью. В феврале 1939 года на Первом республиканском съезде его было выбрано головою Общества композиторов Украины.
Большая Отечественная
война доставила много
Творческий путь композитора
обозначен ощутимыми
В последние годы жизни
Творчество Лятошинского считается не просто вершиной Украинской музыкальной деятельности. Его музыка включила в себя французский импрессионизм, перейдя в западноевропейский экспрессионизм. Поскольку талант и музыкальное мышление Бориса Николаевича ярче всего проявились в симфонической музыке, то именно его симфонии поддавались жесткой критике и бурному возмущению. На которые он спокойно отвечал: "Слушатели любят музыку, но не понимают ее; композиторы понимают, но не любят; критики - не любят и не понимают". Пятнадцатого апреля 1968 году имя Бориса Николаевича Лятошинского отошло в вечность, оставив за собой большое духовное приобретение и добрую вечную память.
1799, 26 мая (6 июня) - А. С. Пушкин родился
в Москве в семье офицера Гвардии Сергея
Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А.
П., сына эфиопского князя, попавшего в
Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого),
Надежды Осиповны Ганнибал.
В 1811, 19 октября – открылся Царскосельский
лицей, в группу учеников которого принят
Пушкин.
1814 - А. С. Пушкин - опубликовано первое стихотворение
(К другу стихотворцу в Вестнике Европы,
№ 13). По окончании лицея зачислен в коллегию
иностранных дел. Общение с русским философом
П. Я. Чаадаевым.
Идеи декабризма отражены
в поэтическом творчестве Пушкина этого
периода.
1824, 31 июля - высланный
из Одессы гений русской литературы, выезжает в село Михайловского.
1826, 24 июля - до Пушкина
доходит придание о казни
1828 - гений русской литературы создает историческую поэму Полтава. Впечатления от поездки в Закавказье нашли свое повторение в Путешествии в Арзрум .
1829 - сватовство Пушкина к Н. Н. Гончаровой.
1830 - соревнование в Литературной газете Дельвига.
1831, 14 января - преставление А. А. Дельвига.
1833, 30 декабря - неизвестно кто произведен в камер-юнкеры.
1836, 4 ноября - снятие Пушкиным анонимного пасквиля.
1837, 10 января - обряд венчания Дантеса и Е. Н. Гончаровой.
1837, 27 января - между четырьмя и пятью часами вечера наше всё зверски ранен Дантесом на дуэли.
1837, 29 января (10 февраля)
в 2 часа 45 минут после двенадцати
часов дня поэт скончался в
Петербурге. макротело Пушкина по
распоряжению правительства
1837, 6 февраля в 7 часов утра - самопогребение Пушкина у стен Святогорского монастыря.
Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
Первая половина двадцатого
века - время пронизанное
Одним
из таких людей был Борис
Лятошинский. Его
В хоровых
произведениях нашли
Главной особенностью хоров Лятошинского является линеарный способ изложения . здесь неисчерпаемая фантазия художника сочетается с глубоко – профессиональным , мастерским знанием природы полифонически - разрабатываемого материала.
Наиболее характерным приемом гармонического языка в хоровом творчестве автора стала общеступенность, которая приобрела значение стилистической особенности. Мелодии имеющие фольклорное начало занимают особое место в хоровой музыке композитора.
Вершины мастерства в хоровых жанрах, а именно в хоровых жанрах a cappella Лятошинский достигает в последние два десятилетия творчества. Он обращается к поэзиям М. Рыльского, А. Фета, И Бунина, Ф. Тютчева, А. Пушкина. Все, из вышеперечисленных поэтов пользовались популярностью в музыкальном искусстве, однако поэзия Пушкина, воистину является источником вдохновения большинства композиторов.
В творческом наследии Бориса Лятошинского сочинения на стихи Пушкина занимают особое место. Его привлекала не только ярко очерченная силабика и строфичность стиха, мелодичность поэтического языка, любовь к жанру миниатюры, ясность формы, но также романтичность и красота образов его поэзии. Творчество Александра Пушкина – это мир поклонения прекрасному и вечному, мир истинных чувств и художественного совершенства их выражения.
Хор «Весна»
является первой частью цикла
на стихи Пушкина «Времена
года». К этой тематике не
раз обращались как зарубежные
композиторы (Й, Гайдн, А.
Как яркий представитель двадцатого века композитор являлся адептом идеи синтеза искусств. Для него выбор текста для создания своих произведений всегда был неслучайным. Он стремился достичь единства идеи поэтической и музыкальной. Произведение «Весна» было написано в период творческой зрелости художника, который характеризуется некоторым упрощением музыкального языка, что проявляется в использовании более прозрачной фактуры, лаконичной формы, более простых ладо – тональных приемов. Следовательно, обращение к лучшим образцам ранней российской классической литературы является закономерностью продиктованной формированием зрелого композиторского стиля.
Текст для
первой части цикла был
Гонимы вещними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга,
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачнее, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер является наиболее характерным и часто употребляемым в творчестве А. Пушкина. Ему свойственна размеренность и мелодичность, что помогает создать образ радостный, но спокойный.
В контексте «Евгения Онегина»
этот отрывок может иметь