Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:35, курсовая работа
Лятошинский Борис Николаевич – композитор, основоположник модерного направления в украинской музыке, заслуженный артист Украины СРСР. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановського, А. Онеггера. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст. Автор опер, симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Удостоен носить звание Лауреата Государственной премий СССР (1946, 1952); Лауреата премии Украинской ССР им. Тараса Шевченко (1971).
1. Биография композитора
2 Биография поэта
3 Специфика исторической эпохи, в которой жил композитор
4 Общая характеристика стилистических особенностей творчества композитора
5 Особенности хорового творчества Лятошинского
6 Причины выбора композитором данного текста
7 Анализ поэтического текста и его содержания в контексте поэмы Пушкина
8 Жанр
9 Характер
10 форма
11 Ладо – тональный анализ
12 Гармонический анализ
13 Фактура
14 Метроритм
15 Темп
16 Динамика
17 Тесситурные условия
18 Вокально – хоровой и исполнительский анализ
В произведениях
А. Пушкина, представителя «
Пейзажность – это черта, которая характерна именно для романтического мировоззрения, ибо в символике романтизма природа олицетворяет утраченную человеком чистоту первозданной красоты. Следовательно, можно сказать, что лирический характер произведения продиктован ее романтической тематикой.
Первая часть произведения написана в форме периода (8 тактов), который является квадратным и модулирующим в параллельную тональность (ре-минор).
Средняя
часть (В) – период
Реприза (А1) с кодой – 6 тактов + 3 такта.
В контексте
«Евгения Онегина» этот отрывок
может иметь философский смысл.
Основная
тональность произведения – фа-
Основой для тональной драматургии является литературный текст, которым диктуется тональная неустойчивость. Проходят такие тональности: E-dur, Es-dur, Des-dur, D-dur, d-moll.
Ладо-тональный план подчиняется образно-смысловым изменениям в поэтическом тексте. Особенно это заметно в средней части (игра света и тени проявляется как череда тональных сдвигов и энгармонических замен). Основная тональность звучит только в начальных тактах первой и третьей части. Данный прием способствует образованию некой «арочности», завершенности, работает как объединяющий аспект - это является важным элементом в формообразовании. Кода произведения наполнена эллиптическими разрешениями, фа-мажор мы услышим только в последнем такте.
Автор вводит традиционную для романтической музыки модуляцию в параллельную тональность(ре-минор) и использует ее функциональную систему. Модуляции могут осуществляться как путем отклонения так и путем сопоставления тональностей, которые могут быть в разной степени родства относительно основной тональности и являться параллельными(ре минор), параллельно – однотерцовыми( Des - dur ) и параллельно – одноименными (ре - мажор) к основной тональности (фа мажор)
Появление ре-минора обусловлено логическим развитием текста. Композитор оттеняет две фразы текста (в первой части: «Сбежали мутными ручьями», а в третьей – «Уж пел в безмолвии ночей»
Гармонический язык миниатюры не прост. Разнообразные созвучия ярко подчеркивают смысловую сторону стиха.
Автор использует как аккорды главных функций и побочных ступеней, так и гармонии альтерированных ступеней и их обращения. Модуляции осуществляются через обращения доминантового септаккорда, через гармонические транспонирующие секвенции, а также по принципу тонального сопоставления. Выбор гармонических приемов для модуляции диктуется текстовыми синтаксическими структурами – на границе частей композитор избирает принцип тонального сопоставления, перечисление внутри одного предложения осуществляется благодаря введению транспонирующей секвенции, модуляция внутри периода достигается за счет введения доминантовой функции к последующей тональности(то есть через отклонение).
В первой части идет опора на аккорды главных функций и аккорды функциональной системы параллельной тональности ( тоническая гармония звучит на протяжении первых 4 тактов, потом в качестве модулирующего аккорда вводится IV43 с повышенной примой , который приравнивается к. II 43, и после D7 к тональности A-dur. Трезвучие (A - dur) приравнивается к доминанте к ре минору, благодаря введению септимы – таким образом осуществляется модуляция в ре минор, в которой развивается след. предложение(D7 – VI6 – t – IV9(без5, с пов.терц) и тд.
Гармоническое развитие второй части осуществляется за счет введения аккордов альтерированных ступеней. Переход к ней ознаменован употреблением эллиптического разрешения – D2 по ре – минору разрешается в до – мажорное трезвучие. Транспонирующая секвенция приводит к модуляции в ре-мажор. Здесь проявлен принцип закрепления устоев, характерный для модальной музыки – мы слышим ре – мажорное трезвучие как тоническое за счет его длительного звучания в кульминационной зоне произведения.
Нетрадиционные гармонические краски Лятошинский избрал для коды – чтобы придать ей особую значимость и выделить ее как важный композиционный элемент, он вводит, характерный для классического кадансирования, некий прерванный оборот, трактуя его с модернистской точки зрения: он понижает квинту в D7 и разрешает его в трезвучие шестой ступени с пониженной примой.
Возвращение в основную тональность осуществляется через введение S9 с пониженной септимой – плагальный каданс такого рода является новаторской находкой Лятошинского.
Фактура хора – гомофонно-гармоническая с элементами имитационной полифонии. Основная мелодия проходит в партии сопрано. Только в репризе она ненадолго отдается партии теноров. В средней части, которую можно назвать разработкой - полифоническое изложение материала. Голоса вступают постепенно, друг за другом, соединяются и переплетаются, создавая фактурный венок.
Мелодика произведения достаточно рельефна. В ней восходящие мелодические обороты компенсируются нисходящим мелодическим движением. Скачки заполняются обратным движением мелодии – здесь работает принцип, характерный еще для полифонии строгого стиля – так проявляется полифоническая природа музыкального мышления композитора. В репризе тема партии сопрано звучит в увеличении, на фоне изложения главного тематического зерна в изначальном ритме у партии теноров. В основном композитор применяет поступенное движение в мелодии, скачки встречаются крайне редко.
Темп и метроритм произведения соответствуют его характеру. Весна, снег только начинает таять, небо наливается голубой краской - этот светлый пейзаж создается с помощью спокойного, но не медленного темпа Allegretto. Только перед репризой и окончанием хора мы наблюдаем ritenuto, имеющее не только художественную, но и формообразующую роль.
Хоровая миниатюра «Весна»
В мелодии часто появляются или пунктир с дальнейшим движением восьмыми, или само движение восьмыми, помогающее воссоздать настроение весенней легкости. Автор часто использует паузы, что говорит о его глубоком понимании специфики певческого дыхания, а также особенностей фразировки.
Кульминация произведения
Хор «Весна» написан для
Общий диапазон хора:
Произведение
рассчитано для камерного
Тесситурные
условия соответствует
Основная задача исполнителя
– интерпретация музыкального
материала в соответствии с
замыслом композитора,
Строй хора определяется процессом интонирования как отдельных партий так и хора в целом.
В этой хоровой миниатюре
Нужно обратить внимание на интонирование хроматических полутонов. Они очень часто встречаются на протяжении произведения и их нужно исполнять остро или может возникнуть тенденция к понижению.
Прыжки на кварты и квинты нужно исполнять устойчиво.
При
работе над гармоническим
Гармонический
язык наполнен внезапными
Ансамбль произведения – естественный, что обусловлено удобными тесситурными условиями. Но если взять первую и третью части, то выведение партии сопрано ( тенора )
на первый план и взаимодействие ее с мелодией диктует дирижеру отдельную работу над ансамблем в этих частях. Следует обратить внимание и на среднюю часть. Имитационное изложение требует равномерного звучания всех голосов при их вступлении – когда вступает имитационное звено, другие партии должны выделить его за счет уменьшения собственной динамики.
Исполнение нюансов неразрывно связано с тесситурными условиями, со смысловым значением, с направлением мелодии, особенностями фактуры. Для этого произведения характерно увеличение динамики при движении мелодии вверх и уменьшении – при движении вниз. Выход на кульминацию достигается постепенным crescendo. Главная задача дирижера – донести целостное развитие хоровой миниатюры и динамики в частности, для сохранения драматургической завершенности.
Дикция связана
так же с тесситурными
При разучивании
произведения от дирижера
Залогом качественного исполнения является владение хористами певческим дыханием.
От хора
требуется наполненный
Первостепенная задача
дирижера – вдохновить