Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 01:12, реферат
История музыки знает немалое количество творений, без которых музыканты не мыслят себя в искусстве. В отечественной художественной культуре, и, в частности, в музыке одним из уникальных и кардинальных явлений стал семантический образ колокольности, колокольного звона в многоликих его преломлениях.
Колокольный звон – такая же важнейшая составляющая национального культурного наследия, какими являются певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла. Своеобразие и исключительную ценность искусства колокольных звонов давно была осознана русскими композиторами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ТРАДИЦИЯ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ.........................
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО КОЛОКОЛА……………………………
Жанровые особенности колокольных звонов в произведениях композиторов России……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
Многочисленные примеры
Актуальность обращения к
Значение колоколов в русской жизни всегда было велико. В древние времена колокола и колокольчики служили «символом очищения, предохранения и заклинания против злых духов и обязательным атрибутом всевозможных молитв и религиозных обрядов» - похорон, свадеб, поминовения умерших. Позже в христианских культовых представлениях эта символика закрепилась в поочередном перезвоне колоколов, символическом пути в «мир иной», особенно печально-образном в похоронном звоне как отображение единства земного и небесного.
В общественной практике колокола широко использовались в качестве сигнального инструмента для предупреждения о пожаре, приближении неприятеля, извещении о важных государственных и местных событиях, прибытии иноземных гостей, созывали народ на вече, устанавливались на маяках, размеряли время. Колокола - уникальный инструмент, в который входит «наивысшая сложность», породили объемный пласт национальной культуры, имеющий тысячелетнюю историю и вобравший в себя на ее протяжении огромный художественный, религиозный, повседневный жизненный опыт людей многих поколений.
Уникальность колокольного звона, его яркость, запоминаемость определялась, прежде всего, акустическими свойствами самого колокольного звука. Важнейшим качеством музыкального звука является его внутренняя консонантность, своеобразная «приспособленность» к музыкальной интонации и гармонии, которая выражается в наличии расположенных по натуральному ряду гармоник и «интонационного ядра».
В отличие от других звук колокола имеет несколько основных тонов (К.К.Сараджев различал до 18 основных тонов, составляющих «индивидуальность» колокола), а потому будто бы все время колеблется от одной высоты к другой. Порядок появления и сочетания тонов различен и зависит от амплитуды раскачивания, силы, частоты ударов, величины и материала, из которого отлит колокол. Те звуковые сочетания, гармонии, которые возникают в колокольном звучании, уникальны и не воспроизводимы каким-либо другим музыкальным инструментом. Особая динамика развёртывания колокольного звука в пространстве и его длительная вибрация образуют протяженный звуковой слой, который превращается в «звучащую атмосферу» (звук колокола длится 10-20 секунд, звук била - 1-2 минуты). Эти свойства обусловили многомерность и разнообразие ассоциаций, возникающих при восприятии звона. Значительно более сложный и содержательный, чем простой сигнал, колокольный звон стал неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.
Распространение колоколов с самого начала было связано с большими материальными затратами. Лишь самые богатые города устанавливали у себя колокольни. Поэтому колокола считались ценной военной добычей. У своих создателей колокола ассоциировались с человеческой личностью. Отсюда названия частей колокола - уши, голова, язык, - и участие их в бедах и радостях народных. Судьбы многих из них подобны человеческим судьбам: колокол, лишенный языка по приказу императрицы Екатерины II в 1771 году; «корноухий» колокол, «наказанный» Борисом Годуновым в 1591 году; «ссыльный» колокол, отправленный из Москвы в Никольско-Корельский монастырь по указу Федора Алексеевича в 1681 году и многие другие «опальные» и «пленные» колокола.
Широкое распространение колокольного звона на Руси связано с различными причинами. Крупнейшие знатоки церковного звона - Н.Оловянишников, А.Израилев, С.Рыбаков - видели главную причину приверженности русских к этому виду искусства в их особой религиозности. В соответствии с церковным порядком колокола отмечали ход времени.
В колокольном звоне
соединились две важнейшие
Категория пространства является «несущей
конструкцией» русского искусства.
Яркая эпическая направленность
и особые свойства национального
характера объясняют связь
Сигнальная функция колоколов всегда связана с реальным временем (утреня, обедня, вечерня). Но для понимания смыслового подтекста гораздо важнее оказывается условная, знаковая функция: колокол как «глас божий», колокола «моего часа» - похоронный звон, «колокола забвенья», вечевые, набатные колокола.
Колокола и часы соединяются в механизме часов с курантами, и в этом единстве порой обнаруживаются скрытые от обыденного взгляда таинственные пружины, движущие не просто реальным физическим временем, но становящимся перцептуальным временем-пространством, погружающим реальное время-пространство в сплетение иллюзорных представлений и эмоциональных переживаний человека. Часы с курантами оказываются источником мошной психической энергии, и разрядка её происходит стихийно, вовлекая в образующееся энергетическое поле всё, оказавшееся в магическом пространстве. Подтверждением сказанному может быть сцена галлюцинаций Бориса Годунова из 2 действия оперы, во вторую редакцию которой Мусоргский специально включил часы с курантами.
Колокола, отмечая ход времени -
суточного, календарного, в то же время
рождают разнообразные
«Часы - вечная песнь времени. Колокол... напомнил запутавшемуся человеку, что есть еще что-то, кроме своего собственного узкого мирка, который его измучил и довел до самоубийства. Неудержимой волной нахлынули на него воспоминания... И в момент душевного прозрения тысячи колоколов торжественно зазвонили, словно заполняя вдруг открывшееся пространство космоса, в который устремилась освобожденная от земных грехов и тягот душа».
Одной из существенных причин широкого распространения колоколов на Руси стал географический фактор. Огромные пространства русских земель, рассредоточенность населенных пунктов, суровые климатические условия - всё это способствовало выработке особых сигналов, далеко слышных окрест. Так, во время непогоды согласно специальному указу церковные сторожа обязаны были «производить охранительный для путешествующих метельный звон». Даже этимология слова «колокол» связана с характеристиками окружающего пространства («коло» - круг, окружность; мирская сходка, совет; хоровод; около, в околотке).
Однако, особая приверженность русских к колокольному звону обусловлена в значительной мере совокупностью перечисленных особенностей вместе с рядом других, неповторимое сочетание которых создало предпосылки для бесконечно разнообразной художественной трактовки звона. Уже на ранних этапах становления и развития древнерусского государства устремления русской общественной мысли и символическое отражение в звонах этих устремлений совпадают.
Колокольные звоны – это важный художественно-своеобразный вид культурного наследия России. Музыка колокольных звонов не получила достаточного освещения в музыковедческой литературе. В 80-90-х годах XX века в России складывается традиция проведения фестивалей, симпозиумов, конференций кампанологов, создается Ассоциация колокольного искусства, проводятся концерты, конкурсы колокольной музыки.
Таким образом, происходит симфонизация колокольной музыки, а сама колокольность придает музыкальному искусству прочную национально-жанровую основу, создавая плодотворную почву для новаторских открытий в области средств музыкальной выразительности.
Для профессиональной музыки колокольный звон является таким же музыкальным источником устного народного творчества, как и русская народная песня. К воспроизведению колокольного звона обращались почти все русские композиторы XIX – XX веков в самых разнообразных жанрах. В XIX веке центральное место занимала опера, в которой можно было почувствовать полный эффект колокольных звучаний как в симфонических, так и в хоровых сценах. На рубеже XIX – XX веков жанровые рамки музыкальных произведений расширяются за счет камерно-инструментальной и симфонической музыки. В XX веке эффекты колокольных звонов проявляются во всех жанрах: вокально-симфоническая поэма, кантата, оратория, балет, концерт для оркестра и т.д.
В своих произведениях
Колокольными звонами
В некоторых произведениях
Так, первая часть «Колоколов» со светлыми серебряными перезвонами выполняет функцию вступления; во второй части перезвоны свадебных колоколов соответствуют переборам золотых колоколов; третья часть – драматургический центр поэмы, несет функцию основного звона, самого масштабного и значительного; четвертая часть – эпилог, заключительный звон. Такое целостное восприятие композиции произведения через колокольную сферу выявляет связь между строением цикла поэмы и функциями частей трезвона.
Русская композиторская школа отличается самым большим в мире количеством произведений, включающих в себя эффекты колокольных звучаний. Колокольность как бы изнутри пронизывает стиль композиторов, превращаясь в важнейшее средство музыкально-психологической выразительности.
Композиторы стремятся сохранить основные черты традиционной жанровой основы звона. К примеру, для торжественного звона характерна восходящая направленность – от низких колоколов к высоким. В погребальном звоне происходит обратное нисходящее движение с частыми паузами, размеренным ритмом, с акцентом на низкий регистр и заключительным ударом во все колокола. Достаточно вспомнить сцену коронации и сцену смерти Бориса в опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.
Традиционным для русской
Информация о работе Колокольноая образность в русском музыкальном искусстве XIX-XX