Концертная деятельность ленинградских артистов в дни блокады Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Как ни грустно, но блокадным актёрам сегодня уделяется не так много нашего внимания. Не так много, как они заслужили. Ленинградские артисты через годы пронесли свою особую ленинградскую гордость и красоту. А память и любовь зрителя особенно важны для артиста.

Содержание работы

1.Введение
2.Герои блокадной сцены
3.Ленинградская симфония
4.Театр музыкальной комедии
5.Минуя голод и холод
6.Т.Л. Лапина
7.О.М.Нестерова
8.Всеволод Угрюмов
9.На пути к победе

Файлы: 1 файл

Блокада ленинграда_Лиза.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств

 

 

 

 

 

 

                                    Курсовая работа

 

 

Тема: «Концертная деятельность ленинградских  артистов в дни блокады Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

                             Выполнила студентка 1 курса: Павлюкова Елизавета

                                                                                  136 гр                                    

                                                                                                                        

                                                             Проверила: Сазонец О.И.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Санкт-Петербург 2010

Содержание:

 

 

  1. Введение
  2. Герои блокадной сцены
  3. Ленинградская симфония
  4. Театр музыкальной комедии
  5. Минуя голод и холод
  6. Т.Л. Лапина
  7. О.М.Нестерова
  8. Всеволод Угрюмов
  9. На пути к победе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Введение

 

        Как ни грустно, но блокадным актёрам сегодня уделяется не так много нашего внимания. Не так много, как они заслужили. Ленинградские артисты через годы пронесли свою особую ленинградскую гордость и красоту. А память и любовь зрителя особенно важны для артиста.

       За прошедшие  шесть десятков лет события  той далёкой войны незаметно  стираются из памяти поколений.  Искреннее сострадание нередко  заменяют банальные штампы, эмоциональные  поэтические строки становятся  лозунгами, документальные свидетельства  - замершими музейными экспонатами. Наверное, такова логика истории, не всегда искренней, не всегда благодарной.

       Деятельность различных творческих коллективов, а также отдельных исполнителей в годы Великой Отечественной войны имела особую ценность. Выступления артистов существенно поднимали боевой настрой солдат, подчёркивали важность их дела - освобождения Отечества от захватчиков, наконец, отогревали сердца и души людям, которые долгое время слышали не песни, а грохот канонады, видели не танцы и театральные сценки, а горькие последствия войны. Артисты, помимо прочего, были своеобразными посланцами, связывавшими город и фронт, ленинградцев и бойцов на передовой. Блокадным артистам удалось связать и, казалось бы, противоположные понятия: культура и война.

 

                       Герои блокадной сцены

        Частыми гостями фронтовиков были работники искусств Ленинграда, которые за первые три месяца войны дали свыше 16 тыс. концертов и спектаклей. При Ленинградских домах Красной Армии и Военно-Морского Флота было создано около 80 творческих бригад. Не было такой воинской части на фронте или госпиталя, в которых осенью 1941 г. не выступали бы бригады ленинградских артистов. Бригады артистов города-фронта безотказно выезжали на передний край обороны. Пробираясь в маскировочных халатах под артиллерийским огнем, они несли на своих плечах театральное имущество, выступали в течение суток с двумя-тремя концертами. Веселой шуткой, острым словом, патриотической песней артисты поднимали настроение личного состава фронтовых частей, вдохновляли солдат и офицеров на подвиги. Напряженный труд во имя победы, преодоление трудностей, создание нового патриотического репертуара меняли и самый облик советского актера, закаляли его волевые качества. Общей борьбой и единой целью скреплялась дружба работников сцены с фронтовиками. В практике работы фронтовых артистических бригад были нередки случаи, когда артисты становились бойцами. Концертная бригада под руководством артиста Д. Лузанова, выступавшая на труднейших участках Ленинградского и Волховского фронтов, в течение многих дней выбиралась из окружения по непроезжим дорогам в тридцатипятиградусные морозы.

         С самого начала войны работой по организации представлений на мобилизационных пунктах, привалах, в госпиталях, воинских частях, формированиях МПВО, в жилых домах, агитпунктах и даже бомбоубежищах занималась специальная "шефская комиссия". В состав комиссии вошли Т. Карская, Ш. Меламуд, Т. Паюсова, Е. Межерицкая, Л. Тагер, Е. Шкроева и Л. Петрова - Бояринова.

        По статистическим данным, только за период с 23 июня 1941 г. по 1 января 1942 г. в Ленинграде состоялось 3760, а на фронте - 6680 концертов. Всего за годы Великой Отечественной войны Ленгосэстрадой было дано свыше 12 180 концертов .

        Первым военным объединением артистов стал Театр народного ополчения, созданный по инициативе Николая Константиновича Черкасова вскоре после того, как 28 июня 1941 г. была сформирована Ленинградская армия народного ополчения. Базой для театра был избран Дворец культуры имени Первой Пятилетки - отсюда бригады артистов отправлялись к зрителям - бойцам ЛАНО. После расформирования ЛАНО 23 сентября 1941 г. был расформирован и творческий коллектив. На его месте возник Военный театр при Доме Красной Армии им. С.М. Кирова - "Агитвзвод" с делением на театральные бригады. Позднее они выделились в самостоятельные творческие объединения. Евгений Павлович Гершуни возглавил фронтовой цирк, Аркадий Ефимович Обрант создал танцевальный агитвзвод, Александр Викторович Пергамент руководил Театром Краснознамённого Балтийского флота. По утверждению Вс. Вишневского, "за 13 месяцев войны театр дал 3 тысячи спектаклей и концертов, а всего за войну свыше 5 тысяч" . Позднее был основан ансамбль Красной Армии Ленинградского фронта, много выступавший на фронте и в осаждённом городе.

          Среди артистов - защитников Ленинграда в исторической и мемуарной литературе чаще других упоминаются имена народных артистов СССР П.З. Андреева и С.П. Преображенской, народного артиста РСФСР Б.А. Горина - Горяинова, заслуженных артистов республики Н.Я. Янета, Н. Пельцер, Н.Л. Вельтер, И.А. Нечаева, А.А. Орлова, О.Г. Иордан, К.И. Шульженко, В. Коралли…

         Особой статьей концертной деятельности в блокадном Ленинграде были выступления в госпиталях. Подчёркивая значимость этой деятельности, инвалид войны Р. Девишев, писал в сборнике "Память: письма о войне и блокаде": "У каждого прошедшего войну есть в памяти, в сердце то, что запомнилось особенно остро … Я попал в госпиталь с тяжёлым ранением…Душевное состояние было таким безвозвратно обидным, - это сейчас не опишешь ,мне шёл восемнадцатый год. Конечно, не хотелось думать о смерти, но порой казалось, что не выживу. Приехали артисты из Ленинграда -миловидная женщина лет двадцати пяти, баянист и скрипач, уже пожилые. Женщина подошла к моей кровати, присела на краешек и, обращаясь ко всем, ласково сказала: "Можно, я спою вам?" Мы молчали. Несколько секунд она смотрела на меня, потом кивнула аккомпаниаторам и тихонько запела:»На позицию девушка провожала бойца…»Потом она пела танго из кинофильма "Петер", про "скромненький синий платочек" и ещё. Очень хорошо пела. Цветов тогда не было. Но нам, тяжелораненым, давали белый хлеб . Я взял несколько кусочков с тумбочки и протянул певице. Она отрицательно покачала головой, но, видя, как тяжело мне их держать, взяла и начала ещё что-то петь. Тут я то ли заснул, то ли потерял сознание. Когда открыл глаза, артистов уже не было. На тумбочке лежали кусочки хлеба и записка "Дорогой мой солдатик, ты только поправляйся, я буду петь для тебя всю жизнь". И всё. Даже подписи не оставила. Несколько дней мы говорили о певице, вспоминая слова впервые услышанной песни "Огонек". И все эти дни было легче. Очень хотелось жить.»

         «Кто сказал, что надо бросить песни на войне!» Полемический задор этих известных слов шутлив. Как известно, песня в годы Великой Отечественной играла большую роль. В репертуаре фронтовых артистов - преимущественно песни военной тематики, лирические романсы, песни из кинофильмов.

         Тогда родились «Землянка», «Темная ночь» и множество других песен, созвучных душе народа.  
И не только песня... Жизнь показала, что в суровых военных условиях не отпала потребность людей в веселой оперетте, в оперном или балетном спектакле, в симфоническом концерте.  
Музыка зазвучала для воинов-ленинградцев в июне 1941 года. На площадях, в залах, на мобилизационных пунктах выступали оркестры и ансамбли, лучшие певцы. И музыка оставалась с фронтовиками до Победы. Множество исполнителей, оркестрантов начали свои военные маршруты, иной раз столь необычные, что вряд ли они могли бы состояться в мирное время. Музыка помогала людям бороться, вдохновляла их, согревала сердца. В условиях блокады продолжал работу главный концертный зал города — Большой зал Филармонии. Только за первые месяцы войны, до конца 1941 года, в нем побывали 19 тысяч ленинградцев.

 

                       Ленинградская симфония

 

 

 

 

           Большим событием в музыкальной жизни не только Ленинграда, но и страны, всего мира стало создание Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем Седьмой «Ленинградской» симфонии.  
Композитор, молодой профессор консерватории, начал писать ее в первые дни войны. Боец «артистического подразделения», член добровольческой пожарной команды, он остался величайшим художником, философом, способным к широчайшему осмыслению событий.  
5 сентября Д. Д. Шостакович выступил по радио: «Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения... Я сообщаю об этом для того, чтобы ленинградцы, которые слушают меня, знали, что жизнь нашего города идет нормально...»  
        Д. Д. Шостакович репетировал симфонию в Новосибирске с симфоническим оркестром, которым руководил Е. А. Мравинский. 5 марта состоялось ее первое исполнение в Куйбышеве, 29 марта — в Москве. Ем. Ярославский писал в «Правде»: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира». 9 августа состоялось первое исполнение Седьмой симфонии в Ленинграде. Дирижировал К. И. Элиасберг. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, весть о котором потом облетит весь мир, ленинградские контрбатарейщики получили приказ вступить с противником в артиллерийскую дуэль и отвлечь его силы. И в районе Большого зала Филармонии тогда не упало ни одного вражеского снаряда.

 

 

                    Театр музыкальной комедии

 

 
         Прославленные театры города были эвакуированы. Но один из них остался. Ему принадлежит особое место в истории осажденного города. Это Театр музыкальной комедии.Миссия, выпавшая на долю ленинградской Музыкальной комедии в период Второй мировой войны, беспрецедентна не только в истории оперетты, но и всего мирового театра. В первые месяцы войны ленинградские театры были эвакуированы вглубь страны. Именно оперетте, самому весёлому и зажигательному искусству, пришлось пройти с родным городом весь его тяжкий путь, презрев огонь и смерть, стать театром-бойцом.

           На следующее утро после объявления войны в театре состоялось собрание. Г.С. Максимов, директор театра, Н. М. Антонов, А.Н. Феона, Г.М. Полячек и другие работники театра, выступавшие от имени коллектива, дали клятву сделать всё для разгрома врага. Выражая общее мнение, режиссёр В.С. Васильев предложил: «Товарищи, давайте сформируем концертные бригады. Будем играть перед бойцами где только можно — в частях, на вокзалах, на сборных пунктах. Отдадим наше искусство фронтовикам». Предложение было встречено с энтузиазмом. В тот же день были даны первые концерты для воинов.

            Осенью 1941 года работа была коренным образом перестроена. Параллельно со спектаклями и репетициями актёры овладевали винтовкой, навыками тактики боя, оказания первой помощи раненым, тушения зажигательных бомб. Дежурили в вестибюле, на крыше и других пожарных постах, разбирали завалы, помогали выносить пострадавших от бомбёжек и обстрелов. В то же время труппа театра репетировала оперетту Кальмана «Марица». Ровно в 11 часов утра начинался прогон; в три репетиция кончалась и большинство актёров уходило на мобилизационные пункты и в госпитали, где давались дневные концерты.

           Осенью спектакли стали начинаться раньше — в три или четыре часа дня, — но не всегда заканчивались в тот же вечер: воздушные тревоги всё чаще прерывали действие. Вскоре тревоги из неожиданного события превратились в обычное явление. Актёры уже не обращали внимания на вынужденные антракты и продолжали действие с оборванной реплики после очередной тревоги, как будто спектакль и не прерывался.

          За период с июля по сентябрь были показаны три премьеры: «Ева», «Принцесса долларов», и «Марица» в постановке Феона. В ноябре, когда в городе начались проблемы с продовольствием, вышла премьера — «Три мушкетёра». Богданов-Березовский писал в «Ленинградской правде»: «Весёлые и бодрые „Мушкетёры“ — отличная постановка, вполне своеобразный, дающий зрителю хорошую эмоциональную зарядку спектакль». Рецензия появилась 9-го декабря, а двумя днями ранее, когда исполнялась та же оперетта, в антракте умер артист хора А. Абрамов. Были и другие случаи голодной смерти во время спектакля, за кулисами. Но ни разу не был отменён ни один спектакль.

         Когда участились воздушные тревоги, обнаружились неудобства здания Музыкальной комедии на улице Ракова: своего бомбоубежища здесь не было, зрителей приходилось отправлять в убежище расположенной по соседству Филармонии. А 5-го ноября от упавшей неподалёку фугасной бомбы сильно пострадало здание театра. Взрыв повредил центральное отопление и водопровод; залило репетиционный зал балета, уникальную нотную библиотеку, склад декораций и реквизита, гардероб. 24-го декабря начальник Управления по делам искусств П. Рачинский подписал приказ: « В целях обеспечения бесперебойной нормальной работы Ленинградского государственного театра музыкальной комедии приказываю: § 1. Предоставить Театру музыкальной комедии во временное пользование помещение Государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина…»

          Новое помещение имело очень толстые стены и хорошее бомбоубежище. Но тепла не хватало и здесь. Артисты делили спектакли на «тёплые» и «холодные» — в зависимости от того, каких одежд требовала пьеса. Нина Пельцер — танцовщица театра, в начале зимы почувствовала, что отмораживает ноги. Начальник трамвайной службы Сорока, на её просьбу «Спасите мои ноги!», выписал ей пару огромных мужских валенок.

Информация о работе Концертная деятельность ленинградских артистов в дни блокады Ленинграда