Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:04, курсовая работа
Как ни грустно, но блокадным актёрам сегодня уделяется не так много нашего внимания. Не так много, как они заслужили. Ленинградские артисты через годы пронесли свою особую ленинградскую гордость и красоту. А память и любовь зрителя особенно важны для артиста.
1.Введение
2.Герои блокадной сцены
3.Ленинградская симфония
4.Театр музыкальной комедии
5.Минуя голод и холод
6.Т.Л. Лапина
7.О.М.Нестерова
8.Всеволод Угрюмов
9.На пути к победе
С переходом коллектива в новое помещение темп работы усилился. Шла работа над новой опереттой «Любовь моряка» Бенацкого, начались репетиции «Периколы». Всё так же игрались «Холопка», «Три мушкетера», «Баядера», «Сильва» и другие. Грим замерзал, и для того, чтобы наложить тон, приходилось отогревать его на груди. Голос садился в середине арии. 31-го декабря в 19 часов 15 минут в здании театра им. Пушкина силами артистов Музыкальной комедии был дан большой новогодний концерт. В середине января 1942 года театр перестал получать электроэнергию. Спектакли пришлось прекратить. По тёмному зданию театра понуро бродили актёры. Это грозило моральной смертью, и актёров нужно было загрузить работой. Вместо одной репетиции назначали в день по две и три. Упорно продолжались музыкальные и хореографические уроки. Всех актёров разделили на концертные бригады, выехавшие обслуживать части Красной Армии. . Артистов театра можно было увидеть в те дни на кораблях в Кронштадте и на Неве, на переднем крае обороны в районе Рыбацкого и у Пулковских высот, на Карельском участке фронта и в районе больницы Фореля.
Певица Тамара Сальникова так вспоминает те дни: «Когда в театре погас свет и прекратились спектакли, мы почти ежедневно, а иногда по нескольку раз в день выступали перед фронтовиками. Исполняешь „В землянке“ Листова, „Играй, мой баян“ Соловьева-Седого или зажигательную „Карамболину“ из „Фиалки Монмарта“ Легара и видишь, как теплеют глаза бойцов, чувствуешь — им нужно твоё искусство. Нередко бойцы делились с нами своим скромным фронтовым пайком. Тот, кто провёл в Ленинграде блокаду, знает, чем была для нас ложка горячей пшенной каши».
Минуя голод и холод
В том же здании театра им. Пушкина
дают балетные и оперные спектакли, не
уехавшие из города артисты труппы Кировского
театра (Мариинского). Причем в оперных
и даже балетных постановках артисты выступают
в настоящих сценических костюмах, несмотря
на лютый холод, т.к. помещения театра не
отапливаются. Артисты театров, Радиокомитета,
песенных и танцевальных ансамблей, музыканты
оркестра, состоят также в творческих
бригадах - выезжают на фронт, выступают
в госпиталях перед ранеными.
При ленинградских домах Красной армии
и Военно-морского флота было создано
около 80-ти творческих бригад.
Даже самый
страшный период - первая блокадная зима
был отмечен культурными событиями. 07.12.41
г. в Большом зале филармонии состоялся
концерт Симфонического оркестра Радиокомитета
в сопровождении духового оркестра Ленинградского
гарнизона - музыканты исполнили увертюру
П.И. Чайковского "1812 год". В том же
декабре 1941-го в фойе бельэтажа заиндевелого
здания Александринки зазвучали мелодии
Моцарта - артист Пушкинского драматического
театра Н. Левицкий сумел устроить небольшой
концерт, посвященный 150-летию со дня смерти
гениального композитора.
Факт, что в
городе из музыкальных коллективов оставался
только один Большой симфонический оркестр
(под управлением К.И. Элиасберга) недостоверен.
Кроме симфонического всю войну провел
в Ленинграде и оркестр народных инструментов
во главе с Н. Селицким.
Сотни ленинградских
актеров вошли во фронтовые бригады. Они
выступали перед пехотинцами, артиллеристами,
танкистами, летчиками, моряками, партизанами.
Сценической площадкой служили лесная
поляна, кузов автомашины, палуба корабля
и даже... платформа бронепоезда. Это была
для артистов работа трудная, но благодарная,
ибо она давала бойцам заряд бодрости
и оптимизма.
На передовой, на самых напряженных участках
фронта работали кинохроникеры. Много
блокадных сюжетов снял молодой Роман
Кармен. Все это без промедления появлялось
на экране. А кино везде пользовалось огромной
популярностью. Даже если фасад кинотеатра
был испещрен осколками...
Люди искусства совершали
тот же подвиг, что и все жители города.
Ленинградские артисты, живших и работавшие в условиях блокады, как и все горожане, страдали от голода. "Они были похожи на дистрофиков, - писал в мемуарах командир одного из подразделений Ленинградского фронта, - Я спросил: "Как, товарищи, вы сейчас покушаете, а потом будете выступать, или сначала выступать, а потом кушать?" А они с укоризной посмотрели на меня и чуть ли не в один голос сказали: "А можно сначала покушать, а потом выступить и опять покушать?"
В январе - самом тяжелом месяце
блокады готовить передачи и организовывать
выступления почти не удавалось. Пришлось
пользоваться газетными материалами:
зачитывали сводку Информбюро, несколько
газетных статей и информаций. Бывало,
что за целый день передачи составляли
несколько минут, все остальное время
из репродуктора доносился только стук
метронома.
23 февраля 1942 г.,
после многих недель музыкального безмолвия
прозвучал первый живой концерт: выступали
ансамбль песни и пляски Политуправления
Ленинградского фронта, ансамбль Балтийского
флота, а также известные всему Ленинграду
певцы: В. Легков, С. Преображенская, И.
Нечаев и др. В это же время возобновляется
деятельность симфонического оркестра,
начинаются первые репетиции. С весны
42-го концерты симфонического оркестра
и оперы в концертном исполнении становятся
привычными, регулярно транслируются
произведения русских и западных классиков.
Широкую известность в годы блокады приобрела драматическая актриса Тамара Леонидовна Лапина.
Она родилась в 1913 году. Став артисткой, одинаково успешно выступала на сцене драматического театра, в мюзик-холле, оперетте и на эстраде. "С юности она сама создавала образы своих героев- писал о ней М.Л. Алпатов, - играла на сцене собственных придуманных персонажей и саму себя, читала свои стихи и прозу, пела свои песни и танцевала, иногда набиралась смелости и сама сочиняла музыку на свои тексты, писала и издавала свои книги, среди которых всегда выделяла произведения для детей, искренне любивших автора и с радостью принимавших участие в её творческих встречах" .
В годы блокады Т.Л. Лапина стала работницей бюро литературно - художественной пропаганды. Редактор петербургского радио В. Макаров писал об этом: "Тамара Лапина работала в жанре, который на эстраде принято называть "разговорным", и поэтому она неизбежно должна была прийти к созданию своего репертуара, став его автором, режиссером и исполнителем" .В годы блокады Т.Л. Лапина написала стихотворение "Товарищ актриса", которое посвятила своим боевым подругам:
Ты на плечах винтовку не держала,
Тебе в окопах не пришлось лежать,
Другим оружием с врагом ты воевала,
Как лишь актриса может воевать!
А рядом ты в коротком полушубке,
В негнущихся солдатских сапогах,
Но у тебя накрашенные губки,
Актриса ты, и чёртики в глазах.
В этих стихах всё - судьба человека и сама история. История великой страны.
О.М. Нестерова
Ленинградская певица Ольга Мартениановна Нестерова родилась в 1916 году. Нельзя не вспомнить, что среди её предков - великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. В 1936 г. Ольга Нестерова поступила в Ленинградское музыкальное училище. Выпуск курса, на котором училась О.М. Нестерова, состоялся летом 1941 г… В первые дни войны певица поступила во фронтовую артистическую бригаду Ансамбля песни и пляски военно-морского флота. Нестерова выступала с аккомпаниатором - баянистом Владимиром Кузнецовым. Они ходили из одного конца города в другой, таща на саночках баян…
Вместе с ансамблем Нестерова выступала в блокадном городе, на фронте и на боевых кораблях. В марте 1943 года Ольга Мартиниановна стала солисткой только что созданного джаз-оркестра Балтийского флота под управлением Николая Минха. В составе фронтовых бригад Нестерова выступала на Ленинградском и Волховском фронтах, на Ладоге, позже - на Северном и Черноморском флотах. Сама Ольга Мартениановна говорит: "В войну я воочию убедилась, как нужна людям песня. Тогда же я поняла, что без песни немыслима и моя жизнь" . Настоящий подвижник, даже в тяжелейших условиях блокады, Ольга Нестерова продолжала служить актерской профессии.
Всеволод Угрюмов
Пианист Всеволод Угрюмов родился в 1923 году. Его отец, Алексей Иванович, из учительской семьи, закончив Кронштадтское морское инженерное училище, до июня 1917 года служил на крейсере "Аврора" старшим минным офицером, и в соответствии с должностью получил титул личного дворянина.
Мать - Елена Фёдоровна, урождённая баронесса Фон Розен. Образованная женщина сама музицировала с маленьким сыном, а чуть позже определила его в музыкальную школу на Петроградской стороне. Уже тогда В.А. Угрюмов играл на лучших сценах города - в Большом зале Филармонии, Академической Капелле, а принимал участие в конкурсе музыкантов-исполнителей, неизменно занимая почётные места.
Но в 1935 г. семья Угрюмовых, в том числе и 12-летний Всеволод, неожиданно выдворена из Ленинграда и выслана в Астрахань. Уровень музыкального образования здесь был ниже, но в 1940-м Угрюмову чудом удалось вернуться в родной город, на последний курс Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, к профессору А. Николаеву. Но тут вмешалась война.
В её первые дни 17-летний пианист записался в добровольцы и был направлен в 3-й стрелковый полк Первой (Кировской) дивизии народного ополчения. Музыкант участвовал в боях в действующей армии. В одном из сражений боец Угрюмов был тяжело ранен - пуля разбила правый плечевой сустав, прошла насквозь и вышла в двух сантиметрах от позвоночника. Пока вокруг шёл бой, Угрюмов пролежал в окопе, а ночью с гранатой в здоровой руке дополз до позиций Красной Армии. Там ему сделали перевязку, затем отправили в медсанбат. Долгие месяцы боец находился в госпиталях, правая рука не работала, с трудом удалось частично восстановить подвижность плечевого сустава. С мечтой стать дирижером пришлось расстаться.
К строевой службе Угрюмов был признан негодным, получил статус инвалида войны. Он вернулся к родителям в Астрахань, где в это время в эвакуации находился Донецкий оперный театр. Несостоявшийся вроде бы музыкант устроился на техническую должность.
Это было лишь началом жизненного подвига, который мог бы стать достойным сюжетом и для книги и для научного исследования. Всеволод Угрюмов преодолел все роковые препоны и стал виртуозным пианистом, в последствии - главным концертмейстером театра "Родом из блокады" и даже заслуженным артистом России. Жаль, что последнюю новость он так и не узнал…
На пути к победе
В январе 1943 года соединением Ленинградского фронта с Волховским было прорвано вражеское кольцо. Город начал свободнее дышать. Понемногу налаживался быт. Приносили бодрость и вести с фронта. Чувствовалось, что приближается великий перелом в ходе войны. В Ленинграде начал работать ещё один театр — Городской драматический, в помещении Пассажа, долго ещё после войны неофициально именовавшийся «блокадным». А в закалённом, видавшем виды Театре музыкальной комедии, всё ещё помещавшемся в здании Театра имени А. С. Пушкина, работа давно уже шла в полную силу. Готовилась одна из труднейших классических оперетт — «Летучая мышь» Штрауса.
1944 год в Ленинграде был особенным. В январе город был окончательно освобождён от фашистского окружения. В воздухе реяло предчувствие близкой победы. Ещё никто не говорил о конце войны; ещё не везде были закрашены красно-синие надписи на домах: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»; ещё в квартирах и учреждениях стояли маленькие железные печки с длинными трубами, выведенными в зафанеренные окна; но в ритме строек и восстановления города, в ежевечерних салютах и самых будничных вещах, забытых за три года войны — в чистоте улиц, в нормальном электрическом освещении, в бесперебойной работе водопровода, в изобилии радостной музыки по радио, — угадывался грядущий близкий мир.
Осенью 1944 года, когда после трёхлетнего перерыва вернулись из эвакуации и возобновили работу все ленинградские театры, Музыкальная комедия возвратилась в свой стационар на улице Ракова, восстановленный усилиями всего коллектива. Последней премьерой военных лет была «Сирень-черёмуха », — хороший, светлый реалистический спектакль о жителях маленького городка в далёком тылу, на Волге, по-своему участвующих в битве за Родину. Последний блокадный год принес новые премьеры, новые, имевшие широкий резонанс, концерты, которые спорили с жестокими артиллерийскими обстрелами врага.
Ленинграду стало уже не хватать своих исполнителей, откликаясь на приглашения, в город начали прибывать музыканты из других городов. Особенно насыщенными музыкой были праздничные дни. На 43-й год пришлось несколько «круглых» дат: 25-летие Красной Армии и комсомольской организации, 50-летие со дня смерти Чайковского и 240-летие города на Неве. В праздничных мероприятиях участвовали все музыканты города и гастролеры.
Январь 1944 года принес ленинградцам долгожданную весть – поздно вечером 27-го числа стало известно о полной ликвидации вражеского кольца. Город выстоял. Усилиями каждого, огромными жертвами цементировалась его стойкость. Значительный вклад в победу внесли артисты…
Ленинградцы выстояли и победили во многом потому, что были духовно выше своего противника. Об этом свидетельствует и своеобразный термин, возникший в осаждённом городе "моральный дистрофик" . И стать моральным дистрофиком гораздо страшнее, чем дистрофиком физическим…
Артисты блокадного Ленинграда совершали подвиг, выступая часто в опасных зонах, рискуя своей жизнью…невзирая на усталось, истощённость и постоянный голод. Они поддерживали своей артистической деятельностью людей, укрепляя их дух и бодбадривая в столь тяжёлое время…они спасали свою любимый город и страну в целом. Так скажем спасибо этим артистам-героям, героям блокадной сцены…
Информация о работе Концертная деятельность ленинградских артистов в дни блокады Ленинграда