Концертная деятельность ленинградских артистов в дни блокады Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Как ни грустно, но блокадным актёрам сегодня уделяется не так много нашего внимания. Не так много, как они заслужили. Ленинградские артисты через годы пронесли свою особую ленинградскую гордость и красоту. А память и любовь зрителя особенно важны для артиста.

Содержание работы

1.Введение
2.Герои блокадной сцены
3.Ленинградская симфония
4.Театр музыкальной комедии
5.Минуя голод и холод
6.Т.Л. Лапина
7.О.М.Нестерова
8.Всеволод Угрюмов
9.На пути к победе

Файлы: 1 файл

Блокада ленинграда_Лиза.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

          С переходом коллектива в новое помещение темп работы усилился. Шла работа над новой опереттой «Любовь моряка» Бенацкого, начались репетиции «Периколы». Всё так же игрались «Холопка», «Три мушкетера», «Баядера», «Сильва» и другие. Грим замерзал, и для того, чтобы наложить тон, приходилось отогревать его на груди. Голос садился в середине арии. 31-го декабря в 19 часов 15 минут в здании театра им. Пушкина силами артистов Музыкальной комедии был дан большой новогодний концерт. В середине января 1942 года театр перестал получать электроэнергию. Спектакли пришлось прекратить. По тёмному зданию театра понуро бродили актёры. Это грозило моральной смертью, и актёров нужно было загрузить работой. Вместо одной репетиции назначали в день по две и три. Упорно продолжались музыкальные и хореографические уроки. Всех актёров разделили на концертные бригады, выехавшие обслуживать части Красной Армии. . Артистов театра можно было увидеть в те дни на кораблях в Кронштадте и на Неве, на переднем крае обороны в районе Рыбацкого и у Пулковских высот, на Карельском участке фронта и в районе больницы Фореля.

         Певица Тамара Сальникова так вспоминает те дни: «Когда в театре погас свет и прекратились спектакли, мы почти ежедневно, а иногда по нескольку раз в день выступали перед фронтовиками. Исполняешь „В землянке“ Листова, „Играй, мой баян“ Соловьева-Седого или зажигательную „Карамболину“ из „Фиалки Монмарта“ Легара и видишь, как теплеют глаза бойцов, чувствуешь — им нужно твоё искусство. Нередко бойцы делились с нами своим скромным фронтовым пайком. Тот, кто провёл в Ленинграде блокаду, знает, чем была для нас ложка горячей пшенной каши».

 

 

 

                        Минуя голод и холод

 

        В том же здании театра им. Пушкина дают балетные и оперные спектакли, не уехавшие из города артисты труппы Кировского театра (Мариинского). Причем в оперных и даже балетных постановках артисты выступают в настоящих сценических костюмах, несмотря на лютый холод, т.к. помещения театра не отапливаются. Артисты театров, Радиокомитета, песенных и танцевальных ансамблей, музыканты оркестра, состоят также в творческих бригадах - выезжают на фронт, выступают в госпиталях перед ранеными. 
При ленинградских домах Красной армии и Военно-морского флота было создано около 80-ти творческих бригад. 
         Даже самый страшный период - первая блокадная зима был отмечен культурными событиями. 07.12.41 г. в Большом зале филармонии состоялся концерт Симфонического оркестра Радиокомитета в сопровождении духового оркестра Ленинградского гарнизона - музыканты исполнили увертюру П.И. Чайковского "1812 год". В том же декабре 1941-го в фойе бельэтажа заиндевелого здания Александринки зазвучали мелодии Моцарта - артист Пушкинского драматического театра Н. Левицкий сумел устроить небольшой концерт, посвященный 150-летию со дня смерти гениального композитора.  
          Факт, что в городе из музыкальных коллективов оставался только один Большой симфонический оркестр (под управлением К.И. Элиасберга) недостоверен. Кроме симфонического всю войну провел в Ленинграде и оркестр народных инструментов во главе с Н. Селицким.  
         Сотни ленинградских актеров вошли во фронтовые бригады. Они выступали перед пехотинцами, артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками, партизанами. Сценической площадкой служили лесная поляна, кузов автомашины, палуба корабля и даже... платформа бронепоезда. Это была для артистов работа трудная, но благодарная, ибо она давала бойцам заряд бодрости и оптимизма.  
На передовой, на самых напряженных участках фронта работали кинохроникеры. Много блокадных сюжетов снял молодой Роман Кармен. Все это без промедления появлялось на экране. А кино везде пользовалось огромной популярностью. Даже если фасад кинотеатра был испещрен осколками... 
     Люди искусства совершали тот же подвиг, что и все жители города.

      Ленинградские артисты, живших и работавшие в условиях блокады, как и все горожане, страдали от голода. "Они были похожи на дистрофиков, - писал в мемуарах командир одного из подразделений Ленинградского фронта, - Я спросил: "Как, товарищи, вы сейчас покушаете, а потом будете выступать, или сначала выступать, а потом кушать?" А они с укоризной посмотрели на меня и чуть ли не в один голос сказали: "А можно сначала покушать, а потом выступить и опять покушать?"

        В январе - самом тяжелом месяце блокады готовить передачи и организовывать выступления почти не удавалось. Пришлось пользоваться газетными материалами: зачитывали сводку Информбюро, несколько газетных статей и информаций. Бывало, что за целый день передачи составляли несколько минут, все остальное время из репродуктора доносился только стук метронома.  
 
        23 февраля 1942 г., после многих недель музыкального безмолвия прозвучал первый живой концерт: выступали ансамбль песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта, ансамбль Балтийского флота, а также известные всему Ленинграду певцы: В. Легков, С. Преображенская, И. Нечаев и др. В это же время возобновляется деятельность симфонического оркестра, начинаются первые репетиции. С весны 42-го концерты симфонического оркестра и оперы в концертном исполнении становятся привычными, регулярно транслируются произведения русских и западных классиков.  
 

 

                                 Т.Л. Лапина

 

         Широкую известность в годы блокады приобрела драматическая актриса Тамара Леонидовна Лапина.

         Она родилась в 1913 году. Став артисткой, одинаково успешно выступала на сцене драматического театра, в мюзик-холле, оперетте и на эстраде. "С юности она сама создавала образы своих героев- писал о ней М.Л. Алпатов, - играла на сцене собственных придуманных персонажей и саму себя, читала свои стихи и прозу, пела свои песни и танцевала, иногда набиралась смелости и сама сочиняла музыку на свои тексты, писала и издавала свои книги, среди которых всегда выделяла произведения для детей, искренне любивших автора и с радостью принимавших участие в её творческих встречах" .

         В годы блокады Т.Л. Лапина стала работницей бюро литературно - художественной пропаганды. Редактор петербургского радио В. Макаров писал об этом: "Тамара Лапина работала в жанре, который на эстраде принято называть "разговорным", и поэтому она неизбежно должна была прийти к созданию своего репертуара, став его автором, режиссером и исполнителем" .В годы блокады Т.Л. Лапина написала стихотворение "Товарищ актриса", которое посвятила своим боевым подругам:

Ты на плечах винтовку не держала,

Тебе в окопах не пришлось лежать,

Другим оружием с врагом ты воевала,

Как лишь актриса может воевать!

А рядом ты в коротком полушубке,

В негнущихся солдатских сапогах,

Но у тебя накрашенные губки,

Актриса ты, и чёртики в глазах.

       В этих стихах всё - судьба человека и сама история. История великой страны.

 

                          О.М. Нестерова

 

         Ленинградская певица Ольга Мартениановна Нестерова родилась в 1916 году. Нельзя не вспомнить, что среди её предков - великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. В 1936 г. Ольга Нестерова поступила в Ленинградское музыкальное училище. Выпуск курса, на котором училась О.М. Нестерова, состоялся летом 1941 г… В первые дни войны певица поступила во фронтовую артистическую бригаду Ансамбля песни и пляски военно-морского флота. Нестерова выступала с аккомпаниатором - баянистом Владимиром Кузнецовым. Они ходили из одного конца города в другой, таща на саночках баян…

          Вместе с ансамблем Нестерова выступала в блокадном городе, на фронте и на боевых кораблях. В марте 1943 года Ольга Мартиниановна стала солисткой только что созданного джаз-оркестра Балтийского флота под управлением Николая Минха. В составе фронтовых бригад Нестерова выступала на Ленинградском и Волховском фронтах, на Ладоге, позже - на Северном и Черноморском флотах. Сама Ольга Мартениановна говорит: "В войну я воочию убедилась, как нужна людям песня. Тогда же я поняла, что без песни немыслима и моя жизнь" . Настоящий подвижник, даже в тяжелейших условиях блокады, Ольга Нестерова продолжала служить актерской профессии.

 

                          Всеволод Угрюмов

 

        Пианист Всеволод Угрюмов родился в 1923 году. Его отец, Алексей Иванович, из учительской семьи, закончив Кронштадтское морское инженерное училище, до июня 1917 года служил на крейсере    "Аврора" старшим минным офицером, и в соответствии с должностью получил титул личного дворянина.

         Мать - Елена Фёдоровна, урождённая баронесса Фон Розен. Образованная женщина сама музицировала с маленьким сыном, а чуть позже определила его в музыкальную школу на Петроградской стороне. Уже тогда В.А. Угрюмов играл на лучших сценах города - в Большом зале Филармонии, Академической Капелле, а принимал участие в конкурсе музыкантов-исполнителей, неизменно занимая почётные места.

      Но в 1935 г. семья Угрюмовых, в том числе и 12-летний Всеволод, неожиданно выдворена из Ленинграда и выслана в Астрахань. Уровень музыкального образования здесь был ниже, но в 1940-м Угрюмову чудом удалось вернуться в родной город, на последний курс Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, к профессору А. Николаеву. Но тут вмешалась война.

        В её первые дни 17-летний пианист записался в добровольцы и был направлен в 3-й стрелковый полк Первой (Кировской) дивизии народного ополчения. Музыкант участвовал в боях в действующей армии. В одном из сражений боец Угрюмов был тяжело ранен - пуля разбила правый плечевой сустав, прошла насквозь и вышла в двух сантиметрах от позвоночника. Пока вокруг шёл бой, Угрюмов пролежал в окопе, а ночью с гранатой в здоровой руке дополз до позиций Красной Армии. Там ему сделали перевязку, затем отправили в медсанбат. Долгие месяцы боец находился в госпиталях, правая рука не работала, с трудом удалось частично восстановить подвижность плечевого сустава. С мечтой стать дирижером пришлось расстаться.

         К строевой службе Угрюмов был признан негодным, получил статус инвалида войны. Он вернулся к родителям в Астрахань, где в это время в эвакуации находился Донецкий оперный театр. Несостоявшийся вроде бы музыкант устроился на техническую                должность.

          Это было лишь началом жизненного подвига, который мог бы стать достойным сюжетом и для книги и для научного исследования. Всеволод Угрюмов преодолел все роковые препоны и стал виртуозным пианистом, в последствии - главным концертмейстером театра "Родом из блокады" и даже заслуженным артистом России. Жаль, что последнюю новость он так и не узнал…

 

                           На пути к победе

 

         В январе 1943 года соединением Ленинградского фронта с Волховским было прорвано вражеское кольцо. Город начал свободнее дышать. Понемногу налаживался быт. Приносили бодрость и вести с фронта. Чувствовалось, что приближается великий перелом в ходе войны. В Ленинграде начал работать ещё один театр — Городской драматический, в помещении Пассажа, долго ещё после войны неофициально именовавшийся «блокадным». А в закалённом, видавшем виды Театре музыкальной комедии, всё ещё помещавшемся в здании Театра имени А. С. Пушкина, работа давно уже шла в полную силу. Готовилась одна из труднейших классических оперетт — «Летучая мышь» Штрауса.

         1944 год в Ленинграде был особенным. В январе город был окончательно освобождён от фашистского окружения. В воздухе реяло предчувствие близкой победы. Ещё никто не говорил о конце войны; ещё не везде были закрашены красно-синие надписи на домах: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»; ещё в квартирах и учреждениях стояли маленькие железные печки с длинными трубами, выведенными в зафанеренные окна; но в ритме строек и восстановления города, в ежевечерних салютах и самых будничных вещах, забытых за три года войны — в чистоте улиц, в нормальном электрическом освещении, в бесперебойной работе водопровода, в изобилии радостной музыки по радио, — угадывался грядущий близкий мир.

          Осенью 1944 года, когда после трёхлетнего перерыва вернулись из эвакуации и возобновили работу все ленинградские театры, Музыкальная комедия возвратилась в свой стационар на улице Ракова, восстановленный усилиями всего коллектива. Последней премьерой военных лет была «Сирень-черёмуха », — хороший, светлый реалистический спектакль о жителях маленького городка в далёком тылу, на Волге, по-своему участвующих в битве за Родину.                              Последний блокадный год принес новые премьеры, новые, имевшие широкий резонанс, концерты, которые спорили с жестокими артиллерийскими обстрелами врага.

      Ленинграду стало уже не хватать своих исполнителей, откликаясь на приглашения, в город начали прибывать музыканты из других городов. Особенно насыщенными музыкой были праздничные дни. На 43-й год пришлось несколько «круглых» дат: 25-летие Красной Армии и комсомольской организации, 50-летие со дня смерти Чайковского и 240-летие города на Неве. В праздничных мероприятиях участвовали все музыканты города и гастролеры.

        Январь 1944 года принес ленинградцам долгожданную весть – поздно вечером 27-го числа стало известно о полной ликвидации вражеского кольца. Город выстоял. Усилиями каждого, огромными жертвами цементировалась его стойкость. Значительный вклад в победу внесли артисты…

 

         Ленинградцы выстояли и победили во многом потому, что были духовно выше своего противника. Об этом свидетельствует и своеобразный термин, возникший в осаждённом городе "моральный дистрофик" . И стать моральным дистрофиком гораздо страшнее, чем дистрофиком физическим…

          Артисты блокадного Ленинграда совершали подвиг, выступая часто в опасных зонах, рискуя своей жизнью…невзирая на усталось, истощённость и постоянный голод. Они поддерживали своей артистической деятельностью людей, укрепляя их дух и бодбадривая в столь тяжёлое время…они спасали свою любимый город и страну в целом. Так скажем спасибо этим артистам-героям, героям блокадной сцены…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Концертная деятельность ленинградских артистов в дни блокады Ленинграда