Контрольная работа по "Методика музыкального образования "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Использование метода проектов в деятельности учителя музыки
Современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг Человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости.
По словам Н.Е. Щурковой:
«Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя».

Файлы: 1 файл

конт раб по метод муз обр.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету Методика музыкального образования

 

 

 

 

 

 

 

                     Выполнил: Мироненко Т.А.,

                                                          студентка  группы  МУЗ-10

                                         программа «Музыка в образовании» 

 

                            Проверил: Юрьева Г.С.,  преподаватель

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск-Шахтинский

2015г.

 

 

Использование метода проектов в деятельности учителя музыки

Современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг Человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости.

По словам Н.Е. Щурковой:

«Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя».

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью».

При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается как процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению», результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека». 

 Работа учителя музыки в  условиях современной школы предполагает  развитие творческих способностей  обучающихся путем поиска эффективных  приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время - в период модернизации российского образования.

Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными,  прежде всего,  являются эмоции и чувства ученика, а музыка - это и есть эмоции и чувства. 

 В современных условиях гуманистическая  философия образования реализуется  с помощью разнообразных технологий, целью которых является не  только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика.  

 Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагоги педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения музыке в средней школе?

Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

  1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
  2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

 

  Для того чтобы разбудить  в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему  интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.д.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

- во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

-  во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

-   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные  способности, интересы, жизненный опыт  каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать  проблему, предложить обучающимся  идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

 

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. 

5. Подведение итогов проектной  работы.

Количество шагов - этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.   

 Начало проектной деятельности  школьников обычно очень простое. Например, «Портрет композитора», «Путешествие  в мир музыкальных инструментов»  и т.д. У детей  должно создаться  впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

- мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых композиторов», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.).

- с удовольствием ребята начальных классов выполняют и такие ролевые проекты - как инсценирование детских песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. 

 По характеру конечного продукта  проектной деятельности, можно выделить  следующие виды проектов в  области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику, начиная с 3 класса.

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты - музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты - музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д. 

 Проекты предполагают активизацию  обучающихся: они должны сами  добывать новые знания, общаться  с другими людьми, искать фотографии  и рисунки, и даже самостоятельно  монтировать музыку и записывать  ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие  разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.    

 Эта технология позволяет  реализовывать не только образовательные  задачи, но и воспитательные. Обучающиеся  могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.  

Информация о работе Контрольная работа по "Методика музыкального образования "