Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций
Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы
1 Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы. Литература всегда отражает господствующие в обществе настроения, психологию, культуру (в том числе и материальную), то есть самосознание эпохи и ее реалии. С другой стороны, один из основных путей изучения эпохи — работа с литературой данного исторического периода. Так, изучая старофранцузский героический эпос, мы видим эпоху становления и расцвета рыцарства во всех ее проявлениях; это не может не пробудить интерес к эпосу отечественному, к нашей собственной истории и культуре. Актуальность избранной темы определяется прежде всего насущной потребностью литературоведения, преодолевая узкофилологическую направленность, провозглашенную структурализмом и постструктуролизмом, обратиться к исследованию художественного произведения в контексте отраженной в нем истории, а также недостаточной изученностью в отечественной науке одного из важнейших памятников словесности средневековой Франции «Песнь о Роланде».
род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности. Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.
Эпические жанры: крупные
- эпопея, роман, эпическая поэма; средние
- повесть, малые - рассказ, новелла, очерк.
Также к эпосу относятся
Эпическое произведение, таким образом, не имеет ограничений в своем объеме. По словам В.Е. Хализева, "Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы"..
Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя, который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика.
Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения "способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека".
До XVIII в. ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная. В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая.
Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея.
1. Героический эпос – вид народной поэзии.
· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.
· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).
· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога
· в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение
2. Темы:
· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)
· верная служба сеньору, королю
· феодальные распри
3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.
· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.
· В других он отходит на второй
план, он объединяет всё действие, но уступает
роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные),
главное – Роланду.
2 В
7 веке на авансцену истории выходит новый
слой. Рыцарство возникает и сословно
оформляется благодаря крестовым походам.
Оформившись сословно, они начинают вырабатывать
собственную идеологию. Кодекс рыцарского
благородства – куртуазность (фр. cour –
двор). Рыцарь должен быть вежливым, воспитанным,
грамотным. Должен уметь слагать стихи
в честь дамы. Соприкосновение восточной
и кельтской фольклорной стихии. В
основном Куртуазная литература отражает
психоидеологию сосредоточенной при дворах
крупных владетелей-сеньоров прослойки
служилого рыцарства, вместе с тем Куртуазная
литература является орудием борьбы за
новую идеологию с феодально-церковным
мировоззрением предшествующей эпохи.
Создателями куртуазной лирики были трубадуры
– провансальские поэты и певцы. Происхождение
самого слова “трубадур” связано со значением
глагола trobar -- "находить" (в значении
"изобретать, находить новое”). Время
существования – XI-XIII вв. Надо отметить,
что трубадуры, в отличие от вагантов,
которые писали как на латыни, так и на
родном языке, писали исключительно на
провансальском языке. Первым трубадуром
считается Гильем Аквитанский.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Куртуазной литературы
характеризуется прежде всего
ростом индивидуального
На столкновении
интересов различных
Рыцарский подвиг:
Самодовлеющий
рыцарский подвиг-авантюра (l’aventure,
diu aventiure), совершаемый без всякой
связи с интересами рода и
племени, служит прежде всего
для возвышения личной чести (onor, ere) рыцаря
и лишь через это — чести его дамы и его
сеньёра. Но и сама авантюра интересует
куртуазных поэтов не столько внешним
сплетением событий и действий, сколько
теми переживаниями, к-рые она пробуждает
в герое. Конфликт в куртуазной литературе
— это коллизия противоречивых чувств,
чаще всего — коллизия рыцарской чести
и любви.
Любовь не заинтересована
в результатах, она
Центральное место в поэтическом мире трубадуров занимало понятие Fin’Amors (“тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом) как источник всего комплекса куртуазных качеств, начиная верностью и доблестью и заканчивая любыми формами вежества и обходительности. Этому понятию противостоит Fals’Amors - “неистинная”, “бессмысленная” любовь - порождение абстрактного зла, выводящая за пределы куртуазного мира. Вокруг оппозиции этих двух понятий формируется сложный комплекс терминов, составляющих основное ядро куртуазных ценностей. Все это отразилось в изображении аллегорического Дерева Любви.
ТЕМАТИКА
Тематика Куртуазной
литературы — характеризуется
четким отталкиванием как от
круга библейских и
Так определяются
три основных цикла сюжетов
куртуазного эпоса:
а) античный
цикл, охватывающий сюжетику
б) тесно примыкающий
к античному византийско-
в) наиболее
характерный для Куртуазной
1. Развитие:
· популярна XIII ← рост городов, хотя зародилась раньше
· борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма
· к XII драма секуляризируется →светские элементы – мистерии / миракли →комич. театр
2. литургическая драма:
· всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный
· исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица
3. мистерии: XII-XIII
· на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали
· от алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы
англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII)
· XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха
· XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.
· сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть
· сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)
4. циклические мистерии – поздние, >1450
«Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли
123 во всех мистериях:
· интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно
· много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов
· пышное и занимательное зрелище
5. миракли: XIII
· источники – предания о чудесах богоматери, святых
· сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план
· «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф
6. комический театр XIV-XV
· источник: народное комедийное творчество – жонглёрское
· Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали
· появляются профессиональные актеры
· жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотú (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл)
· фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых