Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций
Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы
"Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". Сельский священник" и др.).
Причины явлений широко раскрываются во втором цикле автора, который носит название "Философские этюды" и включает: "Шагреневую кожу", "Элексир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драму на взморье", "Примиренного Мельмота" и др. произведения.
"Аналитические
этюды" - третий цикл эпопеи. В
нем писатель пытается
Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" - разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не имеет конца общая ткань жизни, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла. Он состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.
12Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert; 12 декабря 1821, Руан — 8 мая 1880, Круассе) — французский романист, первый писатель-модернист[источник не указан 104 дня], отец реализма. Автор романов «Мадам Бовари» (1856) и «Саламбо» (1862).
Юность писателя
связана с провинциальными
В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой автор будет работать всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали. Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при ее резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.
Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку.
Третий роман «Воспитание
чувств» (1869) оказался насыщен социальными
проблемами. В частности, в романе
описываются европейские
В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.
Блестящий стилист, по многу лет оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.
Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».
Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его Письма (Correspondence, опубл. 1887–1893). В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.
Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта.
13 ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж - 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
Начало литературной карьеры После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса "Эдип", благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом "де Вольтер". Крупная эпическая поэма "Генриада", первоначально названная "Лига" (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.
Пребывание в Англии. "Философские письма"
В начале 1726 произошла
стычка Вольтера с шевалье
де Роганом, позволившим себе
публично насмехаться над его
попыткой скрыть под
Сирейский период
Решив не искушать
судьбу, Вольтер тогда же, в 1734,
удалился в Сирей,
Воинственный
скепсис сирейского периода
Вольтер-придворный
В 1744 началась
краткая и неудачная карьера
Вольтера-царедворца. Литературная
известность и влиятельные покровители
обеспечили ему место придворного историографа
Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание
во Французскую Академию, однако ему так
и не удалось снискать расположение короля,
несмотря на все заискивания писателя.
Холодность Людовика XV, разочарование
в версальском дворе, смерть маркизы Дю
Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение
Фридриха II, ко двору которого он явился
в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом
началась еще в 1736 с восторженного письма
молодого кронпринца. В последующее десятилетие
они несколько раз встречались. Полагаясь
на испытанную годами привязанность и
щедрость "короля-философа", Вольтер
рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи
ему открылись во Фридрихе не только острый
ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало
причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.
Вольтер
и "Энциклопедия" В декабре 1754 Вольтер
прибыл в Швейцарию, где ему предстояло
провести большую часть оставшейся жизни.
В окрестностях Женевы он купил небольшое
имение, названное им "Делис" ("Отрада").
Здесь Вольтер начал сотрудничать в "Энциклопедии"
Дидро и Д'Аламбера. Первые его статьи
появились в 1755 в 5-м томе: "Дух", "Красноречие",
"Изящество". Уже к 1756 из-под его пера
вышла дюжина энциклопедических статей,
отличавшихся большой смелостью. Так,
в статье "История" (1756) он выразил
сомнение в достоверности многих исторических
сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а
в статье "Идол, идолопоклонник, идолопоклонство",
написанной в 1757, а вышедшей только в 1765
в 8-м томе "Энциклопедии", утверждал,
что христиане в сущности ничуть не меньше
идолопоклонники, чем язычники. Именно
Вольтер поддержал Д'Аламбера в его намерении
опубликовать знаменитую статью "Женева"
(1757, 7-й т.). Похвалы республиканскому строю
и вольнолюбивым женевцам звучали в ней
как критика французской действительности.
Кальвинистские пасторы Женевы были представлены
почти как деисты, что далеко не соответствовало
истине, однако расправа Кальвина над
Серветом была уподоблена ужасной Варфоломеевской
ночи. Решительный протест самих пасторов
и Женевского университета поставил швейцарских
друзей "Энциклопедии" в затруднительное
положение, они признали статью неудачной.
Фернейский период
После всего
случившегося Вольтер решил
Ферней стал
тем местом, где в течение 20
лет разворачивалась
Наибольшую известность
на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру
его участие в защите доброго имени таких
жертв религиозных и политических преследований,
как Калас, Сирвен, шевалье де Ла Барр,
граф де Лалли. Призыв Вольтера: "Раздавите
гадину!", впервые прозвучавший в письме
к д'Аламберу в октябре 1760, был направлен
против всесильной католической церкви.
Впрочем, не менее знаменита и другая его
крылатая фраза, относящаяся к 1769: "Если
бы Бога не существовало, его следовало
бы выдумать". Он отнюдь не призывал
вовсе отказаться от религии - она по-прежнему
должна была оставаться уздой для народа.
Возвращение в Париж. Смерть
На склоне лет,
когда Вольтеру исполнилось 83
года, он решил еще раз, может
быть последний, повидать