Методика Т.Лешетицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Федор Осипович Лешетицкий родился 22 июня 1830 года в местечке Ланкут в Галиции, ныне воеводство Польши. Его отец, Йозеф Лешетицкий, тоже поляк, был учеником К.Черни и по рекомендации своего учителя работал учителем музыки детей тайного советника обергофмейстера Галиции графа Альфреда Потоцкого , принадлежавшего к младшей ветви этого старинного рода. Отец и был первым учителем музыки своего сына, с детства привив ему основы черниевской школы. Начав заниматься с 5 лет. Теодор должен был заниматься ежедневно 2 часа под строгим контролем отца.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..стр.2
Основы метода Т.О.Лешетицкого………………………….стр.5
Некоторые общие правила…………………………………стр.11
Заключение………………………………………………….стр.14
Список использованной литературы………………………стр.15

Файлы: 1 файл

Страницы жизни Т.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      

                       ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                         ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

 

 

 

Доклад  на тему    « методика Т.О. Лешетицкого ».

 

 

 

 

                                                                                 Составитель:

                                                                               Колотвина Д.В.

                                                                               преподаватель

 

 

                  

 

 

 

 

                                   Краснодар 

                                         2013

                                 Содержание:

Введение ……………………………………………………..стр.2       

Основы метода Т.О.Лешетицкого………………………….стр.5

Некоторые общие правила…………………………………стр.11

Заключение………………………………………………….стр.14

Список использованной литературы………………………стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение.

Федор Осипович Лешетицкий родился 22 июня 1830 года в местечке Ланкут в Галиции, ныне воеводство Польши. Его отец, Йозеф Лешетицкий, тоже поляк, был учеником К.Черни и по рекомендации своего учителя работал учителем музыки детей тайного советника обергофмейстера Галиции графа Альфреда Потоцкого , принадлежавшего к младшей ветви этого старинного рода. Отец и был первым учителем музыки своего сына, с детства привив ему основы черниевской школы. Начав заниматься с 5 лет. Теодор должен был заниматься ежедневно 2 часа под строгим контролем отца.

Пианистический дебют  девятилетнего мальчика состоялся  в 1839 году во Львове и был ознаменован  исполнителем Концертино К.Черни для  фортепиано с оркестром. Дирижировал  Ф.К.Моцарт,сын великого Моцарта. Дебют  имел успех и мальчика после этого  начали называть вундеркиндом.

В 1840 году семья переселилась в Вену, где с 1841 года мальчик начал учиться  фортепианной игре у самого К.Черни ,ученика Бетховена и учителя великого Листа. Лешетицкий оказался замечательным учеником и на всю жизнь усвоил то, что получил от Черни. Все это дало Лешетицкому основание заявить впоследствии: «Что касается метода, я учу точно тому, чему меня научил Черни .»

 К 1844 году относится  и начало его собственной педагогической  деятельности. Параллельно (1842-1848) Лешетицкий  также изучал  юриспруденцию в  Венском университете.

В сентябре 1852 года в жизни  Лешетицкого начинается  двадцатишестилетний  русский период. Можно сказать, что  с этим периодом совпал период зрелости артиста и педагога. Лешетицкий переезжает в Петербург ,где регулярно выступает с концертами и имеет частную педагогическую практику.

 Вскоре по приезде  Петербург Лешетицкий играл перед  царем Николаем I. То происходило  так. После приглашения во дворец  за ним была послана великолепная  карета, а во дворце был сервирован изысканный ужин.  Однако, рояль, на котором предложили играть, был в ужасном состоянии, и Лешетицкий - тогда молодой человек двадцати с небольшим лет – к большому неудовольствию царя играть категорически отказался. Все

 

                                                         2

ожидали, что пианиста просто вышлют после этого из России, но, против ожидания, этого не произошло  и его пригласили во дворец вторично. Однако на этот раз карету за ним  не посылали, а ужин был очень  скудным и сервирован в маленькой  спальне. Зато рояль был в отличном состоянии, и Лешетицкий играл замечательно и имел большой успех.

Петербургская консерватория  была организована в 1862 году. Именно Лешетицкого  пригласил Антон Рубинштейн руководить в ней отделом специального фортепиано, и Лешетицкий проработал в этой должности 16 лет. На фортепианном отделе поначалу работали три профессора, каждый из которых имел своего ассистента. Это были Антон Рубинштейн, А.Дрейшок и Лешетицкий.

 Лешетицкий имел 11 учеников, впоследствии число студентов  выросло до 32.  Многие его ученики  стали профессорами петербургской  и других консерваторий. В частности,  небезызвестен факт, что его ученики  были в начале 20 века директорами  всех русских консерваторий, за  исключением петербургской: В.И.Сафонов - Московской, В.В.Пухальский- Киевской, Д.Д.Климов- Одесской, И.И.Сливинский- Саратовской. Каждый из них обучал десятки студентов, среди которых плеяда таких выдающихся «музыкальных внуков» Лешетицкого, как А.Н.Скрябин, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Л.В.Николаев и многие другие. «Музыкальным внуком» был и С.Т.Рихтер, первым учителем которого был его отец Т.Рихтер, прфессор Одесской консерватории по органу, прямой ученик Лешетицкого. Думается, не случайно среди прямых учеников были талантливая А.П.Щетинина, в будущем мать А.Н.Скрябина; Е.П ; Е.П.Турыгина,в будущем мать А.К.Глазунова .

Лешетицкий был ярчайшим представителем авторитарной педагогики. На уроке он неизменно требовал от ученика точного выполнения своих  указаний непосредственно сразу  после своего показа.

Анна Есипова, одна из первых выпускниц консерватории его  класса, а впоследствии ассистентка  и жена, своими блестящими и длительными  гастролями в Европе и США создала  Лешетицкому уже поистине мировую  славу выдающегося педагога.

Оказавшись в 1878 году в  Вене. Лешетицкий в течение 37 лет  преподавал только частным образом. Недостатка в учениках он не испытывал- напротив.

                                                          3

Живя в Вене, Лешетицкий общался с крупнейшими музыкантами своего

времени.  Среди них  были Франц Лист, Иоганнес Брамс, Антон  Рубинштейн. Ученики Лешетицкого: А.Есипова, И.Падеревский, Б.Моисевич, К.Гудзон, А.Шнабель, В.И.Сафонов, С.М.Майкопар, Ф.Шмидт и  многие другие.

Сам Лешетицкий  книг и  методических записей не оставил  и многократно скромно заявлял. Что не делает ничего нового, а просто претворяет в жизнь методику своего учителя Черни.ничего не изменяя.

Информацию о методе Лешетицкого  можно получить из многих источников. Существует целый ряд содержательных описаний занятий Лешетицкого, сделанный его учениками в работах биографического или мемуарного жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       4

                Основы метода Лешетицкого.

           Положение за фортепиано.  Рука и ее постановка.

Выражение маэстро Лешетицкого: «Надо сидеть за фортепиано непринужденно  прямо - как хороший наездник на лошади, давая рукам движения настолько, насколько это нужно – как  наездник позволяет двигаться своей  лошади».

Многие – даже значительные пианисты – обращают внимания на красивое положение при игре. Ухо слушателя  должно изначально быть прикреплено  глазом, посредством чего он станет восприимчивее.

Подлинное ощущение  - не в позе. Мимике и выражении лица пианиста, а в его пальцах. И  это ощущение остается порой не выявленным – если,  конечно, оно действительно имеется.

От так называемой аристократической  руки, узкой с мягкими формами  и хорошо ухоженными ногтями, пианист  должен отказаться. Хорошо разработанная  пианистическая рука будет раздаваться  вширь, станет подвижной в суставах и мускулистой и покажет широкие  кончики пальцев. Ногти также  должны содержаться короткими .

Слишком большие руки на фортепиано не всегда являются преимуществом, но слишком маленькие часто ущербны, хотя маленькие руки в общем больше способны к сопротивлению, чем больше, и легче овладевают жемчужной  техникой.

Рука должна принять очень  выпуклую куполообразную форму. Сустав запястья при этом должен быть немного  ниже, чем косточки в середине кисти. Наконец, пальцы сгибают так,  чтобы  последняя ногтевая фаланга пальца стояла на клавише вертикально и  касалась ее только кончиком.

 

 

              Упражнение  кисти, пальцевые упражнения.

Освоив с уверенностью постановку руки, держите достаточно плотно прижатыми пять белых клавиш и медленно , а затем чаще двигайте кисть вниз  и опять вверх. При  этом обращайте внимание на то, чтобы  кисть 

                                                             5

оставалась куполообразной, пальцы не изменяли их постановки, сустав запястья при обратном движении вверх  не выходил за свой первоначальный уровень, и верхняя часть руки не двигалась вместе.

Повторяйте это упражнение только в  первые дни обеими руками попеременно.

 

.                               Упражнение кисти.

Освоив с уверенностью постановку руки, держите достаточно плотно прижатыми пять белых клавиш и медленно, а затем чаще двигайте кисть вниз и опять вверх. При  этом обращайте внимание на то, чтобы  кисть оставалась куполообразной, пальцы не изменяли их постановки, сустав запястья при обратном движении вверх не выходил  за свой первоначальный уровень, и верхняя  часть руки не двигалась вместе с  ними.

Повторяйте это упражнение только в первые дни обеими руками попеременно.

 

                           Некоторые общие правила.

Уже при пальцевых упражнениях  очень важны следующие основные правила. Усвойте их, поэтому прямо с самого начала.

Все пальцевые упражнения по - началу нужно играть только легким звуком. Только спустя два – три дня попытайтесь играть их сильнее. При этом старайтесь извлекать звуки всеми пальцами с равномерной силой. Слабого не надо специально оберегать, а нужно вырабатывать на нем сильнейший нажим, он должен стать равным другим пальцам.

 

Нужно слышать, звучат ли звуки, в конечном счете, одинаково сильно

Нехорошо в первое время  повторять пальцевые упражнения вплоть до утомления. Избегайте этого, чаще меняя руки.  Раз и навсегда прямо здесь нужно сказать, что пальцевые упражнения вообще не должны играться вместе двумя руками. Спустя некоторое время упражняйте каждую руку дольше, но и тогда остерегайтесь переутомления.

 

Не прерывая упражнения, чаще двигайте в процессе его выполнения

                                                   6

вниз и вверх запястный  сустав. Этим вы воспрепятствуете его  зажатию. При поднимании пальца над клавишей форма его не может изменяться – он должен оставаться согнутым. Скручивание вовнутрь или жесткое выпрямление поднятых пальцев или их боковые движения – некрасивы и являются напрасной тратой сил за счет звучания и беглости.

 

При исполнении мелодии Forte или также при сильных акцентах черные клавиши ударяются не согнутыми, плоско выпрямленными пальцами

 

                                        Диатонические гаммы.

В гаммах, следует, прежде всего, обращать внимание на то, что бы при подкладывании большого пальца рука не двигалась толчками вперед, а горизонтально постоянно скользила далее в направлении игры, подобно вагону на рельсах. Сустав запястья далее держите свободно, не двигая его вверх или вниз. Пальцы должны все время оставаться в согнутом положении – и на черных клавишах также. Как уже сказано, большой палец идет под ладонь, как только ударяет второй палец. Сначала учите гамму равномерно сильно и медленно, не считая. Лишь потом играйте постепенно быстрее, и так тактируя,  что бы считать группами по три или по четыре звука, однако, без всякой акцентуации.

 

В быстром темпе «разделяйте» пальцы, то есть поднимайте их вверх сразу после удара на подобие того, как при Staccato, - вследствие чего гамма стане « жемчужной» сначала упражняйте каждую руку отдельно, потом обеими руками в противоположном движении и наконец, параллельно – во всех тональностях. Когда,  гамма равномерно сильным звуком уверенно «имеется в пальцах» учите ее за тем в различных динамических оттенках. Здесь также берите первое время медленный темп.

 

 

                                      Виды туше.

Старательный пианист недооценивающий «сухие» пальцевые упражнения делает сам себе величайшее зло, ибо они являются тем же. Чем постановка голоса для певческого органа. Ученики Лешетитского благодаря их туше, большим теплым звуком, должны быть благодарны за это правильно разученным пальцевым упражнениям. Звук делает музыку – этого пианист не должен забывать, и если он не в состоянии добиться звучности пения или

 

                                                     7

скрипки, то он должен все же постараться приблизиться к ним.

 

Этого можно достичь, прежде всего, хорошо выработанным Legato. Исполнение legato следующее: палец поднимается вверх – нормальным образом – лишь тогда, когда следующий уже ударил свою клавишу. Если хотите добиться legatissimo, то оставьте палец лежать несколько дольше, когда следующий звук уже извлечен. Если в кантилене извлекается большой сильный звук legato, то это делает не одна сила пальцев. Здесь должно помочь нажатие запястного сустава. До клавиши дотрагиваются легко и заставляют палец – не теряя контакта с нею – глубоко нажать клавишу посредством быстрого движения запястного сустава вверх.

 

При staccatto клавиши не нажимаются, а ударяются сверху вниз. Различают  пальцевое staccato и кистевое staccatto. Пальцевое staccatto –

Это игра брошенными пальцами. При свободном и неподвижном  запястном суставе согнутый палец  высоко поднимается и потом быстро бросается на клавишу. Staccato  в быстром темпе превращается в non legato. В кистевом staccatto согнутый палец бросается на клавишу просто запястным суставом.  Другой вид туше – это отдернутый звук. Запястный сустав при этом свободен, палец тверд в суставе – он «напряжен». В согнутом положении палец касается клавиши легко и бесшумно. На конец, при portamento палец медленно нажимает клавишу, держит ее одно мгновение и за тем снимает посредством медленного поднимания кисти и предпречья.

Информация о работе Методика Т.Лешетицкого