Методы и приёмы развития творческой активности учащихся в музыкальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:17, реферат
Описание работы
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
«Методы и приёмы
развития творческой активности учащихся
в музыкальной школе»
Выполнил: студент
5-го курса
Факультета культуры и сервиса
Малышев Максим Валерьевич
Цель музыкально-эстетического
развития в общеобразовательной школе
– сформировать художественную культуру
учащихся в контексте различных видов
творческого познания действительности
и оптимизировать созидательные качества
личности.
Тенденция в современной
педагогике – активизировать процесс
музыкально-эстетического воспитания
через творчество школьника обусловлена
объективными факторами: высокой ролью
творчества в познании мира; необходимостью
всестороннего развития личности; природной
активностью ребенка, требующей творческой
деятельности, близкой и хорошо знакомой
ему с детства.
У каждого школьника
есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться.
Проявления творчества характерны для
ребенка с самого раннего возраста, так
как творчество – норма детского развития.
Реализация творческих способностей учащегося
делает более богатой и содержательной
его жизнь. Становление творческой индивидуальности
в школьном возрасте является важным условием
дальнейшего полноценного развития личности.
Человек, обладающий постоянным и осознанным
интересом к творчеству, умением реализовать
свои творческие возможности, более успешно
адаптируется к изменяющимся условиям
и требованиям жизни, легче создает свой
индивидуальный стиль деятельности, более
способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческий процесс тренирует и развивает
память, мышление, активность, наблюдательность,
целеустремленность, логику, интуицию.
В музыкальном творчестве ведущую роль
играет синтез эмоциональной отзывчивости
и мышления, абстрактного и конкретного,
логики и интуиции, творческого воображения
активности, способности принимать быстрое
решение и мыслить аналитически.
Творческое начало
рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение.
Творчество по природе
своей основано на желании сделать что-то,
что до тебя еще ни кем
не было сделано, или
то, что до тебя существовало, сделать
по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое
воспитание учащихся на уроках музыки
происходит через вовлечение их в процесс
собственного художественного созидания,
социально-значимого по сущности и направленного
на познание и освоение окружающего мира.
Целью таких уроков
является:
1. Всестороннее
развитие личностно-творческого
потенциала школьника и на
этой основе формирование его
эстетической культуры.
2. Оптимизация эвристического
мышления и познавательной деятельности.
3. Раскрытие преобразующей
силы музыки и ее влияние
на внутреннюю сферу человека,
на его отношение к окружающей
действительности, на идейные, нравственные
и эстетические идеалы, на формирование
жизненной позиции.
4. Овладение образным
языком музыкального искусства
посредством усвоения знаний, формирования
умений и навыков с целью
постижения сущности музыки.
5. Постижение сущности
музыкальной интонации, ее драматургии
через различные формы вокального
(сольного, ансамблевого, хорового) и
инструментального музицирования.
Развитию творческих
способностей свойственны определенные
этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение
творческого начала в зрительных,
сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. Импровизации
двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность
в рисовании;
4. Создание собственных
композиций, являющихся отражением
какого-нибудь художественного впечатления:
литературного, музыкального, изобразительного,
пластического.
Преодоление этих этапов
осуществляется при решении следующих
задач:
1. Воспитание нравственно-эстетической
отзывчивости, эмоциональной культуры
учащихся, развитие фантазии, воображения
при восприятии художественных
произведений в их диалектической
взаимосвязи с окружающим миром;
2. Выявление художественно-творческих
устремлений на основе проблемных,
поисковых методов обучения: беседы,
игровой импровизации, диалога, наблюдения,
сравнения, а также знаний соответствующего
типа;
3. Формирование
музыкальных знаний, умений и
навыков таких, как:
Сравнение различных
музыкальных воплощений явлений окружающего
мира;
Определение по характеру
музыки того или иного персонажа, создание
его словесного и живописного портретов;
Осознание элементарных
принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
Сочинение простейших
музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
Элементарное постижение
выразительной сущности музыкальной интонации
как основы для приобщения к пению;
Умение ритмично двигаться
в соответствии с характером музыки.
Если во время обучения
учащиеся открывают “для себя” законы,
которые составляют достояние человечества,
а не просто получают их в готовом виде,
то в определенной мере они приобщаются
к творчеству, к процессу открытия. Процесс
выявления и развития творческой активности
ученика тесно связан с его раскрепощением
от обязательного заучивания, запоминания.
Детское творчество
на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую
музыкальную практику, связанную с самостоятельными
действиями, с умениями оперировать знаниями,
навыками, применять их в ранее неизвестных
условиях, в новых видах практики. Оно
предполагает непременное условие – отказ
от стереотипных представлений. Творчество
учащихся тем и ценно, что они сами открывают
что-то новое, ранее неизвестное им в мире
музыки.
Детям необходимо творить
и переживать, чтобы понимать. “Я слышу
и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю
и понимаю. ”(Китайская народная мудрость).
Чтобы сделать музыку достоянием своего
личного опыта им необходимо петь, играть
на инструментах, танцевать, самим придумывать
и изменять. Поэтому необходимо уделять
большое внимание творческому развитию
учащихся в различных видах музыкальной
деятельности: при слушании музыки, пении,
игре на детских музыкальных инструментах,
в музыкально-ритмических движениях.
Совместное музицировании
– игра в оркестре, в ансамбле, пение в
хоре, музыкальные постановки – прекрасно
решают многие психологические проблемы
общения: застенчивый ребенок может, участвуя
в таком музыкальном действе, почувствовать
себя в центре жизни; а творческий ребенок
– проявит свою фантазию на деле. В творческом
коллективе дети учатся проявлять терпение,
выдержку, взаимопонимание и уважение.
Задача музыкального
воспитания – комплексное развитие нравственно-эстетических
чувств ребенка, его воображения, творческих
и специальных музыкальных способностей.
Творчество детей на
уроке понимается как умение и желание
сделать что-то по-своему, индивидуально,
возможно даже оригинально. “Сыграй, спой,
станцуй, как ты хочешь” - эти магические
слова распахивают перед ребенком невидимые
ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности,
где он не скован почти никакими ограничениями.
Активизация творческой
деятельности, проблемность в обучении
требует нового подхода к наполнению урока
музыки. Одним из методов решения этой
задачи является сюжетность, как принцип
построения урока музыки в младших классах.
Термин “сюжет” означает последовательное
и связное описание событий. Применительно
к уроку музыки он подразумевает логически
выверенный и выстроенный ход урока с
наличием сюжетного действия, которое
объединяет и подчиняет себе все элементы
урока, его тематический материал. Сюжетный
принцип построения позволяет учесть
психологические особенности детей младшего
возраста, такие как неустойчивость внимания,
необходимость смены эмоциональных состояний,
быстрая утомляемость, моторная активность,
склонность к непосредственному переживанию,
стремление конкретизировать музыкальные
впечатления, потребность к самовыражению
в самых разнообразных формах. Эмоционально-выразительная
активность, любознательность, интерес
к новому, синтетичность восприятия позволяет
каждому ребенку раскрыться в подобном
сюжетном уроке. Появляется также возможность
разнообразить формы работы и виды музыкальной
деятельности, часто переключая внимание
с одного задания на другое, быстро менять
сами задания, чередовать материал по
уровню сложности, включать большое количество
двигательных упражнений. Дети, незаметно
для себя, постоянно заняты музицированием.
Сюжет урока позволяет
органично включить в него игру, что является
одним из главных средств познания для
ребенка младшего школьного возраста.
Можно применять самые различные виды
игр: развивающие, обучающие, закрепляющие
определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые
и творческие. Именно эти игры включают
ученика в активный процесс познания музыки,
позволяют активизировать эмоции, внимание,
память, интеллект. Играя, ребенок переживает
в действии воспринимаемое и изучаемое,
познает все изнутри, постигая и суть и
терминологию.
Что лежит в основе
построения сюжета урока? Очень часто
– это придуманная история.
В ней могут жить и
действовать музыкальные термины, сказочные
герои, это могут быть путешествия во времени
и пространстве
Результатом детской
творчески-игровой деятельности на уроке
становятся различные виды элементарных
форм импровизации как наиболее естественного
для детей вида творческой деятельности.
Спонтанность, сиюминутность рождения
и воплощения многих идей, атмосфера незапрограммированного
для ребенка творчества составляют суть
деятельности на уроке. Двигательные,
инструментальные, интонационно-речевые
импровизации и различные комбинации
из них, умело направляемые и организуемые,
позволяют практически решить один из
вечных вопросов музыкальной педагогики
– обучение и воспитание через творчество.
При сохранении задач
музыкального воспитания, реализуемых
в начальной школе, в среднем звене школы
музыкальная работа приобретает в большей
степени обучающую направленность. На
новый уровень поднимается общение учителя
и учащихся по поводу прослушиваемых и
исполняемых на уроке произведений –
это уже сотрудничество, совместный поиск
решения учебно-художественных проблем,
при чутком отношении к вкусам, интересам
и потребностям учащихся. Формирование
музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов
происходит в опоре на приобретенный ими
ранее музыкальный опыт, а также на совокупность
учебных тем обобщающего, ключевого характера.
Важнейшее условие
формирования музыкально-познавательных
интересов учащихся - это такая организация
работы, при которой каждый из них “добывает”
и осмысливает музыкальные знания в посильном
самостоятельном труде. С этой целью я
не сообщаю учащимся готового понятия.
А ставлю перед ними задачу – самостоятельно
определить это понятие, раскрыть его
сущность. Уроки музыки дают ученикам
возможность развивать воображение, формируют
художественную интуицию, высказывать
свое собственное мнение.
Проблемная ситуация,
предполагающая поисковую деятельность,
успешно решается в условиях групповой,
коллективной работы, формирует умение
сотрудничать с другими членами классного
коллектива.
Такое обучение влияет
на развитие гибкости мышления детей.
Большое значение для развития поисковой
активности имеет познавательная деятельность.
А это значит потребность в новой информации,
в новых впечатлениях, это положительные
эмоции радости, интереса. Интерес способствует
появлению творчества и инициативы в самостоятельном
приобретении знаний.
Развивать творческие
способности детей - значит развивать
их воображение.
“Восприятие искусства
требует творчества, потому что недостаточно
просто искренне пережить то чувство,
которое владело автором, недостаточно
разобраться и в структуре самого произведения,
необходимо еще творчески преодолеть
свое собственное чувство”. (Выготский
Л. С. )