Методы и приёмы развития творческой активности учащихся в музыкальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:17, реферат
Описание работы
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
На музыкальных занятиях
школьники встречаются с произведениями
не только специально написанными для
детей, но и выходящими за пределы детского
репертуара – с сочинениями классическими
и современными, отечественных и зарубежных
композиторов, а также с музыкальным фольклором
разных народов. При этом способность
школьников к эмоционально - непосредственному
и в то же время основанному на размышлении,
осмысленному восприятию музыкальной
классики, свидетельствует о степени их
музыкального развития, музыкальной культуры.
Музыка, выполняя множество жизненно-важных
задач, призвана решать самую главную
– воспитать в детях чувство внутренней
причастности к духовной культуре человечества,
воспитать жизненную позицию школьников
в мире музыки.
Учиться слушать музыку
учащиеся должны непрерывно на протяжении
всего урока: и во время пения, и во время
игры на инструментах, и в моменты, требующие
наибольшего внимания, сосредоточенности
и напряжения душевных сил, когда они выступают
в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития
музыкального восприятия, педагог на протяжении
всего занятия побуждает детей прислушиваться
к звучащей музыке. Только тогда, когда
дети будут чувствовать и осознавать характер
музыки, выражать его в своей творческой
деятельности, приобретенные навыки и
умения пойдут на пользу их музыкального
развития.
Творчество детей базируется
на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая
музыку, ребенок всегда слышит не только
то, что в ней самой содержится, что заложено
в ней композитором (и, конечно, исполнителем),
но и то, что под ее влиянием рождается
в его душе, в его сознании, то есть то,
что создает уже его собственное творческое
воображение. Так, прослушанное произведение
рождает в нем сложный сплав объективного
содержания музыки и субъективного ее
восприятия. К творчеству композитора
и к творчеству исполнителя присоединяется
творчество слушателя! Музыкально-слуховые
представления не рождаются на основе
природных задатков.
Воображение у ребят
младшего школьного возраста, как правило,
яркое, живое, и “музыкальные картинки”
они слушают с удовольствием. Их зрительные
ощущения реализуются в рисунках, отражающих
настроения, навеянные прослушанной музыкой,
которые они рисуют прямо на уроке или
дома. Существует мнение, что дети легче
усваивают программную музыку, нежели
музыку, не имеющую программных названий.
Я думаю, что они легко усваивают не программную
музыку, а программные заглавия. В этих
случаях программа не только не активизирует
музыкальное восприятие у детей, но зачастую
парализует его. Слушая фрагменты симфоний,
опер и не зная об этом, дети слушают просто
красивую музыку, а если заранее объявить,
что сейчас мы услышим фрагмент симфонии,
в них срабатывает стереотип: симфония
– это непонятно и скучно. Вот почему для
творческого развития детей, играя им
программную музыку (это должна быть очень
хорошая, ярко-образная музыка, с очень
точным авторским названием). Я не сообщаю
предварительно ее названия, с тем, чтобы
они сначала определили характер самой
музыки, а уж потом попытались дать ей
свое название, исходя из того, что ими
было услышано, почувствовано и осмыслено.
Это только некоторые
формы общения детей с музыкой, которые
направлены на развитие творческого воображения,
на развитие восприятия музыкального
образа, а через него – на восприятие разных
сторон жизни.
Процесс творчества
есть процесс переживания и создания смысла,
процесс же восприятия есть сопереживание
и понимание этого смысла. Эстетическое
сопереживание и связанный с ним процесс
сотворческого восприятия искусства становятся
основой для самостоятельной созидательной
деятельности школьников. Поэтому воспитание
эмоциональной культуры ребенка – важнейшее
условие для оптимизации художественно
развитой творческой личности.
Сама способность творческого
развития человека предполагает наличие
двух элементов: накопленного культурного
достояния человечества, в области искусства,
и способности “ нарушить” сложившиеся
стереотип отношения к нему. Поэтому на
занятиях необходимо органически сочетать
два вида деятельности: познавательную
и эвристическую. при этом поисковость,
творчество детей важны не в конечном
результате. Самостоятельную ценность
имеет эвристический процесс, как способ
организации духовного развития. В этой
связи организационным стержнем уроков
музыки должно стать целостное художественное
восприятие.
Программа по музыке
предусматривает игру на детских музыкальных
инструментах на уроке музыки. Их использование
вызывает огромный интерес у учащихся,
вносит разнообразие в ход занятий, помогает
развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического,
тембрового слуха, выработке исполнительских
навыков, прививает любовь к коллективному
музицированию и всячески стимулирует
творческую инициативу детей.
Детские музыкальные
инструменты - средство обучения музыке,
а игра на них – самый эффективный путь
к развитию музыкальной самостоятельности
школьников, так как это практическая
деятельность, ребенок создает, а не только
потребляет, находится внутри музыки,
а не снаружи ее. Реализуются наиболее
значимые задачи:
1. Создание условий,
предоставление шанса каждому
школьнику для поиска и выявления,
индивидуальных для него способов
общения с музыкой.
2. Творческое развитие
его природной музыкальности.
Совместное музицирование
(пение в хоре, игра в ансамбле) решает
многие задачи и проблемы общения. Застенчивый
ребенок станет участником общего дела;
неуправляемый подчинится единому, строгому
замыслу; одаренный сможет воплотить свои
творческие фантазии. Становится ощутимой
ценность каждого в общем деле, и дети
чувствуют это. На таких уроках в процессе
коллективного музицирования формируется
эмоциональная сфера ребенка, его душевное
здоровье.
Шумовой оркестр –
это игра в оркестр, где есть место фантазии,
импровизации, творчеству. Игра в оркестр
активизирует восприятие детей, помогает
им почувствовать себя причастными к процессу
творчества и вызывает у школьников живой
интерес.
Пение – активная деятельность
в приобщении к музыкальному искусству,
способствующая творческому развитию
школьников. Пути вхождения в песню рождаются
самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать
и находить все новые и новые разнообразные
методы вокально-хорового музицирования,
помогают постепенно овладеть тем методическим
богатством, которое таится в искусстве.
Приемы освоения песни должны быть освещены
ее художественным образом, полностью
“вырастать” из него.
Среди разнообразных
творческих заданий в вокально-хоровом
музицировании хочется обратить внимание
на такое, как выразительное произнесение
текста разучиваемой песни, приближающееся
к музыкальному интонированию, как бы
ее рождение, внутреннее слышание интонации
данной песни. Дети “проживая” текст
песен рождают, созидают, творят свои варианты
мелодий, часто приближающихся к авторскому
замыслу.
Важно на музыкальных
занятиях создавать условия для активного
выражения себя в творчестве каждому ребенку,
независимо от индивидуальных его возможностей.
Все школьники должны испытать радость
творчества, ибо с ней связана эмоциональная
отзывчивость на музыку. Такие возможности
не может обеспечить только песенное музицирование,
так как в младших классах есть немалое
число детей с “удовлетворительными”
и даже с “неудовлетворительными” вокальными
данными, со слабой координацией слуха
и голоса, и для них процесс песенного
творчества сопряжен с определенными
трудностями. Решить эту проблему помогает
вокальная импровизация.
Импровизация – одно
из любимых занятий школьников. С удовольствием
импровизируют не только те, кто умеет
хорошо петь, но и слабо интонирующие дети,
недостаточно владеющие своим голосом.
В импровизации ребенок как бы раскрепощается,
ему не надо подражать пению других, что
часто бывает очень не легко. Выступая
с собственной мелодией, ребенок не боится
спеть ее не верно и продемонстрировать
тем самым свое неумение. Пробудить интерес
ребенка к пению легче именно в ходе импровизации.
Импровизационное песенное творчество
детей не возникает само по себе. Оно опирается
на восприятие музыки, музыкальный слух
ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми
представлениями и на воображение ребенка,
способность комбинировать, изменять,
создавать нечто новое на основе имеющегося
музыкально-слухового опыта.
В учебный процесс
включаются следующие виды вокальной
импровизации: импровизирование мелодий
без текста в заданном характере, мелодизация
стихотворных текстов.
К импровизированию
мелодий в заданном характере относим
следующие виды заданий: “музыкальный
разговор”, импровизирование мелодий
в характере песни, танца, марша и досочинение
начатой мелодии.
В основе мелодизации
стихотворных текстов лежит содержание
текста, его эмоциональный настрой.
Особая атмосфера урока,
в которой увлеченность, внутренний комфорт,
раскованность испытывают все. Это достигается
широким применением коммуникативно-двигательных
игр, предполагающих не только детей, но
и взрослых.
Подобная атмосфера
желанна на любом уроке, а на уроке музыки
она просто бесценна. Именно она позволяет
осуществить идею урока, главную содержательную
суть которого составляет активная творческая
деятельность детей.
Дети на самом деле
все время действуют, творчески, поскольку
ставятся в условия, в которых они могут
и им необходимо фантазировать, проявлять
индивидуальность.
Педагогическая направленность
таких занятий очевидна: углубляются знания
и в области речи, и в музыке; легче устанавливается
рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее;
воспитывается внимание и, что не маловажно,
личность ученика раскрывается, становится
свободнее, мысль его работает самокритичнее,
к ошибкам товарищей он начинает относиться
терпимее, становится благожелательнее.
Все это способствует сплочению классного
коллектива и повышению успеваемости.
Работа по раскрытию
и активизации творческих возможностей
вплетается в обычный урок музыки, сочетается
с пением, нотной грамотой, слушанием музыки
и другими формами.
Все формы музыкальных
занятий в школе должны способствовать
творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать
в них стремление сделать что-то свое,
новое, лучшее.
Ребенок творит ради
радости. И эта радость есть особая сила,
которая питает его. Радость собственного
преодоления и успеха в труде способствует
приобретению веры в себя, уверенности
в своих силах, воспитывает целостную,
творческую личность.
“Каждый, кто хоть
немного ощутил в какой-либо сфере искусства
радость творчества, будет в состоянии
воспринимать и ценить все хорошее, что
делается в этой сфере, и с большей интенсивностью,
чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
Литература
Выготский Л. С. «Воображение
в детском творчестве» М., «Просвещение»,
1991г.
Яковлева Е. Л. «Психология
развития творческого потенциала личности»,
М., «Флинта», 1997г.