Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:33, реферат
Историю развития музыкального образования, музыки как отрасли образования, принято рассматривать в рамках нескольких этапов. Один из них захватывает промежуток времени начиная с конца X до середины XVII века.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Особенности развития отечественного музыкального образования в период с X по XVII век…………………………………………………….………4
Истоки зарождения отечественной музыкальной письменности…………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра музыкального образования
Специальность:050601 Музыкальное образование
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Народное творчество»
на тему: «Музыка как область образования
с конца X до середины XVII столетия»
Выполнил:
Проверил:
Тверь 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Историю развития музыкального образования, музыки как отрасли образования, принято рассматривать в рамках нескольких этапов. Один из них захватывает промежуток времени начиная с конца X до середины XVII века.
С принятием христианства на Руси в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений. Одно из них сохранило ориентацию на музыку, в которой находили дальнейшее развитие традиции народного музицирования, заложенные еще в период язычества. Другое направление было ориентировано на музыкальное начало в русской православной службе. Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам и вместе с тем находилось в диалектической взаимосвязи с другим направлением. При этом именно православная ориентация стала определяющей в развитии отечественного музыкального образования.
Причина столь ярко выраженного
отношения государства и
Обучение богослужебному пению и мирской музыке имело разные целевые ориентиры, а следовательно, и задачи, принципы, содержание, методы обучения.
Таким образом, изучение данного
этапа в развитии музыкального образования
очень интересно и актуально.
В учебной литературе принято выделять следующие этапы становления и развития музыкального образования в России:
Наиболее важной особенностью музыкального образования на втором этапе являлось то, что древнерусская православная педагогика имела под собой духовно-религиозную основу.
Христианская традиция видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. «Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное состояние», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной» [4,73]. Такая целевая направленность была присуща и древнерусским музыкально-педагогическим воззрениям православной ориентации.
«Музыка, как известно, нередко обозначают как мирское музицирование, так и пение в церкви. Святыми отцами русского православия такое уподобление данных понятий категорически не допускалось вплоть до XVII столетия. Богослужебное пение Русской православной Церкви, в соответствии с принятой в то время на Руси точкой зрения, музыкой не являлось. И в этом отношении оно выступало в качестве оппозиции по отношению ко всей мирской музыке, будь то пение или игра на музыкальных инструментах. О благотворном влиянии на людей богослужебного пения писали многие Святые отцы Православной Церкви. В отличие от богослужебного пения в музыке, прежде всего, видели ее «богоборческую сущность», иными словами – безбожие. Противопоставлялись православное богослужебное пение и мирские песни, пляски, игры бесовские.
По мере все более широкого распространения христианства на Руси негативное отношение русского духовенства и государственной власти к «мирскому музицированию» постепенно усиливалось и приобретало качественно иные формы. В XI веке в Житии преподобного отца Исаакия, затворника пещерского, музыка рассматривается уже как «средство глумления бесов над преподобным» [4, 8].
В XIV веке проявляется еще более непримиримая позиция по отношению к мирской музыке. Резкое обличение мирских песен, игры на бубнах, трубах, сопелях содержит и «Домострой», как в его первой (XV в.), так и второй (XVIв.) редакциях. В результате в 1551 году церковный собор в Москве запретил все проявления мирской музыки.
Следовательно, противопоставление богослужебного пения и музыки в рассматриваемый исторический период времени являлось одним из основополагающих теоретических постулатов. А так как педагогические установки, выработанные в области музыкального образования православной ориентации, имели в Древней Руси официальный статус, то именно они оказывали решающее воздействие на развитие древнерусской педагогической мысли и музыкально-образовательной практики.
Со второй половины XVI века борьба русского духовенства с мирской музыкой еще более обострилась. Согласно установившимся ко времени принятия христианства на Руси византийским традициям, к богослужебному пению в Православной Церкви допускались только профессиональные певчие, но это не означало для прихожан полного запрета на участие в пении, но им запрещалось петь самостоятельно. Среди русского населения еще не было певцов, готовых к профессиональному пению на клире. Поэтому подготовка таких певчих стала одной из насущных задач Русской Православной Церкви с первых лет существования.
На начальном этапе освоения русскими певчими византийских богослужебных традиций их учителями были болгары и греки. Следуя во всем византийским певческим традициям, в Киево-Печерском монастыре в дни великих монастырских праздников было введено и застольное пение. В застольном пении стало уже достаточно четко прослеживаться дифференциация певцов по уровню их профессионального мастерства. Здесь есть и «сводное» пение всех присутствующих, и пение хора, и пение солиста, и пение самого доместика (греческий мастер богослужебного пения), руководящего этим процессом. Следовательно, уже на начальном этапе освоения русскими мастерами пения византийских певческих традиций произошло подразделение музыкального образования православной ориентации на профессиональное и общее. Опыт создания киевскими князьями первых отечественных школ по подобию европейских не получил в Древней Руси сколько-нибудь существенного развития. В отличие от стран Европы, основными центрами образования здесь на протяжении многих веков являлись монастыри и княжеские дворы. В монастырях действовал запрет на мирскую музыку. В княжеских же дворах целенаправленное музыкальное образование было также направлено на обучение богослужебному пению. Но здесь постоянно звучала и мирская музыка. Эта принципиально иная музыкальная среда не могла не оказывать влияния на глубину освоения учащимися богослужебного пения. Требования, которые предъявляли к поющим богослужебные песнопения, соблюдение праведного чина жизни, уже постепенно становилось невыполнимым. Одна из первых певческих школ была организована в Киеве при Десятинной церкви, названной так потому, что на ее содержание князь Владимир выделил десятую часть всего государственного бюджета. В дальнейшем создание певческих школ при церковных хорах стало традицией. Это не были школы в привычном смысле слова. Начинающие певцы поступали здесь в обучение непосредственно к опытным певцам, под руководством которых они и осваивали основы профессионального певческого мастерства.
Значительными центрами музыкального образования и церковно-певческой культуры в Древней Руси являлись женские монастыри. Здесь же проходило и обучение клирошанок профессиональному пению в монастырском хоре [4,61].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что древнерусские православные песнопения звучали на Руси не только в исполнении мужских голосов, как это принято считать, но и женских. Стать искусным певчим считалось в Древней Руси весьма почетным. Даже члены царской семьи обучались богослужебному пению. Особенно большой любовью к русскому православному пению отличался Иван Грозный, что подтверждают многочисленные исторические свидетельства. Нередко Иван Грозный сам руководил пением певчих. Собранный им в Москве в 1551 году Церковный Собор рассмотрел в числе других вопросов и вопрос об устроении на Руси церковного пения. Согласно принятому им постановлению, во всех городах Московского государства духовенство обязано было организовать у себя на дому школы для детей и учить их чтению, письму, церковному пению.
Таким образом, обучение богослужебному пению с этого времени по своей значимости было официально приравнено к обучению чтению и письму и приобрело более массовый и организованный характер. Можно сказать, что создание достаточно развернутой сети «домашних школ» знаменовало рождение нового подхода к решению задач как общего, так и профессионального музыкального образования православной ориентации. При этом курс обучения церковному пению, как замечает известный исследователь быта русского народа в данный период И.Е.Забелин, был единообразен во всех сословиях Московского государства, «начиная с грамотного земледельца и восходя к боярину и самому царю».
Знаменный распев является музыкально-звуковым символом Русской Православной Церкви. Само слово «распев» имеет чисто русское происхождение (распевать). В отличие от католической церкви и других, в православии имеется право совершать богослужебное пение на своем родном языке. Перевод греческих богослужебных текстов на славянский язык, а также появление на Руси новых молитв в честь русских святых делали необходимым распевание таких текстов в полном соответствии с требованиями церковного канона, что и нашло свое выражение во введенном в связи с этим термина «распев».
Термин «знаменный» ведет свое происхождение от слова «знамя», означавшего в те времена вообще любой знак. Словом «знамя» обозначались знаки древнерусской музыкальной нотации. «…Знамя (применительно к церковному пению) – крюк, знак, выражающий звук, ноту или наголосок; отсюда знаменное пение» [1, 688]. Само название «знаменный распев» дает основание говорить о двух особенностях отечественного музыкального образования православной ориентации. Во-первых, это – обучение певчих «распеванию» текста песнопений в соответствии с закономерностями знаменной системы пения. Во-вторых, определенное взаимодействие в ней духовного и музыкального начал с приоритетом первого.
На всех этапах развития знаменной системы пения в ней сохранялись те основополагающие духовные постулаты, которые были присущи православному мировоззрению в этот период. Они и являлись целеполагающими для отечественного музыкального образования.
Среди них, прежде всего, следует отметить установку Православной Церкви на «пение разумное», которая во многом определяла содержание музыкального образования не только на протяжении всего рассматриваемого периода, но не потеряла своей актуальности и в наши дни. Чтобы петь знаменные распевы, «певчим подобало жить знаменно». А это предполагало: а) духовную сонастроенность певцов на клиросное пение; б) знание ими основного круга богослужебных песнопений Русской Православной Церкви, их чинопоследования (времени и места включения каждого из них в православную службу), правил их распева, предусмотренных церковно-певческим каноном, и претворение этих знаний непосредственно в своей практической певческой деятельности; в) знание певцами исполнительских традиций русского православного богослужебного пения и овладение ими необходимыми профессиональными умениями и навыками для воплощения их в своем пении.
Петь разумно мог только человек верующий, ибо петь надлежало с пониманием смысла исполняемого песнопения и с особым «светлым» состоянием души. Оно требовало от певцов отрешения от мирских забот [4, 28].
Процесс исполнения понимался в Древней Руси как процесс «духовного проживания» певчими исполняемого ими песнопения. Главное основополагающее требование к певцам в данном направлении – «петь духовно». При этом имеется в виду: а) осмысленное интонирование словесного текста, раскрывающее заложенное в нем духовное начало; б) соответствие качества звучания православному религиозно-певческому эталону; в) вариативность качества певческого звучания в зависимости от особенностей данной конкретной православной службы.
Древнерусские песнопения – это «богословие в звуках». (Т.Ф.Владышевский) Главным в них являлось не музыкальное начало, а слово, его смысл. Поэтому большое внимание в этот период уделялось тому, каким должно быть слово, когда и как оно должно быть воспето. В соответствии с этим одной из важнейших целевых установок отечественного музыкального образования православной направленности становится ориентация на слово как носитель того духовного начала, которое и должно было «просветлять» души верующих.
В знаменной системе выделены две отличные друг от друга разновидности песнопений. Одни из них имеют только им присущую мелодику, которая не изменяется в связи с включением данного песнопения в различные службы годового цикла. Другие – не имеют раз и навсегда закрепленной за ними мелодики. Один и тот же богослужебный текст может распеваться по-разному (чтение нараспев). Речевое интонирование было присуще таким эпическим жанрам древнерусской литературы, как сказания, былины и т.п. [4,37] Певчие получали благословение на пение «в голос». Прихожане же, как правило, ориентировались преимущественно на пение мысленное.
Информация о работе Музыка как область образования с конца X до середины XVII столетия