Музыка как область образования с конца X до середины XVII столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Историю развития музыкального образования, музыки как отрасли образования, принято рассматривать в рамках нескольких этапов. Один из них захватывает промежуток времени начиная с конца X до середины XVII века.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Особенности развития отечественного музыкального образования в период с X по XVII век…………………………………………………….………4
Истоки зарождения отечественной музыкальной письменности…………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17

Файлы: 1 файл

реф нар творчество.docx

— 574.47 Кб (Скачать файл)

В  Древней  Руси  создавались  все  условия  для  того,  чтобы  чисто технические  задачи  вокально-хорового  обучения  решались  певцами в  значительной  мере  на  неосознанном  уровне.  Выработка  определенных певческих умений и навыков осуществлялась непосредственно  в  певческой  практике при  ориентире  на  тот  духовно-певческий эталон, который они слышали в звучании данного конкретного клира. Ко  всем необходимым певческим  умениям и навыкам  певец приходил через особую духовную сонастроенность на определенное качество певческого звучания. Оно и являлось одним из важнейших критериев оценки его профессионального исполнительского мастерства.

Помимо  богослужебного  пения  в  качестве  оппозиции  выступали музыкальный фольклор и музыка менестрельной ориентации, являющаяся важной составной частью скоморошьего искусства.

В народе же скоморохов было принято называть «веселые люди», «веселые  молодцы». Их  предназначение  видели в  том,  что они  доставляли людям «потеху», или «утеху». Поскольку понятия эти уже не были связаны с языческой обрядностью, музыка приобретала новую, несвойственную ей ранее функцию развлечения. Именно  эта  сторона  скоморошьего  искусства  получила  наиболее полное отражение в образцах русского народного творчества. В мирских  песнях,  играх,  плясках  языческое  начало  со  временем  утрачивало свою  былую значимость.  Тем самым  музыкально-педагогические воззрения  в этой сфере  получили иную  направленность. Вера  в то,  что  песня,  пляска,  инструментальный  наигрыш  обладают  колоссальной силой воздействия на человека, способны помочь ему на его  жизненном  пути,  и  определяло  во  многом  те  центральные  педагогические установки, которые принципиально отличали все разновидности  музыкального  образования  народной  ориентации  от музыкального образования православной ориентации.

В XVI и XVII столетии высокое исполнительское мастерство, проявленное непрофессионалом при игре на музыкальном инструменте (волынка,  дуда,  свирель,  рога,  домра,  набат,  барабаны,  гудки и др.) рассматривалось как свидетельство о его неординарных успехах в инструментальном музицировании и достижении им профессионального уровня в этой области. Музыкальное мастерство выступало как показатель разностороннего развития человека в тех случаях, когда оно не являлось его профессией.

В конце XVI – первой половине XVII столетия в отдельных регионах страны в связи с усилением в них западноевропейского влияния на развитие отечественной музыкальной культуры стала отчетливо проявляться тенденция к снятию противопоставления богослужебного пения и музыки. Первое появление у нас оркестра, вначале из иностранных музыкантов относится к концу XVII века. В отечественную музыкальную практику стало постепенно входить инструментальное музыкальное образование по западноевропейскому образцу. Образование это было сориентировано, прежде всего, на светскую, преимущественно профессиональную музыку. Следовательно, начало развития музыки и музыкального образования в России надо отнести к концу XVII века.

 

  1. Истоки зарождения отечественной музыкальной письменности 

Для понимания путей развития русского певческого искусства в  древнейшей период важное значение имеет  вопрос - когда и при каких обстоятельствах  возникла славянская музыкальная письменность?  
Одним из вспомогательных средств, помогающих клиросным певцам в Древней Руси петь духовно, являлась древнерусская музыкальная письменность. С принятием христианства начинается широкое распространение на Руси письменности, что находит свое отражение и в развитии  музыкального  образования,  осуществляемого  в  русле  православных традиций. Оно переходит на обучение по певческим книгам. Наряду со словесным текстом песнопений в этих книгах был введен «музыкальный ряд»,  для записи которого на  Руси была выработана особая разновидность невмененного письма. В основе ее лежала система знаков палеовизантийской нотации. От некоторых знаков русские мастера отказались и в то же время ввели ряд новых, при этом каждому музыкальному стилю богослужебного пения соответствовала особая разновидность безлинейной нотации невменного типа [3, 245].

Обучение певчих пению  по певческим книгам являлось одним  из компонентов содержания музыкального образования на протяжении всего  рассматриваемого периода.

Освоение музыкальной  письменности предполагало прежде всего  все более полное и глубокое постижение певцами ее духовности. Это становилось  возможным  благодаря тому, что  запись богослужебного пения средствами знаменной нотации содержала  многоуровневую систему интонационно-опорных  вех, дающую певцу «ключ» к ее духовному  прочтению в соответствии с нормами  православного церковнорелигиозного канона.

Богослужебное пение в  Византии было письменно фиксируемым  явлением. Эта традиция продолжилась и на Руси. Система фиксации напевов  была рождена в Византии в виде невменной системы. Происхождение  невменной нотации скорее всего  связано с хейрономией, или с  искусством движения рук и пальцев. Изображение жестов подобного рода можно встретить на египетских барельефах 3-го тысячелетия до н.э. и, стало быть, принцип хейрономии уходит своими корнями  в самую глубокую древность. Хейрономия являлась средством передачи и хранения священных музыкальных формул-попевок, а невменная нотация представляет собой зафиксированный на пергаменте воздушный рисунок движения рук. 

Наиболее древним видом  невменной нотации является нотация, предназначенная для фиксации торжественного напевного чтения Апостола и Евангелия  и называемая экфонетической нотацией. Синтаксическое членение текста, а  также интонационные формулы  произношения записывались с помощью  специальных знаков: строчных, надстрочных  и подстрочных. Экфонетические знаки, заимствованные из системы синтаксических ударений древнегреческого языка, не указывали точную высоту и продолжительность отдельных звуков, они служили лишь для обозначения остановок, повышения или понижения голоса, а также выделения отдельных слов и фраз. На Руси эти знаки не нашли широкого применения. Известны только две рукописи середины XI века, в которых встречаются экфонетические знаки: это Остромирово Евангелие и т.н. Куприяновы листы (из Евангелия - апракос). По всей видимости, традиция торжественного чтения Евангелия и Апостола передавалась изустно. В древнерусских певческих рукописях музыкальные знаки встречаются с начала XII века. Это особый род невменного письма представляет собой разновидность палеовизантийской (или старовизантийской) нотации, сложившейся в основных своих чертах в IX веке. Эта нотация и послужила основой русской знаменной нотации (от знамя - знак), или крюковой (от названия одного из наиболее употребительных знаков - крюк) [5, 88]. 

Основой русской крюковой нотации была нотация старовизантийская, принесённая вместе с богослужебными книгами на Русь (через Болгарию). Но дошедшие до наших дней памятники знаменной нотации датируются не ранее, чем началом XII века. Сохранилось несколько ненотированных певческих книг XI века. Ряд учёных склоняются к мнению, что в церковнопевческом искусстве южных и восточных славян продолжительное время преобладала устная традиция. Систематическая работа по нотированию песнопений началась, как можно полагать, только к концу XI века. 

Русский ученый М. Бражников  изучив графический состав русских  певческих рукописей XI в, пришёл к  заключению, что количество применяемых  в этих рукописях знаков очень  невелико и главенствующая роль принадлежит  всего трём знакам (крюк, стопица, статья простая). Впоследствии увеличение попевочного  фонда, усложнение структуры песнопений вызвало появление новых знаков, но всё же эти первоначальные знаки  составляли основу знаменного письма.

 
 Рис. 1 Знаки знаменной  нотации

Вот перечень этих знаков: - стопица - крюк - крюк мрачный - статья простая - статья светлая - параклит - стрела простая - чашка - крыж – фита. Если в первое время в обучении церковному пению  господствовала устная традиция, то впоследствии, с усложнением пения и знаменного письма, появилась потребность в  специальных пособиях для овладения  основами певческого искусства. Наиболее ранние из таких пособий, именуемых  обычно азбуками, появляются в конце XV века. Содержание их сводилось первоначально  к простому перечню знаков знаменной  нотации, своего рода "музыкальному алфавиту", помещавшемуся в конце  певческой книги. 

 
Рис.2 Таблица  путевых и столповых знамен

Позже, со второй половины XVI века, певческие "азбуки" становятся более развёрнутыми и содержат не только перечень знамён с их начертаниями, но и пояснения. Но эти комментарии не указывали абсолютную высоту и длительность знаков. Они указывали только относительное звуковысотное значение знамени по отношению к другому. Таким образом, основой обучения знаменному пению по прежнему оставалась устная традиция. 

К началу XVII века был накоплен огромный мелодический фонд знаменного и других распевов. Разнообразие и  обилие напевов потребовало более  точной письменной их фиксации. В первой половине XVII века была осуществлена реформа знаменной нотации. Сущность её заключалась во введении дополнительных буквенных обозначений, которые проставлялись над знамёнами и точно указывали высотный уровень отдельных знаков мелодии и их отношения между собой. Для большей наглядности эти обозначения писали красной тушью (киноварью), поэтому они получили наименование киноварных помет.

В ясную и наглядную  систему привёл русские киноварные пометы в первой половине XVII века новгородский мастер Иван Шайдуров. Он окончательно ввёл их в практику крюковой нотации. Его пометы оказались наиболее совершенными, они указывали на высоту отдельных знамён, состояли из букв славянской азбуки и составляли начало или первые буквы полных слов, употреблявшихся в певческой педагогической практике.

Записи песнопений, снабжённых пометами и признаками, полностью  поддаются прочтению и без  особого труда могут быть переведены на пятилинейную нотацию. Поэтому всё  развитие знаменного распева разделяют  на два основных периода - беспометный (нечитаемый) и пометный (читаемый). 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования в период с конца X до середины XVII столетия  имело  обращение  русского  народа  к  христианскому  учению. Отечественная наука располагает весьма малым количеством материалов о развитии музыкального образования в России с конца X до начала XV в. Певческие рукописи, относящиеся к этому времени еще не в полной мере поддаются расшифровке. Однако анализ имеющихся в руках исследователей материалов, дает возможность представить целевые установки, содержание и методы музыкального образования православной ориентации на начальном этапе ее развития.

С принятием христианства отечественное музыкальное образование  начинает развиваться не только в  фольклорном направлении, как это  было и раннее, но и в сфере  православных традиций. Итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем. Одна из них была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая – на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное состояние», была призвана  помочь  человеку  овладеть  христианскими  добродетелями. Музыка признавалась как серьезное средство, влияющее на умы, сердца и души людей, но при этом было разрешено использовать ее только как  «богослужебное  пение»,  музыка  же  другого  плана  практически находилась  под  запретом,  тем  более,  если  рассматривать  ее  с  позиций православной педагогики.

Музыкальное образование  постепенно набирало обороты, опираясь на опыт западноевропейской школы, где просвещенные умы уже искали пути и средства решения задачи эстетического воспитания народа, что не могло не сказаться в дальнейшем на цели образования в России. Толчком к развитию музыки явилось сближение России с Западом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Даль  В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1989. – Т.I. – С.688
  2. История  музыкального  образования:  Хрестоматия. I часть. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 88 с.
  3. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашиной. Спб.: Композитор, 2005. – 598 с.
  4. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVII столетия. – М., 2003 г. – 208 с.
  5. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество : учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

 


Информация о работе Музыка как область образования с конца X до середины XVII столетия