Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа
Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.
Самостоятельная музыкальная деятельность.
Музыка и физкультура.
Музыка и развлечения.
Музыка на различных утренниках.
Использование музыки на занятиях и в различных видах деятельности.
Выполнила: студентка группы ЗДО-32
Аляева Ирина Сергеевна
2013
План:
http://www.i-gnom.ru/books/
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников
Характеристика
самостоятельной музыкальной
Подготовить ребенка к
школе — значит научить его
действовать активно, творчески, осознанно.
Этому во многом способствует правильно
организованная работа в детском
саду по развитию самостоятельной художественной
деятельности: театрально-игровой, изобразительной,
художественно-речевой и
В «Программе воспитания и обучения в
детском саду» есть раздел «Самостоятельная
художественная деятельность». Она объединяет
действия детей, связанные с разными видами
искусства (рисованием, пением, чтением
стихов и т. д.), каждое из которых имеет
свое самостоятельное развитие.
В самостоятельной музыкальной деятельности
ребята по своей инициативе поют, водят
хороводы, подбирают легкие мелодии на
металлофоне, исполняют несложные пляски.
Они могут сами организовать игры в «концерты»,
«театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными
фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется
тем, что ребенок должен сам ориентироваться
в музыке — сыграть, спеть, станцевать,
что-то воспроизвести или сочинить.
Для характеристики детской деятельности
важно отметить следующее: источник, откуда
они черпают свои музыкальные впечатления;
интересы детей, отдающих предпочтение
тем или иным песням, хороводам, какому-либо
виду деятельности; формы организации
самостоятельной деятельности.
Рассмотрим это подробнее.
Источники самостоятельной музыкальной деятельности
Источником возникновения
детского музицирования являются прежде
всего музыкальные занятия. Здесь
дети разучивают репертуар песен, игр,
танцев. Их систематически побуждают к
самостоятельным действиям. Знания, полученные
на занятиях, дети переносят в самостоятельную
деятельность. Например, на занятиях дети
часто поют в сопровождении инструмента.
Но если их будут учить петь без сопровождения,
то они смогут сами по своему желанию петь
без поддержки фортепиано.
Многие ребята любят танцевать, маршировать
под музыку.
Но если они научатся напевать плясовую
мелодию, марш, то уже смогут без помощи
взрослого сопровождать движения своим
пением.
Другим источником, питающим самостоятельное
музицирование детей, являются праздники,
развлечения. Это яркие страницы жизни
ребенка. Многие воспитатели отмечают,
что сразу после проведения праздников
дети незамедлительно откликаются на
них в своих играх Чем ярче полученные
впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Разнообразны источники самостоятельной
музыкальной деятельности в семье. Самые
распространенные из них — это детские
музыкальные радио- и телепередачи. Любовь
родителей к пению, игре на музыкальных
инструментах, коллекционирование грамзаписей
и т. д. оказывают влияние на музыкальное
развитие детей, на их самостоятельное
музицирование.
Диафильмы с музыкальным сопровождением,
увлекательные мультфильмы с занимательными
персонажами вызывают у ребенка желание
повторять полюбившиеся ему песни.
Виды самостоятельной музыкальной деятельности
Рассмотрим, как применяются
детьми различные виды музыкальной деятельности
в условиях самостоятельного детского
музицирования. Музыкальные игры и танцы
имеют большие возможности для самостоятельных
действии детей. Часто они включаются
в сюжетно-ролевые игры, и порой танец,
пение занимают ведущее место.
Среди игр основное место занимают «музыкальные
занятия» и «концерты», основанные на
опыте, приобретенном детьми, главным
образом на занятиях.
Играя в «музыкальное занятие», ребята
распределяют роли воспитателя, музыкального
руководителя. В процессе игры копируют
структуру занятия, поведение и интонации
взрослых. Например, две девочки, изображая
«музыкального работника» и воспитателя,
сажают перед собой кукол и разучивают
песню М. Красева «Осень». Одна из девочек
строго говорит: «А это пойте тише, как
эхо».
Музыкальное занятие в детской игре может
иметь более сложную, развернутую форму:
объединяются несколько видов деятельности
(исполнение на цитре, металлофоне и танец,
отгадывание песни по ее мелодии и хоровод
и т. д.).
В «концерте» дети организуют чередование
различных «номеров», исполняемых группой
детей — «артистов», для своих товарищей
— «зрителей», с непременным участием
«ведущего». Одним из вариантов музыкальной
игры можно назвать «оркестр»: выбирается
дирижер и музыканты, которые исполняют
несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных
инструментах или кубиках. Значительными
для музыкального развития дошкольников
являются игры, в которых отмечаются творческие
проявления. Дети сочиняют попевки, песенки,
используя знакомые движения, придумывают
пляски, построения.
В других сюжетно-ролевых играх дети используют
песни, соответствующие их игровым действиям.
Например, играя в «парад» мальчики поют
«Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют,
меняя построение в каждом куплете песни
(ходят по кругу змейкой, парами). Девочки,
укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М.
Красева. Песня способствует более динамичному
протеканию игры, организует действия
детей.
В самостоятельную деятельность дети
часто включают музыкально-дидактические
игры, которые развивают у ребят способность
к восприятию, различению основных свойств
музыкального звука: «Музыкальное лото»,
«Догадайся, кто поет» «Два барабана»,
«Тише — громче в бубен бей», «Назови песню
по картинке» и др. Например, в игре «Два
барабана» один ребенок отстукивает на
барабане ритмический рисунок, другой
точно его воспроизводит или один исполняет
несложную мелодию на металлофоне, другой
выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе,
изображая направление мелодии и ее ритм.
В самостоятельной деятельности дети
часто применяют игру на детских музыкальных
инструментах. Они играют на металлофонах,
гармониках, баянах, триолах, саксофонах,
кларнетах, дудочках, детских пианино,
роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях,
треугольниках и др., на которых исполняют
попевки, песенки, выученные в детском
саду или где-то услышанные ими, могут
«сочинить» и свои.
Интересно проходят у старших дошкольников
инсценировки с музыкальными инструментами,
которые ребята используют, характеризуя
какой-либо персонаж игры. При этом отмечают:
«Про лису надо играть мягко, про медведя
— сильнее, он сердитый».
Музыкальные инструменты дети используют
индивидуально, объединяясь по двое-трое,
иногда по своей инициативе организуют
«оркестр».
В самостоятельной практике детей может
иметь место и слушание музыки. Воспитатель
по их просьбе использует проигрыватель,
и все вместе слушают вокальную, инструментальную
музыку в исполнении мастеров искусств.
Дети проявляют стремление к самостоятельной
музыкальной деятельности, по собственной
инициативе применяют свой музыкальный
опыт в самых разнообразных видах музыкальной
практики.
Формы организации
самостоятельной музыкальной
Формы организации самостоятельной
музыкальной деятельности детей
многообразны. Индивидуальные самостоятельные
упражнения ребенка выступают как
закрепление умений и навыков, приобретенных
на музыкальных занятиях.
Дети повторяют не только знакомые игры,
танцы, песни, но и отдельные их элементы.
Действия детей носят характер упражнений;
они учат друг друга выполнять, например,
шаг польки, правильно петь мелодию песни,
сами замечают неточности в выполнении
тех или иных действий, показывают, как
надо сплясать, спеть.
Игра - следующая форма организации самостоятельной
музыкальной деятельности. Это могут быть
сюжетно-ролевые игры с эпизодическим
самостоятельным применением детьми музыкального
репертуара. Чаще всего в таких играх звучит
песня. Музыка и литературный текст помогают
детям лучше воплотить в игре свои замыслы.
Музыкально-дидактические игры привлекают
детей возможностью действовать с игрушками
и пособиями. Играя в «музыкальное лото»,
они различают по тембру разные инструменты,
узнают по содержанию картинки или исполненные
на органчике знакомые песни. Переставляя
матрешку по ступенькам «музыкальной
лесенки», дети осваивают направление
движения мелодии, расположение звуков,
разных по высоте, воспроизводят тихое
и громкое звучание на разных инструментах.
Самостоятельная музыкальная деятельность
дошкольников носит инициативный, творческий
характер, основывается на приобретенном
опыте, отличается многообразием форм
и является начальным проявлением самообучения.
А) Какую роль играет использование музыки в повседневной жизни?
Музыка – средство формирования морального облика ребенка
Музыка, непосредственно
воздействуя па чувства ребенка,
формирует его моральный облик.
Воздействие музыки бывает подчас более
сильным чем уговоры или указания. Знакомя
детей с произведениями различного эмоционально-образного
различного эмоционально-образного содержания,
мы побуждаем их к сопереживанию.
Песни о Ленине, о кремлевских курантах,
о Москве пробуждают чувство любви к нашей
Советской Родине. Хороводы песни танцы
разных народов вызывают интерес к их
обычаям, воспитывают интернациональные
чувства. Жанровое богатство музыки помогает
воспринять героические образы и лирическое
настроение веселый юмор и задорные плясовые
мелодии. Разнообразные чувства, возникающие
при восприятии музыки, обогащают переживания
детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом
способствуют коллективное пенис, танцы,
игры, когда дети охвачены общими переживаниями.
Пение требует от участников единых усилий.
Поющий неточно мешает .хорошему звучанию,
исполнению, и это воспринимается всеми
как неудача. Общие переживания создают
благотворную почву для индивидуального
развития. Пример товарищей, общее воодушевление,
радость исполнения активизируют робких,
нерешительных. Для избалованного вниманием,
излишне самоуверенного успешное выступление
других детей служит известным тормозом
отрицательных проявлений. Такому ребенку
можно предложить оказать помощь товарищам,
воспитывая тем самым скромность и одновременно
развивая его индивидуальные способности.
Занятия музыкой влияют на общую культуру
поведения дошкольника. Чередование различных
заданий, видов деятельности (пения, слушания
музыки, игры на детских инструментах,
движения под музыку) требует от детей
внимания, сообразительности, быстроты
реакции, организованности, проявления
волевых усилий: исполняя песню, вовремя
начать и закончить ее; в танцах, играх
уметь действовать, подчиняясь музыке,
удерживаясь от импульсивного желания
быстрее побежать, кого-то перегнать. Все
это совершенствует тормозные процессы,
воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность
создает необходимые условия для формирования
нравственных качеств личности ребенка,
закладывает первоначальные основы общей
культуры будущего человека.
Музыка – средство активизации умственных способностей
Восприятие музыки тесно
связано с умственными
Как и другие виды искусства, музыка имеет
познавательное значение. В ней отражены
жизненные явления, обогащающие дошкольников
новыми представлениями. Слушая, например,
песню «Это наша Родина» Е. Тиличеевой,
они чувствуют торжественность, подъем,
ликование народа, прославляющего нашу
Советскую Родину! Развивая ребенка эстетически
и умственно, необходимо всячески поддерживать
пусть еще незначительные творческие
проявления, которые активизируют восприятие
и представление, будят фантазию и воображение.
Когда взрослый ставит перед ребенком
творческие задания, то возникает поисковая
деятельность, требующая умственной активности.
Например, в пении ребенок импровизирует,
создает свой вариант мелодии, старается
найти соответствие литературного текста
выразительным интонациям.
В музыкально-ритмической деятельности
дети с большим удовольствием придумывают,
комбинируют движения пляски, напевая
и двигаясь под музыку. Танец, народная
пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая
драматизация побуждают детей изобразить
картину жизни, охарактеризовать какой-либо
персонаж, используя выразительные движения,
мимику, слово. При этом наблюдается определенная
последовательность: ребята слушают музыку,
обсуждают тему, распределяют роли, затем
уже действуют. На каждом этапе возникают
новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать,
творить.
Музыка – средство физического воспитания
Музыка, воспринимаемая слуховым
рецептором, воздействует на общее
состояние всего организма
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет
голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды
используют пение при лечении заикания),
способствует выработке вокально-слуховой
координации. Правильная поза поющих регулирует
и углубляет дыхание.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи
музыки и движения, улучшают осанку ребенка,
координацию, вырабатывают четкость ходьбы
и легкость бега. Динамика и темп музыкального
произведения требуют и в движениях соответственно
изменять скорость, степень напряжения,
амплитуду, направление.
Занятия музыкой способствуют общему
развитию личности ребенка. Взаимосвязь
между всеми сторонами воспитания складывается
в процессе разнообразных видов и форм
музыкальной деятельности. Эмоциональная
отзывчивость и развитый музыкальный
слух позволят детям в доступных формах
откликнуться на добрые чувства и поступки,
помогут активизировать умственную деятельность
и, постоянно совершенствуя движения,
разовьют дошкольников физически.
Музыка и физкультура
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Рассмотрим эти положения.
Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; помахивание лентами — нежной, напевной и т. п.
Вместе с тем один и
тот же вид движения может носить
разный характер. Например, ходьба в
начале физкультурного занятия или
утренней гимнастики должна быть бодрой
и жизнерадостной, поэтому марш подбирается
энергичный, умеренно быстрого темпа.
В конце занятия ходьба выполняет
другую функцию — снижает
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками.
Информация о работе Музыка в повседневной жизни детского сада