Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:27, контрольная работа
Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирование его духовного мира. В отличии от самостоятельной музыкальной деятельности возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены.
1. Музыка в повседневной жизни детского сада, как форма организации муз, деятельности дошкольника.
2. Понятие о самостоятельной музыкальной деятельности детей (структура, содержание предпосылки её возникновение, методы и приемы активизации самостоятельных действий).
3. Музыка и физкультура. Использование музыки на физкультурных занятиях, досугах, утренней гимнастике, физкультминутках.
4. Праздники и развлечения в детском саду. (Организация, особенности построения, вариативность структуры, значения использования праздников и развлечений в музыкальном воспитании дошкольника).
Практическая часть.
Список литературы
ГАОУ СПО НСО
«Новосибирский педагогический колледж №1им. А.С. Макаренко»
Контрольная работа по учебной
дисциплине
«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Тема: Музыка в повседневной жизни детского сада.
Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирование его духовного мира. В отличии от самостоятельной музыкальной деятельности возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добившись естественного, непринужденного ее включения в какую-либо детскую деятельность. Рассмотрим эти моменты. Музыка в зависимости от создавшейся ситуации влияет на детей по разному. Шагая, например, по тропинке, дети напевают знакомую бодрую песенку которая создает у них хорошее настроение. Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы вызывает интерес. Так, на участке дети кормили воробьев хлебными крошками. Их внимание привлек один озорной воробьишка, который забавно крутил головкой и весело прыгал на своих лапках. Воспитатель тут же спел песню «Зима прошла» М. Метлова: «Воробей с березы на дорогу прыг. Больше нет мороза чик-чирик.». Эту песню дети уже слышали на музыкальном занятии. Но теперь в исполнении воспитателя она вызвала у них другое настроение, большой интерес к тому, что они наблюдали. На следующем муз.занятии ребята наперебой рассказывали об этом музыкальному руководителю, сразу узнали песню и начали с удовольствием ее разучивать. Проведение какой-нибудь музыкальной игры может быть запланированно заранее. Это вносит веселое оживление и закрепляет приобретенные навыки. Гуляя на лесной полянке, ребята собирают полевые цветы, перебирают, рассматривают, называют их. Воспитатель спрашивает: «Какую песню о полевых цветах вы знаете? Давайте споем.». Дети называют «Летние цветы». Е. Тиличеевой и поют ее вместе с педагогом: «Белая ромашка, розовая кашка, лютик – желтенький цветок, синий – василек.». Если дети в какой-либо ситуации не могут вспомнить подходящую песню, взрослый помогает им в этом. Все эти п свидетельствуют о том, что во время экскурсий, прогулок, игр, может и должна звучать разнообразная знакомая детям музыка: песенка хороводная, танцевальная и т.д. На музыкальных занятиях дети становятся более активными.
Но важно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития музыкальных уклонов, интересов, способностей детей. В играх, на прогулках, во время самостоятельной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грамзаписи муз.произведений для дошкольников, подбирать самые простые мелодии на детских муз.инструментах. Музыкальную деятельность в быту отличает самостоятельность, инициативность, стремление сделать что-то свое. Следовательно, у дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и инициативу в использовании знакомых песен танцев в разных условиях ( в играх, на праздниках, в самостоятельно-художественной деятельности ), в музыкально – дидактических играх развивает мелодичных слух, чувство ритма музычно – сенсорные способности, расширяет круг музыкальных впечатлений слушанием муз.произведений у грамзаписи и способствовать тому чтобы дети воспроизводили из в сюжетноролевых играх. Применить музыку в сюжетно-ролевых играх можно по разному; как иллюстрацию к действиям матери, дети поют колыбельную; праздник день рождения, танцуют, поют для создания в них впечатлений, полученных от музыкального занятия, праздничных игр дети должны знать много песен хороводов на бытовую тематику, о разных профессиях, транспорте, народные песни и тому подобное. Такие произведения есть в программе в музыкальном репертуаре. Воспитатель должен поощрять творческие прояления детей, напоминать о возможности использования в играх знакомых песен, помочь им в музыкальном выполнении. Проведение в повседневной жизни музыкально-дидактических игр, которые разучиваются детьми на муз.занятиях, содействуют муз.развитию, дает возможность детям вправлять в различении муз.звуков за тембром, высотой, ритмом, динамикой, за их направлением и характером. Музыку можно использовать при рассказывании детям сказок, особенно тех, за сюжетом которых написаны детские оперы или составлены инсценировки с муз.сопровождением. Музыка может иметь место и во время проведения праздника Осени, можно предложить запеть песню: «Красивая осень» Потапенко, о зиме – запеть песни «Зима» Шутенко, «Зимний лес» музыка Чичкова и др. Песни, музыку могут привлекать и во время рассматривания иллюстраций и бесед за ними. Песни , хороводы, муз.игры, должны иметь место и при ознакомлением дошкольников с природой – во время наблюдений, прогулок, экскурсий.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что муз.произведения повышают работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным с провождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером средствами выразительности. Муз. сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям, ведущая роль отводится двигательным задачам, характер музыки соответствует характеру движения. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способствовать укреплению детского организма. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее муз. сопровождение. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т.д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Например в «Марше» В. Агофонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, вступление продолжительное, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных). Младшим дошкольникам трудно выполнить упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если движения хорошо усвоены детьми. Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности, звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника. Следует подчеркнуть, что с прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физ. упражнений, и наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без муз. сопровождения. Песни на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна, так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не даст полного восстановления дыхания. Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показа музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Астафьева, за тем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть легкими, неторопливыми, плавными». В качестве основных видов музыкального сопровождения физ. упражнений используется народная, классическая музыка светских и зарубежных авторов.
Форма организации досуга дошкольников в детском саду многообразны. Это концерты с участием детей и взрослых, игры драматизации забавы, веселые соревнования, кукольные театры, викторины. Основная цель развлечений – позабавить ребят, доставить им радость. Вдумчивое использование развлечений расширит сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства, изобразительными, музыкой, литературой, театром, кино. Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую, целостную форму в соответствии с содержанием того или иного вида досуга. Произведения, включенные в сценарий, должны быть занимательными, простыми, доступными для восприятия детьми, не требовать значительной затраты времени на подготовку. В одних развлечениях дети могут быть слушателями. В то же время в некоторых видах досуга объединяются совместные действия детей и взрослых. Организацией и подготовкой развлечений руководят воспитатель и музыкальный педагог, которые планируют определенный день проведения досуга с учетом возрастных особенностей детей, условий и содержания всей воспитательной образовательной работы детского сада. В развлечениях музыка используется по разному: в одном случае составляет основное содержание (муз. игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры и т.д.) в другом применяется частично ( спектакли, игры-драматизации). Важно умело отбирать муз. произведения для развлечений, учитывая их педагогическую ценность. Для детского исполнения подбирается яркая, образная музыка, с простыми, запоминающимися мелодиями. Следует включать знакомые детям песни, танцы, игры в иной увлекательной форме доставит детям удовольствие, радость. Одной из форм развлечения может стать новая игрушка. Новизна, внешняя привлекательность ее радуют ребенка. Умело подобранная музыка сделает игрушку еще более понятной, привлекательной для ребенка. Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для игр детей. Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление. Концерты включают различные виды деятельности: сольное, ансамбльное, хоровое исполнение пьесок, песен, игра на муз.инструментах, исполнение небольших сценок. Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели помогают ребятам составлять программу концерта, следят за тем чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности. Игры-драматизации и спектакли кукол наиболее распространённые формы развлечений в дет.садах. Спектакли чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Воспитатели помогают детям осваивать ту или иную роль, согласовывая свои действия с действиями других участников. Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве муз.оформления. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.
Тематический план развлечений1 музыкальных праздников для подготовительной группы на 1 квартал.
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
«День знаний» |
РНС «Репка» |
Музыкально- спортивный праздник «Здравствуй осень золотая» |
Викторина «Во саду ли - в огороде» |
Октябрь |
Развлече-ние – концерт «Осень глазами компози-торов» |
Музыкально- литературная гостиная «Дары осени» |
Музыкальное- капитал – шоу «Поле чудес» |
Тематический праздник «Хлеб - всему голова» |
Ноябрь |
Музыкаль-ный КВН «Приметы осени» |
Кукольный театр с показом для младшей группы «Теремок» |
Фольклорный праздник «Веселая карусель» |
Экологиче-ская сказка «Красная Шапочка на новый лад» |
Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных способностей.
1.Ветлугина Н.А. Методика
музыкального воспитания в
Информация о работе Музыка в повседневной жизни детского сада