Музыкально-дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Содержание работы

1. Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка.
2. Виды музыкально-дидактических игр.
3. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.
4. Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
5. Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.

Файлы: 1 файл

музыкально - дидактические игры..doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Я сказала: «Что же это  никто не отвечает? Наверное, котик  спит, постучи, Вова, сильнее». Тогда Кирюша встал, потянулся и протяжно низко замяукал. Я обратила на это внимание детей, сказав: «Какой ленивый большой кот в домике», Кирюша добавил, что у него дома живет кот Васька, и он все время спит, а мяукает, когда хочет есть. Это уже было проявлением творчества ребенка. Задача же развития у детей инициативы, творческих способностей является одной из самых важных.

 Работая систематически в течение года над развитием музыкального слуха во второй младшей группе, я использовала музыкально-дидактические игры «Птица и птенчики», «Чей домик», «На чем играю» Н.А. Ветлугиной, «Где мои детки?», «Позови матрешку» и др.; лесенку, по которой передвигались маленькие игрушки, фланелеграф, на котором выкладывала больших и маленьких петушков, кошек, гусей, а дети пропевали высокие и низкие звуки. Малыши научились различать и интонировать контрастные по высоте звуки, различать громкую  и тихую музыку, передавать сложные ритмические рисунки хлопками и в движении, различать по тембру музыкальные инструменты. Таким образом, в результате проведенной работы с детьми второй младшей группы был заложен прочный фундамент их музыкального развития, творческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в группе, первоначальных творческих способностей.

Последовательность в  работе соблюдалась и в средней и в старшей группах. Дети уже на слух определяли направление мелодии и ее скачки, выкладывали на фланелеграфе кружочками рисунок мелодии, сопровождая задание пением и играми на металлофонах. Чтобы определить долготу звуков, дети пропевали попевку, показывали рукой долгие и короткие звуки, а затем длинными и короткими полосками выкладывали на фланелеграфе ритмический рисунок песенки и проигрывали на музыкальных инструментах. В результате дети старшей группы пришли в подготовительную группу с запросом знаний и умений, и я смогла продолжить работу над дальнейшим развитием музыкального слуха и голоса ребят.

Развивая звуковысотный  слух, использовала в своей работе музыкальную лесенку, по ступенькам которой ходила и прыгала матрешка. В этом случае, если кто-нибудь из детей показывал ступеньки, указанные мною, одновременно правильно пропевал их название, все дети также их пропевали.  Использовала упражнение из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» на составление трех звуков, различных по высоте; «Музыкальное эхо», которое являлось отличным упражнением для развития музыкального слуха и высоты интонации. Когда я Пропевала трезвучие на маленькие песенки, дети должны были повторять их.

 

 

 

 

 

Закрепляя представление  детей о ритмических отношениях звуков, умение точно воспроизвести заданный ритм, предложила музыкально-дидактическую игру «Теремок». Сказала:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Вот по полю, мышка бежит,

У дверей остановилась и  стучит.

Затем постучала ритмический  рисунок мышки и прикрепила на фланелеграфе нарисованную мышку. Дети должны были отхлопать заданный ритм и запомнить его. Точно так же познакомила детей и с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, медведем. Продолжая на последующих занятиях эту игру, дети должны были вспомнить ритмический рисунок зверей, прохлопать его. Затем вызывала желающего, простукивала ему любой из заданных ритмов, и если ребенок вспоминал, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставлялось право выложить на фланелеграфе этого зверюшку и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок. Далее игра переросла в самостоятельное творчество. Когда все звери были выложены на фланелеграфе, я сказала: «Все звери в теремочке живут, песни поют» - и предложила детям придумать свою песенку на слова «Все мы весело живем, дружно песни поем». Спела несколько вариантов, дети оживились, чувствовалось, что задание понравилось всем и еще больше повысило их интерес к игре. Игра была перенесена в самостоятельную музыкальную деятельность в группе. Дети очень увлеклись этим заданием. Интересным было то, что проявили большую инициативу в создании вариантов песенки. Одни пели, другие пробовали свои силы в игре на металлофоне.

Очень интересный вариант  игры предложила воспитатель подготовительной группы Антонина Сергеевна. Она проводила игру так: раскладывала на столике флажок, платочек, ленту, бубен, барабан. Дети слушали знакомое произведение, а затем ребенок, назвав музыкальную пьесу, брал соответствующий атрибут и исполнял с ним танец или маршировал, или отбивал ритмический рисунок марша на барабане. Увлекательная игра вызвала у детей желание создать новый ее вариант. Играли большими группами: часть детей была музыкантами, одни садились с инструментами в стороне, другие были исполнителями. Один ребенок раскладывал карточки рисунком вниз. Другой – подходил к столу, еще не зная, какое у него будет задание, затем брал одну из карточек, рассматривал ее, называл жанр музыкального произведения, показывал ее музыкантам, которые исполняли одно из следующих произведений: «Вальс» Е. Тиличеевой, «Калинку», «Во поле береза стояла», чешскую польку, марш. Ребенок должен был выполнить соответствующие движения под эту музыку.

В игру охотно включались все дети. Знания, навыки и самостоятельный  опыт, полученные на занятиях, они вносили в игру, проявляя фантазию, творчество. Даже у малоинициативного Вани появилась любознательность.

Участвуя в игре, он стал более свободен в движениях, самое главное – научился придумывать  интересные комбинации нескольких танцевальных движений подряд, согласовывая эти движения с характером музыки.

Я старалась поддерживать инициативу ребят. Оставаясь с ними по вечерам, наблюдала, как они проводят игру, поощряла их творчество, учила  не подражать движениям товарищей, а стараться самому вспомнить  все движения, которые учили на занятиях. Итак, используя музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях и в повседневной жизни, удалось достичь хорошего уровня музыкального развития детей. Повысился интерес ребят к музыкальным занятиям, к песенному и игровому творчеству. Музыка прочно вошла в жизнь детей.

Но для того чтобы  успешнее осуществлять задачи по развитию музыкального слуха у детей, необходима заинтересованность и воспитателей, ведь музыкальному руководителю без воспитателя трудно организовать детскую самостоятельную музыкальную деятельность. Воспитатель должен хорошо знать программные требования, ясно представлять цели и задачи музыкального воспитания, знать свою роль в той или иной музыкально–дидактической игре. Работая с воспитателями, раз в неделю проводила с ними специальные занятия, знакомила их с содержанием музыкально-дидактических игр, обучила правильной методике преподнесения этого материала. Вместе с воспитателями намечала, кому из детей нужна индивидуальная помощь, составляла план последовательного внесения дидактического материала; ведь чтобы достичь хорошего уровня музыкального развития детей, необходимо проводить работу не только на музыкальных занятиях, но и продолжать систематически работать в группе.

Надо сказать, что все  воспитатели нашего сада с большим удовольствием участвуют в практических занятиях. Они охотно совершенствуют свои навыки и умения, ведь в группе им приходится помогать детям, осваивать правила музыкально-дидактических игр, которые дети разучивают на музыкальных занятиях, повторять и закреплять их в повседневной жизни. Роль же и активность воспитателя зависят от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он организует игры, показывает их детям, вместе с ними играет на правах участника. Действуя вместе с воспитателями, дети легче и быстрее осваивают правила игры. В результате своего участия в игре воспитатель видит, в какой степени нужна его помощь тому или иному ребенку, насколько дети овладели заданием. Учитывая особенности каждого ребенка, воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему, стремится развивать музыкальные способности у каждого.

В подготовительной группе воспитатель следит за правильностью  выполнения игр, помогает малоактивным, застенчивым детям включиться в  игру, поощряет их.

 

 

Для развития у детей  самостоятельной инициативы в музыкальной  деятельности большое значение имеют  оборудование, пособия, которые успешно  могут быть использованы детьми в  их творческих проявлениях. В каждой группе у нас имеются музыкальные  уголки, в которых находятся соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры вносятся в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему при выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить другой.

Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические  игры расширяют музыкальные представления  детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей, помогают готовиться к школе. (8, с 77-82)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры музыкально-дидактических  игр.

 

                             Средняя группа.

 

                «Тише – громче в бубен бей»

    1. Может  бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

  Припев: бом-бом-бом,

                Бом-бом-бом!

                 Это, ясно, не ручей-

                      Это гром.

2. Может бубен загреметь,

    Будто гром,

    Может бубен  зазвенеть

    Ручейком.

       Припев:  Бам-бам-бам-бам,

                      Бам- бам-бам!

                       Это прыгает ручей

                       По камням!

Дети  стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к кому нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребенок должен от того, какой из двух припевов споет воспитательница.

                                                                 Н. Ветлугина.

 

 

                             «Чудесный мешочек»

 

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)  сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям  произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др.  дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

                                                                   Н. Кононовой.

 

                            Старшая группа.

 

                                 «Качели».

 

Игровой материал.  Небольшие карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.

Ход игры. Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки,  характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки  и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.

«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!

Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»

                                                               Н. Ветлугина.

 

 

                      «Громко – тихо запоем»

 

«Мяч от нас умчался  вскачь, разыщи Сережа, мяч,

Разыщи, разыщи, разыщи, Сережа, мяч!

Если тихо запоем, далеко он значит.

Если громко петь начнем, значит рядом мячик».

 

Дети сидят на стульях. Одного ребенка просят выйти из комнаты, а воспитатель тем временем прячет мяч. Затем водящего приглашают войти  и поют ему песенку, в которой объясняются игры. На 3-й куплет, который поется без слов на слоги «ля-ля», водящий ищет мяч. Дети поют, то усиливается, то ослабляя звучание, в зависимости от удаления или приближения водящего к спрятанному мячу. Этот куплет повторяется  произвольное количество раз, пока ребенок не найдет мяч.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры