Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:45, реферат
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
1. Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка.
2. Виды музыкально-дидактических игр.
3. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.
4. Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
5. Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.
«Догадайся, кто поет».
«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.
И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.
Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,
Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»
Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.
Подготовительная группа.
«Кричу в лесу: Ау, ау! И мне в ответ: Ау, ау!
В горах кричу: Ау, ау! Гора в ответ: Ау, ау!
Вариант. Дети условно разделены на подгруппы («Эхо» и «Дети»). Одна подгруппа – «Дети» - запевает, другая – «Эхо» - повторяет. Возможны и другие варианты. Важно, чтобы было чистое интонирование «Эхом» «ау».
«Охотники и зайцы»
Дети – «охотники» и «зайцы» - становятся в две шеренги, одна за другой.
1. Мы охотиться идем,
Громко песенку поем, решительным шагом и поют.
Где вы, зайцы серые,
Где, где, где?
2. Мы тихонечко идем, идем, «Охотники» стоят. «Зайцы» идут
Мы тихонечко поем, поем, вперед крадущимся шагом и тихо
Вы нас не поймете,
Да, да, да!
3. Вот сейчас, сейчас, сейчас Повторяются движения первого
Мы поймаем, зайцы, вас! куплета.
Вы от нас не скроетесь,
Нет, нет, нет!
4. Мы тихонечко идем, идем, Повторяются движения второго
Мы тихонечко поем, поем, куплета.
А вот от вас мы удераем,
Да, да, да!
Лови, нас!
Дидактические игры по видам.
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных,
где элемент соревнования в
увертливости, ловкости отодвинут
по времени от момента
3. Игры, построенные по типу хороводных.
Игра «»Снеговики и снежинки».
Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф.Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.
I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.
II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса – кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».
III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.
Игра «Три медведя».
Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.
Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.
Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей – большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.
I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – самые большие. Смена регистра варьируются. В конце игры отмечаются дети, точнее других, выполнявшие задания.
II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходит и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.
III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных. (3, с 177)
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребёнка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.
Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.
Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.
Литература.
1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное
развитие ребенка» М:
2. Ветлугина Н.А. « Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.
3. Зимина А.Н. «Основы
музыкального воспитания и
4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.
5. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.
6. Логинова В.И.,
Саморукова П.Г. «Дошкольная
7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г.
8. Орлова Т.
«Музыкально-дидактические