Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:05, курсовая работа
Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.
Введение 2
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Глава 1. Музыкальное воспитание 3
1. Задачи музыкального воспитания 3
1.2. Стадии музыкального восприятия 4
1.3. Развитие музыкального восприятия детей 6
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников
с проблемами в развитии 8
2.1 Физические и медицинские аспекты
воздействия методов музыкотерапии 8
2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми
в коррекционных дошкольных учреждениях 10
2.3. Практические занятия со слабослышащими детьми 11
Заключение 13
Список литературы 15
Содержание
Введение
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Глава 1. Музыкальное воспитание
1. Задачи музыкального воспитания
1.2. Стадии музыкального восприятия
1.3. Развитие музыкального
восприятия детей
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников
с проблемами в
развитии
2.1 Физические и медицинские аспекты
воздействия методов
музыкотерапии
2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми
в коррекционных дошкольных
учреждениях
2.3. Практические занятия со
слабослышащими детьми
Заключение
Список литературы
Введение
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Огромная сила музыки заключается
в её способности эмоционально воздействовать
на духовную сферу человека, особенно
в его детские годы. У детей
в процессе овладения музыкальной
культурой формируются
Музыкальное воспитание и образование ставит своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.
Для музыкальной педагогики особое значение имеет знание об особенностях эмоциональной жизни детей, т. к. там естественно выражаются определённые качества личности, заложен потенциал её развития.
Музыкальные занятия в
детском саду - это, прежде всего, общение
детей с музыкальным
Творческий характер деятельности
музыкального руководителя, духовного
контакта с детьми, благодаря которому
наиболее полно реализуются
Цель работы - выяснить, каковы особенности детского музыкального восприятия и какой должна быть музыка для детей, что она представляет собой, то есть чем отличается от музыки взрослых, чтобы максимально развивать их музыкальное восприятие. Кроме того, в работе рассматриваются вопросы музыкального воспитания детей с проблемами в развитии.
Существует огромное количество
современной и классической музыки
разных жанров и направлений. Везде
присутствует как хорошая музыка,
так и не достойная детского внимания.
И эта музыка должна быть как высокохудожественной,
так и доступной детскому восприятию.
Всем этим и объясняется актуальность выб
Но как разобраться
в музыкальном изобилии? Ведь произведений
только детской музыки существует на
сегодняшний момент великое множество.
По каким принципам выбирать то немногое,
что услышат дети на музыкальном
занятии? Безусловно, найти ответы на
эти вопросы можно в
Методы исследования применялис
Глава 1. Музыкальное воспитание.
1.1. Задачи музыкального воспитания.
Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей:
Приобщать детей к художественно-
Формировать интерес к
музыкальному искусству, обеспечивать
музыкально-эмоциональное
Обеспечивать информационно-
Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
Формировать предпосылки
и элементарные музыкально-творческие
проявления, способности выражения
своего Я во всех доступных детям
видах музыкальной
Осуществлять средствами
музыки и движений профилактику и
коррекцию имеющихся отклонений
в развитии психических функций,
эмоционально-волевой, моторной сферах,
создавать условия для
1.2. Стадии музыкального восприятия.
С точки зрения психологии восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности всех их свойств и частей. Восприятие - это сложный процесс, в котором принимают участие различные зоны коры головного мозга человека и его подкорки. Что же касается музыкального восприятия - то это процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа произведения. Он тесно связан с другими психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью. Восприятие музыки зависит от уровня развитости музыкальных и творческих способностей воспринимающего, включает его прошлый жизненный опыт и опыт общения с музыкой.
Для развития музыкального восприятия на раннем этапе очень важны внешние движения: пение мелодий, игры и танцы под музыку. Это способствует созданию музыкального образа у ребёнка, что в свою очередь необходимо для восприятия музыкального произведения. По мере развития музыкального восприятия необходимость в этих помощниках постепенно сходит на нет.
Свойства музыкального восприятия
Восприятие можно
Эмоциональность - восприятие красоты музыки, мыслей и чувств, которые она пробуждает. Она может быть как осознанной, так и неосознанной. Человек может просто проникнуться настроением музыки. Но для того, чтобы понимать красоту музыки, требуется определённый музыкальный опыт и подготовка. Тот факт, что музыка воздействует на эмоции человека, был известен ещё в древности. Более того, это воздействие иногда может достигать невероятной силы. Человек может преисполниться счастьем или, наоборот, отчаянием, слушая ту или иную музыку.
Целостность. Образность. Это
свойства любого восприятия. Человек
воспринимает окружающий мир как
целостную картину, состоящую из
отдельных свойств и элементов.
Это свойственно также и
Осмысленность. Мышление способствует
более глубокому и
Стадии музыкального восприятия
Музыка - это искусство,
протяжённое во времени. Соответственно
и восприятие музыкального произведения
происходит во времени, постепенно, вместе
с развитием этого
Первая стадия характерна
для первого и, возможно нескольких
последующих прослушиваний
Вторая стадия появляется на повторных прослушиваниях всего произведения или его частей и носит характер восприятия более дифференцированный. Слушатель начинает замечать и обдумывать отдельные выразительные свойства произведения, средства музыкальной выразительности. Этот процесс может проходить естественно, при многократном прослушивании произведения. При этом слушатель усваивает ранее полученные впечатления и воспринимает новые, которые на них наслаиваются. Так, постепенно произведение превращается для человека в нечто родное и любимое. Дифференциация восприятия может быть организована искусственным образом, на музыкальных занятиях в школе, например. Человек более компетентный, в данном случае, учитель музыки, помогает слушателям более глубоко вникнуть в произведение. Они получают определённые представления о форме произведения, его средствах музыкальной выразительности, но личное впечатление от этого произведения остаётся у каждого своим. На этой стадии эмоциональное свойство восприятия уступает главенствующую роль мышлению и музыкальному слуху, но не исчезает совсем. Результативность этой стадии зависит также от развитости воспринимающего, его заинтересованности, опыта как жизненного, так и музыкального.
Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии