Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Содержание работы

Введение 2
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Глава 1. Музыкальное воспитание 3
1. Задачи музыкального воспитания 3
1.2. Стадии музыкального восприятия 4
1.3. Развитие музыкального восприятия детей 6
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников
с проблемами в развитии 8
2.1 Физические и медицинские аспекты
воздействия методов музыкотерапии 8
2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми
в коррекционных дошкольных учреждениях 10
2.3. Практические занятия со слабослышащими детьми 11
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Музыкотерапия.docx

— 37.71 Кб (Скачать файл)

- развитие музыкальной памяти. Это одна их важнейших задач реабилитации, т.к. дети плохо запоминают тексты песен из-за неразвитости воображения и образного мышления, для чего был применён принцип визуальной активизации работы мозга. Сначала давалось задание рисовать картинки, создавая иллюстрации к каждому куплету песни, пение наизусть должно стать естественным заключительным этапом в разучивании песни. В процессе запоминания, кроме слуха, участвует моторная (мышечная) память рук, голосовых связок, артикуляционного аппарата, развивается интеллект, контролирующий и связывающий все звенья воедино.

Все эти методы способствуют очень медленному, но верному формированию внутренних слуховых представлений  ребёнка, и самым сложным был  переходный период от полного невосприятия музыкальных звуков к началу осознанного  определения глухим ребёнком набора разных созвучий и их интонирование.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Хорошая музыка способна формировать  высокие моральные представления  и ценности. Существует разная музыка: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребёнку. Они связаны между собой  и невозможны один без другого, но самое главное, чтобы музыка могла  воспитывать хорошее, доброе в человеке. И помощником в этом ей будет богатый  музыкальный язык. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в  общее психическое становление  личности ребёнка.

Коррекционные возможности  музыкального искусства в различных  его сочетаниях по отношению к  ребёнку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что  они выступают источником позитивных переживаний ребёнка, рождают новые  креативные потребности и способы  их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществляют коррекцию отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создают условия для социальной адаптации.

В своём классическом труде  «Психология музыкальных способностей»  Б.М. Теплов пишет: «Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат  развития, воспитания и обучения». Если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность глухого ребёнка  формируется точно так же как  и слышащего.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное  влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области  научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время  значительно расширились.

При применении методов  музыкальной терапии, наследственные задатки детей реализуются в  способности через преодоление  физических недостатков слухового  и зрительного восприятия, и появляется реальная возможность выводить детей  на более высокую ступень духовного  развития. Многообещающие возможности  музыкальных занятий с больными детьми могут быть полезными для  продолжения опыта в центрах  реабилитации и в спецшколах. Таким  образом, музыка для многих слабослышащих  и слабовидящих детей может стать, прежде всего, формой психофизической  и социальной реабилитации. Происходит активизация сознания ребёнка, проясняются  его возможности для дальнейших занятий музыкой.

Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию  мира через звучащий абстрактно-музыкальный  образ. Именно поэтому она мощно  развивает не только эмоции, но и  интеллект человека, что необходимо больным детям для их гармонического развития, поскольку они живут в звуковом или зрительном дефиците и многое воспринимают интуитивно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. И. Белик "Музыка для глухоты" М., "Владос" 2000;
  2. Н. Ветлугина "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972;
  3. "Воспитание музыкой " сб. статей М., Просвещение 1991;

4. Л. Выготский "Воображение и творчество в детском возрасте".М., 1954;

5. Журнал "Аккорд" статьи о музыкотерапии М. 2004;

6. Э. Леонгард «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» М. Просвещение , 1991;

7. Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия». - М., 1981;

8. В. Петрушин "Музыкальная психология" М., "Владос" 1997;

9. В. Подуровский, Н. Суслова "Психологическая коррекция музыкально - педагогической деятельности" М., "Владос" 2001;

10. "Психология музыкальной деятельности" сб. под ред. Г. Цыпина М., Академия 2003;

11. О. Радынова «Развитие у детей музыкального восприятия»

12. «Музыкальное воспитание дошкольников», «Просвещение», «Владос», 1994;

13. Б. Теплов "Психология музыкальных способностей" М., 1947;

14. Н. Черноиваненко «Формирование музыкального восприятия школьников» из кн.: «Музыкальное воспитание в школе», вып.15,.М., «Музыка» 1982;

15. П. Якобсон «Психология художественного восприятия» М., 1964

 


Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии