Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 20:26, реферат
ЦЕЛЬ: ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.
В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.
I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов
I.1 Флейта в Древнем мире
I.2 Флейта в Средние века
II. Флейта в России. Существование флейты в России как народного инструмента.
III. Строение, особенности и применение современной флейты
Заключение
Список литературы
Санкт-Петербургский
гуманитарный университет
______________________________
Музыкальный инструмент флейта
Выполнила: Кудзоева Диана Олеговна
студентка 1 курса факультета искусств
Проверил: Воронов Алексей Михайлович
Санкт-Петербург
2013г.
I. Возникновение и развитие
I.1 Флейта в Древнем мире
I.2 Флейта в Средние века
II. Флейта в России. Существование флейты в России как народного инструмента.
III. Строение, особенности и применение современной флейты
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе содержится материал, касающийся
истории возникновения и
Тема данного исследования - развитие флейты, её значение в музыкальной культуре различных исторических эпох.
Цель: ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.
В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.
Цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
Изучение исторической, учебной и биографической литературы;
Установление достоверности, целесообразности и актуальности тех или иных фактов.
В ходе работы был использован метод теоретического исследования.
Ход и результаты исследования изложены в следующей структуре: введение, три главы и заключение, так же представлен список используемой литературы и приложения, четкого представления о разновидностях флейты.
I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов
I.1 Флейта в Древнем мире
Продольные, поперечные и
многоствольные флейты зародились в
глубокой древности. Они изготавливались
из тростника, из стручков, свернутых
в трубочку, из древесных листьев,
кости животного, морских раковин
и других природных материалов. Эти
примитивные духовые
Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, он стал активно использовать мир звуков, а постепенно и совершенствовать эти простейшие музыкальные инструменты. Среди материальных остатков культуры народов, живших за несколько тысячелетий до наступления нашей эры, встречаются флейты в виде костяных, тростниковых и глиняных дудочек. Они существовали у многих народов под разными названиями. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия.
На продольной флейте иногда имелось особое приспособление для извлечения звука, которое в наше время применяется на блокфлейте. Флейта Пана имела несколько стволов, каждый из которых, в свою очередь мог издавать один или два звука (за счет передувания) различных по высоте. С расцветом культуры она претерпела изменения.
По новейшим предположениям родиной поперечной флейты признана Азия. В те времена флейта была неотъемлемой спутницей барабана: использовалась в войсковых частях. До сих пор на Земле Басков дудочка-флейта (тхироля) применяется совместно с маленьким барабаном (тамбурином) в "народном музицировании".
Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. В основе духового инструментария лежали флейтовые типы: сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана, с двенадцатью бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта, с 3-6 игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Звучат все эти флейты мягко и нежно.
В Индии самый распространённый духовой инструмент древности - ванша (разновидность поперечной флейты), по преданию на ней играл бог Кришна.
В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.
I.2 Флейта в Средние века
Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Ренессанса в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца 16 века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров - дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики.
В 17 веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере "Орфей" в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г. Шюца они уже не только сопровождали пение, но обогащали его, дополняли и соревновались с ним.
Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старонемецкая флейта охватывала 2,5 октавы - от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные "хроматические" ступени получались при помощи "раздвоенной аппликатуры" или "вилочной хватки". Сверление трубки старонемецкой флейты имело обратноконическое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на "головку" флейты, а наименьший - на её "лапку", т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.
Семнадцатый век - свидетель появления и закрепления в оркестровой практике поперечной флейты. Первым, кто ввёл ее в оперный оркестр, как постоянный инструмент, был Люлли (в оп. "Изида"). Но в его оркестре флейты ещё были продольными. Прямую флейту (или флейту с наконечником) держали перед собой; она обладала поэтичным звуком, за что её называли "нежная флейта". Однако поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, т.к. обладала более сильным звуком и легко поддавалась различным усовершенствованиям. Поэтому к середине XVIII века она окончательно вытеснила из симфонического оркестра продольную флейту.
Как сольный концертный инструмент поперечная флейта почти не применялась. В этой роли выступали различные виды продольных флейт. Признание же её в качестве художественно-концертного инструмента произошло во Франции, где мастера начали заниматься её усовершенствованием. Так, в 1695 году был применён клапан ре-диез, в конструкцию внесены улучшения: точное сверление канала, облегчающее взятие верхних звуков, сделало их красивыми, певучими. Для подстройки флейты вставлялись деревянные кольца в канал раздвигающейся головной части. Удобные тональности для такой флейты были Соль-мажор, Ре-мажор и До-мажор. В них и писали композиторы. Во Франции продольные флейты получили обозначение "немецкая флейта". Широко известны имена двух французских флейтистов XVII века - Декато и Фильбер.
В это же время появляются первые педагогические методы обучения игры на флейте ("Искусство игры на поперечной флейте" Опетера, 1707 г.).
II. Флейта в России
На Руси существовали различные виды флейт, причем их возникновение имеет глубокие народные корни. Истоки духового искусства как, в частности, и самого духового инструментария, связаны с народной музыкальной жизнью. Исследуя древние русские традиции в области игры на духовых инструментах, можно обнаружить их общность с традициями славянских народов.
Восемнадцатый век охарактеризован коренным переломом в культурной жизни России. Приобретает регулярный характер театральная деятельность, где возрастает значимость музыкального сопровождение, что в свою очередь повлекло за собой увеличение числа инструменталистов.
Петр I придавал музыке, как и другим видам искусства, важное государственное значение. Он явился создателем и преобразователем военно-оркестровой службы в России.
В музыкальном исполнительстве XVIII в. всё чаще стала появляться поперечная флейта. Этому во многом способствовали реформы Петра I, коснувшиеся буквально всех сторон культурной жизни России восемнадцатого века. Так, например, согласно приказу от 1711 года, в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр. Петром I осуществляются широкие мероприятия, связанные с подготовкой и обучением отечественных военных музыкантов. Для этого в армию приглашались иностранные музыканты, которые должны были обучать русских молодых людей игре на д/и, в частности, на флейтах. Также, Петр I выписывает из-за границы и различные духовые инструменты.
Постепенная популяризация духовых инструментов в XVIII веке привела к расширению их роли в придворной жизни. Очень модной становится в это время светская музыка, причем ведущая роль в ней стала принадлежать духовым инструментам. Ассамблеи, маскарады и другие празднества в то время сопровождались духовой музыкой.
Однако придворная музыкальная
жизнь с её засильем иностранных
певцов, инструменталистов, композиторов
не была той основной линией, по которой
развивалось отечественное
Имеющиеся данные о начале
музыкального образования в России
сводятся по сути дела к перечню
нескольких крупных иностранных
музыкантов, преподававших музыку при
дворе. О том, какими музыкальными педагогами
довольствовалось дворянство можно
судить лишь по случайным газетным
объявлениям, в которых неизвестные
никому лица, преимущественно иностранцы,
предлагали свои услуги в качестве
преподавателей музыки. Особый интерес
представляет запись "об учреждении
училища музыки в столичном городе
Москве" она свидетельствует о
существовании частной
Большую роль в подготовке музыкальных кадров в России сыграл и так называемый Шляхтинский корпус, открытый в 1756 году.
Весьма разнообразной была музыкальная подготовка, которую получала дворянская молодежь. Они могли обучаться, на выбор, либо в Академической гимназии Московского университета, либо в одном из многочисленных частных пансионов, среди которых следует отметить музыкальную школу при крепостном оркестре графа Шереметьева.
Одной из форм приобщения к
музыке было и камерное ансамблевое
исполнительство, пользовавшееся большой
популярностью у русской