Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 20:26, реферат
ЦЕЛЬ: ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.
В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.
I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов
I.1 Флейта в Древнем мире
I.2 Флейта в Средние века
II. Флейта в России. Существование флейты в России как народного инструмента.
III. Строение, особенности и применение современной флейты
Заключение
Список литературы
Так, современники вспоминают,
что любитель-флейтист князь П.И.
Репин часто выступал в доме графа
Шереметьева в составе
В связи с растущей популярностью флейты начинают появляться на концертной эстраде и выделяться в придворных оркестрах первые русские придворные музыканты-духовики. Так, в Петербургском придворном театре выделяются имена "флейттраверсистов" Василия Михайлова, Данилы Калашникова, Егора Каратыгина.
Наш обзор музыкальной жизни России XVIIIвека будет недостаточно полным, если мы не выделим некоторые гастроли иностранных исполнителей сыгравших значительную роль в пропаганде духовой музыки. Так, в России гастролируют известные инструменталисты-виртуозы. Сюда прежде всего следует отнести известного флейтиста Христиана Гартмана. Также следует выделить римскую певицу и флейтистку Юлию Катальди и братьев Турнеров.
III. Строение, особенности
и применение современной
Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо. Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится инструмент). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами - при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.
Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммаобразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках). Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике - разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют, меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности. Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.
Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя - важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью "опоры" (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).
Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX - начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато - игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде "трр" с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом
В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель.
Заключение
История развития флейты от истоков до наших дней довольно полно, но, к сожалению, весьма разрозненно разработана в отечественной и зарубежной литературе. В этой работе мы постарались объединить наиболее значимую, по нашему мнению, информацию о флейте. Мы считаем, что музыкальное образование не должно ограничиваться просто игрой на инструменте. В первую очередь перед любой школой искусств, и в частности перед каждым педагогом, помимо обучения специальности, стоит ещё множество других задач: формирование эстетических качеств личности, нравственных идеалов, общественных представлений и мировоззрения. Чем больше педагог знает о своём предмете, тем больше он может рассказать ученику, таким образом, воспитывая в нём любознательность, пробуждая тягу к знаниям. Изучая историю флейты, или какого-либо другого инструмента, мы можем проследить, как меняются быт, устройство общества, как политические отношения влияют на развитие культуры.
Начиная с XVIII века флейта пользовалась такой любовью современников, что стала неотъемлемой частью их жизни. Играть на флейте считалось признаком "хорошего тона", а флейта на сцене театра была достойным участником драматического спектакля. Много произведений живописи, литературы, театра рассказывают, как люди во всех слоях общества играли на флейте. На ней играл русский художник Федотов и прусский король Фридрих II. На русской сцене в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума" флейта появлялась дважды: рано утром, когда Фамусов застаёт Лизу за переводом часовой стрелки, а другой раз - вечером на балу у Фамусовых в беседе старых друзей - Чацкого с Платоном Михайловичем. В пьесе английского драматурга Шэридана "Школа злословия" дуэтом флейты и арфы начинается I действие. На флейте играл персонаж Ч. Диккенса Урия Хип в "Дэвиде Копперфильде". Изображение играющих на флейте мы видим на картинах фламандского художника Ван-Дейка, голландских художников Ф. Хальса и Я. Стэна, француза Ланкре.
На сегодняшний день флейтовая музыка, как и всякая классическая, теряет свою популярность. Как уже говорилось выше, нашей основной задачей является всестороннее развитие ученика, а не только совершенствование практических навыков. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и высокий интеллектуальный потенциал.
Список используемой литературы
1.Алдошина И., Приттс Р. "Музыкальная акустика", 2009.
2.Ашик А.Б. Керченские древности. О пантикапейской катакомбе, украшенной фресками, 1845.
3.Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907.
4.Грубер Р. Всеобщая история музыки - М., 1974.
5.Древнекитайская философия. Эпоха Хань - М., 1990.
6.Плутарх, "О музыке" (ок.46 - после 120 гг. н.э.).
7.Матвеев Русский военный оркестр - М. - Л., 1928-29.
8.Розенберг А. О русском производстве духовых инструментов в XVIIIв.
9.Творогов О.В. (подготовка текста, перевод, комментарии) Житие Феодосия Печерского - М., 2006.
10.Усов Ю. История отечественного исполнительства - М., 1975.
11.Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII в., 1935.
12.fontegara. narod.ru/russian.html <http://fontegara.narod.ru/
13.lenskij87. narod.ru <http://www.lenskij87.narod.ru
14.mfc. su <http://mfc.su/>
15.muzyr.ru <http://www.muzyr.ru>