Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:23, реферат
1.В годы войны не маловажную роль сыграл ансамбль Александрова. Создав такие шедевры как "В поход! В поход!" и особенно известную песню "Священная война" (на стихи Лебедева-Кумача). Ноты были написаны за один день, и в тот же день ансамбль разучил песню, а на следующее утро она исполнялась на Белорусском вокзале для отъезжающих на фронт.
2. Еще при жизни Василий Васильевич Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона как виртуоз-балалаечник, создатель великорусского оркестра из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен) инструментов.
I. Музыканты Верхневолжья 3
1.1. Александров Александр Васильевич 3
1.2. Александров Борис Александрович 5
1.3. Андреев Василий Васильевич 6
1.4. Лемешев Сергей Яковлевич 8
II. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века 10
III. Виды музыкальной деятельности 12
Литература 14
В 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов.
В 1884 году он отважился выступить
в качестве солиста-балалаечника в
благотворительном концерте в Самаре,
а в 1886 году с новой, улучшенной в
акустическом отношении балалайкой
дебютировал в Петербурге в зале
Благородного собрания. Незаурядная
одаренность и обаяние в
В 1887 году по чертежам Андреева
создана хроматическая
В 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.
И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким, этнографическим. Благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра.
Андреев, несмотря
на непонимание, злобное
Андрееву приходилось много сил тратить даже на то, чтобы объяснить, что инструменты эти исконно русские. Тем же авторам энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которые иронизировали, что оркестр великорусский, а инструменты не русские, а татарские. Русские они, самые что ни на есть русские - пишет Андреев одну за другой статьи, доказывая это.
В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей. Триумфальные гастроли в Англии, во Франции, в Германии, в Америке. Во Франции Андреева наградили орденом Почетного легиона и золотой медалью. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. Кстати, в этом же году в оркестре Андреева впервые выступил с соло на балалайке десятилетний Ника Осипов, будущий знаменитый музыкант, имя которого носит оркестр народных инструментов имени Н.П. Осипова.
Название оркестру - Великорусский - Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия - это юг, окраина (Украина) России. Была еще Белая Русь.
Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. Всего себя он отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.
В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).
В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.
Василий Васильевич любил Тверской край, старался, чтобы земляки его владели балалайками и домрами, помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом – оркестр, сформировался еще 1898 году.
В Твери традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им.М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет.
Василий Васильевич несмотря
ни на какие трудности вывел народные
инструменты в большое
Лемешев Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Лемешев родился 10-го июля 1902 года в деревне Старое Князево Новоторжского уезда Тверской губернии в бедной батрацкой семье. В деревне, где, как он вспоминал, "разве что глухонемые не поют".
Певческий дар он получил
по наследству - и мать и отец будущего
великого тенора были очень одаренными
людьми. Но свою жизнь с музыкой
Сергей Яковлевич связал не сразу. В
1914 году после окончания
Сразу же по возвращении Сергей вступает в артель сапожников в деревне Стренёво. После Петербурга Сергея тянуло к театру. Как раз к этому времени относится открытие в стренёвской школе драматического кружка. Его основателем и организатором и была сельская учительница из соседней деревни Рождество Екатерина Михайловна Прилуцкая.
Первый спектакль, в котором Сергей выступал, был поставлен по пьесе А.Н.Островского "Бедность не порок". В ней ему досталась роль приказчика Мити.
После революции Лемешев попадает в дом Николая Александровича Квашнина. В прошлом страстный театрал, он открыл в своём доме театр. Пьесы, ставившиеся в этом театре, писал он сам. Другие брались из репертуаров столичных театров. Именно здесь Сергей впервые услышал музыку великого Чайковского. Знакомство с ней началось с разучивания арии Ленского из оперы "Евгений Онегин". Образ пылкого поэта до конца жизни будет его путеводной звездой. Затем были романсы Чайковского, ария Левко из "Майской ночи" Римского-Корсакова, ария Владимира Игоревича из "Князя Игоря" Бородина, романс Надира из "Искателей жемчуга" Бизе и, конечно же, русские песни.
Отсюда в студёную
зиму 1919 года ушёл он попытать
своё счастье - выступить в
Твери. С этим городом связано
многое в биографии Сергея
Яковлевича Лемешева. Здесь прошла
его юность, проходило становление
его мировоззрения. Первое
Учёба в школе была ступенькой
для поступления в не менее
известную тогда в Твери
Осенью 1921 года Сергей Лемешев становится студентом Московской консерватории. В 1925 году он заканчивает консерваторию. Потом - дебют в Свердловском театре оперы и балета, выступления в русской опере в китайском Харбине и в Тбилисском театре оперы и балета.
С 1931 года С.Я.Лемешев - солист Большого театра СССР. Его голос - лирический тенор - необыкновенно мягкого и светлого тембра почти сразу снискал популярность и любовь поклонников оперного искусства. Тем не менее, Лемешев был большим тружеником и тщательно работал над каждой оперной партией. А их было много: Ленский ("Евгений Онегин"), Берендей ("Снегурочка"), Звездочет ("Золотой петушок"), Индийский гость ("Садко"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Боян ("Руслан и Людмила"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Альмавива ("Севильский цирюльник") и другие.
Лемешев был также
непревзойденным камерным
С.Я.Лемешев скончался 26-го июня 1977 года на 75-м году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В середине восьмидесятых на родине Сергея Яковлевича Лемешева, в деревне Князево, был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о жизни и творчестве артиста.
Музей Лемешева является филиалом
Тверского областного государственного
объединённого историко-
Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века
Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений.
Изменение политической ситуации повлияло и на школу. Старая система обучения была разрушена, немало оказалось утеряно. Идея же о необходимости всеобщего эстетического, в том числе – музыкального, воспитания закрепилась и продолжала развиваться.
Вместо учебных заведений различных типов издавалась единая трудовая школа, где готовили «активных строителей коммунистического общества, людей всесторонне развитых». Музыка стала обязательным предметом. В Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос) действовал Музыкальный отдел. Луначарский подписал постановление «О доступе народных учителей в специальные музыкальные учебные заведения». Дореволюционные передовые идеи музыкантов-педагогов (С.И. Танеева, Б.Л. Яворского. Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой и др.) были поддержаны. Для разработки содержания, методики музыкального воспитания, создания учебных пособий, подготовки учителей Наркомпрос привлек Б.В. Асафьева, В.Г. Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую и др.
Известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин в 1919 году так сформулировал в своей статье цели музыкального воспитания в новой школе:
- развитие способности
воспринимать музыку и
- развитие необходимых
как для этого, так и для
воспроизведения в той или
иной форме музыкальных
- освоение нужных для этого знаний.
В первых программно-методических
материалах отметался формализм, указывалось
на необходимость творческого
Коренная логика старой системы образования отразилась прежде всего на уроке. Сохранив форму, он резко изменил свою цель и содержание: изменились цели «старых» видов деятельности (пение, изучение музыкальной грамоты) – помочь детям войти в мир музыки; появились новые виды деятельности с аналогичной целью (слушание, движения под музыку, творчество; хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития, более глубокого постижения музыки через собственное исполнение, воспитание «слушателя»; в содержание занятий музыкальной грамотой стали вводиться сведения о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.
В 20-е годы шла интенсивная
борьба старого и нового во всех
областях жизни, и в том числе
– образования. Влияли педагогические
теории и методы: идеи «комплекса (глубина,
жизненность, многогранность знаний),
«метод проектов», «бригадно-лабораторный
метод». Было немало ошибок. На «музыкальном
фронте» действовали масса
30-е годы. В 1932 голу вышло
постановление ЦК ВКП (б) «О
перестройке литературно-
В это время распространилось мнение, что музыкой надо заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно. Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и дворцов пионеров и т.д. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму. Появились замечательные детские художественные коллективы (хор под руководством В.Г. Соколова).
Задачи, репертуар, методы стали
переносить и в школу. Это оказалось
непосильным для всех учащихся. Стремление
же поднять уровень хоровой
40-е годы. В годы войны
музыка в школе официально
была сохранена в начальных
классах. Ее вели учителя-